double arrow

Закон Обучения: образ мышления


Этот яркий пример отражает саму суть Закона Обучения. Профессор Хэндрикс был убежден, что он как преподаватель несет ответственность за то, как я усваиваю материал. Поскольку он чувствовал в себе эту ответственность, то, если я не усваивал материал, он экстренно принимал все возможные меры – изменял план занятия, стиль преподавания, рассказывал неуместный анекдот и даже бегал по аудитории и, наконец, открыто делал мне замечание.

В противоположность этому мыслительная установка второго преподавателя ограничивала его личную ответственность изложением материала и не распространялась на то, усвоил ли его кто-либо или нет.

Базовая мыслительная установка преподавателя является центральным моментом "Семи законов учащегося". В некотором смысле все семь законов похожи на выстроенные в ряд костяшки домино: от первого зависит участь всех остальных.

Каждый учитель, являющийся истинным мастером своего дела, разделяет данную мыслительную установку – то есть считает себя ответственным за усвоение материала учащимися.

Но известно ли вам, какая установка преобладает сегодня у преподавателей и проповедников? Дело в том, что произошло трагическое расторжение исконного союза – учителя отделили себя от своих учеников и определили слово "преподавание" как "то, что говорит учитель", а не "то, что усваивает ученик".




Учителя пришли к выводу, что преподавание – это "последовательный, внутренне согласованный монолог взрослого (выступающего), произносимый им с кафедры и направленный на пассивную группу учащихся или студентов (слушателей)". Они убеждены, что их основная задача состоит в хорошо спланированном изложении материала.

Профессор Хэндрикс выработал принципиально новую мыслительную установку, согласно которой преподавание не замыкается на деятельности преподавателя, а является, в первую очередь, деятельностью его студентов. Именно студенты, а не преподаватель, находятся здесь в центре внимания. Поскольку студент, который смотрит в окно, не способен в это же время усваивать материал, то для профессора Хэндрикса было очевидным, что в данной ситуации он не достигает цели преподавания. Именно поэтому он и прервал изложение материала и подбежал ко мне.

Можете ли вы представить себе, в какой мере следование принципам профессора Хэндрикса изменило бы как вашу жизнь, так и жизнь ваших учеников?

Кроме того, а каково мнение Бога по поводу преподавания? Возможно, мы пренебрегли Его точкой зрения и теми указаниями, которые Он дал учителям?

Где бы мы ни бывали в ходе наших поездок, мы спрашивали людей, что, по их мнению, входит в обязанности учителя. Всякий раз они отвечали: "предоставление информации", "изложение материала", "выполнение плана урока". В центре внимания таких определений находится что угодно, только не усвоение материала учащимися!



Непонятно почему, но принято считать, что преподавание – это говорение. Если я войду в аудиторию, изложу свои заметки и пару раз вас рассмешу и если, помимо этого, вы еще законспектируете мою лекцию и, возможно, зададите мне один-два вопроса, то можно считать, что я вас научил, не так ли? Нет, не так. Это нельзя назвать преподаванием. Истинное библейское преподавание имеет место только в том случае, если учащиеся усваивают материал. Если они его не усвоили – значит, я его не преподал.

Что подразумевается под "преподаванием" и "усвоением материала" в Библии? Отделяет ли Бог первое от второго? Давайте рассмотрим два стиха из Второзакония, которые кажутся сходными, однако они описывают разные понятия. В одном из них говорится о преподавании, в другом – об усвоении материала.

"И созвал Моисей весь Израиль, и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их" (Втор. 5:1).

"Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам" (Втор. 4:1).

Что означает "выучить" (т.е. усвоить материал)? Что означает "обучить" (т.е. преподавать)? Как соотносятся эти два понятия? Отделены ли они друг от друга настолько, насколько мы это себе представляем?



Чтобы полностью осмыслить значение этих слов, давайте исследуем древнееврейские слова, использованные в тексте оригинала. Слово "выучить" из пятой главы Второзакония соответствует еврейскому ... ( – Пер.), а слово "научать" из четвертой главы – еврейскому ... ( – Пер.). Если отделить от слова "выучить" приставку и суффикс, останется еврейский корень ... ( – Пер.). Если отделить от слова "научать" приставку и суффикс, останется еврейский корень ... ( – Пер.).

Интересно, не правда ли? Это одно и то же слово! Именно так, одно и то же древнееврейское слово означает и "научить", и "выучить". (Обращение автора к древнееврейским словам и неожиданность вывода объясняются тем, что в английском языке для обозначения данных понятий используются два абсолютно разных слова – соответственно "teach" и "lеаrп". Поскольку в русском языке, как и в древнееврейском, эти слова являются однокоренными, такой вывод для русскоязычного читателя является изначально очевидным. – Прим. пер.) Понимаете ли вы, насколько это важно? Мы не можем отделять преподавание материала от его усвоения – эти понятия объединены раз и навсегда. Таким образом, деятельность преподавателя и деятельность учащегося должны быть неразрывно связаны.

Из еврейского слова, означающего "обучать" и "усваивать материал", можно извлечь еще один урок. Корень данного слова имеет значение "усваивать материал", но если изменить его, поставив в особую грамматическую структуру (под названием "пиель"), слово приобретет значение "преподавать".

В соответствии с древнееврейской грамматикой, основным значением данной грамматической структуры является следующее: "с энтузиазмом обеспечивать выполнение действия, обозначенного корнем слова". Что является корнем в нашем случае? "Усваивать материал". Преподавать, следовательно, означает с энтузиазмом обеспечивать усвоение материала учащимися. Другие родственные значения данной грамматической структуры – "побуждать", "понуждать кого-либо к выполнению действия" и "горячо стремиться к выполнению действия".

Видите ли вы теперь, насколько точка зрения Библии противоположна традиционной мыслительной установке учителей? Библия говорит, что преподавание – это обеспечение усвоения материала. Именно это и является сутью Закона Обучения. Мы больше не можем рассматривать преподавание как действие, выполняемое учителем с кафедры. Преподавание – это влияние, оказываемое учителем на учащегося. Как узнать, хороший ли вы учитель? – Очень просто: проверить знания ваших учеников.

Вот почему профессор Хэндрикс прервал свое занятие и обратился ко мне, чтобы привлечь мое внимание. Он знал, что если я не усваиваю материал, то нельзя сказать, что он его преподает.

Представьте себе, что бы произошло в учебных заведениях по всей стране, если бы учителя обратились к исполнению своих исконных обязанностей?! Если бы они ходили по аудитории, сосредоточенные не на своих записях, а на своих учениках? Если бы они поклялись быть верными библейскому наставлению "обеспечить усвоение материала"? Это привело бы к настоящей революции. Уровень усвоения материала значительно повысился бы, в классной комнате установилась бы дисциплина, и у учеников, вместо ненависти к школе появилась бы любовь к знаниям.







Сейчас читают про: