double arrow

ТЕМА: Мотивации и эмоции. Классификация эмоций. Сон. Сновидения. Гипноз

Цикл «бодрствование – сон» - это проявления единого процесса, суточного (циркадного) биоритма.

Сон это особое активное состояние, при котором выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Наступлению сна способствуют раздражители, вызывающие утомление нервных клеток. Наступление сна ускоряют условно – рефлекторные раздражители, чаще обстановочные, особенно на фоне уменьшения сенсорной импульсации, направляющейся в кору головного мозга.

Согласно взгляду И.П. Павлова, гипноз – это искусственно вызванный частичный сон. Известно, что в некоторых случаях спящий человек сохраняет чувствительность к определённым раздражителям, не реагируя на другие.

Эмоции (от лат. – потрясать, волновать) – реакция организма на внешние и внутренние раздражители, сопровождаемые ярко выраженными субъективными переживаниями. Сфера эмоций играет важную роль в жизни человека и различным образом влияет на его деятельность. И.М. Сеченов, анализируя рефлексы головного мозга, характеризовал мышление, эмоции как рефлексы особой сложности.

Мотивации - это вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющие нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. У человека процессы памяти тесно связаны с работой второй сигнальной системы. Обычно представления неустойчивы, они постоянно колеблются и удерживать их в сознании нелегко. Образы памяти, связанные с речевой деятельностью, напротив, обладают большой устойчивостью в продолжение десятков лет.

Цель занятия:

1) знать:

- мотивациии эмоции, их биологическая роль;

- классификацию эмоций;

-роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний;

- понятие и виды памяти;

- виды, признаки и значение сна;

2) уметь:

- исследовать мышление по пробе Зейгарника;

- определять уровень тревожности по Спилбергеру;

- исследовать объём кратковременной памяти у человека.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Высшие психические функции.

2) Память и её значение для формирования целостных приспособительных реакций. Виды памяти.

3) Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.

4) Роль отдельных структур мозга в формировании памяти.

5) Аномалии памяти.

6) Мотивации.

7) Биологическое значение эмоций. Функции эмоций. Виды. Сущность биологической теории эмоций (П.К. Анохин).

8) Сознание как высшая форма отражения действительности.

9) Физиология сна. Фазы, признаки, виды, теории сна. Сновидения.

10) Гипноз. Наркоз.

11) Сновидения.

Задания для самостоятельной работы на занятии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: