double arrow

Определение уровня тревожности

Тревожность — особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоцинальной напряжённости, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность может быть эпизодическим состоянием и быстро угасать, а может быть и чер­той характера — и тогда человек испытывает существенные труд­ности. Важно уметь оценить состояние собственной тревожности. Показано существование двух качественно различных разновид­ностей тревожности — личностной и ситуационной.

Личностная тревожность — индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, не­сущие в себе угрозу для его Я (самооценка, уровень притязаний, отношение к себе и др.). Личностная тревожность — стабильная склонность человека реагировать на подобные (социальные) си­туации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность — временное, устойчивое только в определённых жизненных ситуациях, состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных случаях. Это состояние возникает как привычная эмоцио­нальная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть экзаменационные испытания, обще­ние с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста, необходимость принимать реше­ние или выполнять неприятные для субъекта действия. Выража­ется ситуационная тревожность напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Если человек часто переживает конфликт и постоянно чувствует себя ущемлённым, тревожность может перейти во фрустрацию.

Фрустрация — состояние напряжения, вызванное субъективным восприятием непреодолимого препятствия на пути достиже­ния цели. Оно выражается либо в постоянной агрессии, либо в депрессии — угнетенности. Основная причина фрустрации — низкая выносливость в борьбе с жизненными трудностями, не­умение найти выход из создавшегося положения, недостаточный уровень квалификации. Наилучшим способом снижения вероят­ности фрустрации является овладение своей жизненной "нишей" (получение образования, приобретение высокой профессиональ­ной квалификации, союз с любимым человеком).

Цель работы: определить уровень тревожности: по Спилбергу; по тесту «субъективная минута».

Содержание работы.

Тестирование тревожности по Спилбергеру

Поставьте знак плюс в соответствующей графе справа, в зави­симости от того, как вы себя чувствуете в данный момент (см. табл. 1,2 ниже).

Определите суммарное количество бал­лов, набранных по 20 вопросам каждой из шкал раздельно. Полу­ченную сумму баллов разделите на 20, а итоговый показатель счи­тайте показателем степени тревожности в данный момент и сте­пени тревожности как черты характера.

Оформление протокола. Сделайте заключение об уровне и доминирующем типе (личностная или ситуационная) ва­шей тревожности (табл.3).

Таблица 1. Шкала ситуационной тревожности

    Ответы
№ п/п Суждения Нет, это не так Пожа луй, так Вер но, так Совер -шенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничего не угрожает        
3. 4. 5. 6. Я нахожусь в напряжении        
Я внутренне скован Я чувствую себя свободно Я расстроен Меня волнуют возможные неудачи Я ощущаю душевный покой        
7. 8.  
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напря­женности        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

Тест "субъективная минута"

Оснащение: секундомер, часы с секундной стрелкой.

Содержание работы. Засеките время на часах с секунд­ной стрелкой и закройте глаза. Как только вам покажется, что ми­нута прошла, посмотрите на часы и определите, сколько времени прошло на самом деле.

Норма — 65 с.

Лёгкая тревожность — 64—55 с.

Средняя тревожность — 54—45 с.

Высокая тревожность — менее 45 с

Оформление протокола. Сделайте заключение об уровне своей тревожности.

Таблица 2. Шкала личностной тревожности

№ п/п   Суждения Ответы
    Ни­когда Очень редко Час­то Как пра­вило
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. У меня бывает приподнятое настроение Я бываю раздражительным Я легко могу расстроиться Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть Я чувствую прилив сил, желание работать Я спокоен, хладнокровен и собран Меня тревожат возможные трудности Я слишком переживаю из-за пустяков Я бываю вполне счастлив Я все принимаю близко к сердцу Мне не хватает уверенности в себе Я чувствую себя беззащитным Я стараюсь избегать критических ситуа­ций и трудностей У меня бывает хандра Я часто бываю доволен Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня Бывает, что я чувствую себя неудачником Я уравновешенный человек Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Таблица 3. Степень тревожности

Баллы Степень тревожности
3,5-4,0 3 — очень высокая тревожность
3,0-3,4 2 — высокая тревожность
2,0-2,9 1 — средняя тревожность
1,5-1,9 зона комфорта — низкая тревожность
0-1,4 0 — очень низкая тревожность (норма)

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача №1

В каком возрасте находится человек, если 75% занимает быстрый сон?

Задача №2

В результате автомобильной аварии водитель получил травму головы и потерял возможность воспроизвести своё прошлое. Функция какого полушария у него нарушена?

Задача №3

После дачи наркоза человек не помнит информации, которая ему была предложена до наркоза. В пользу какой теории кратковременной памяти свидетельствует этот факт?

Задача №4

Человек стал забывать названия предметов. Какой центр, имеющий отношение к речи, поражён и в какой доле полушарий он находится?

Задача №5

После травмы черепа больной жалуется на расстройство сна. Назовите вероятную локализацию травматического очага в ЦНС?

Задача №6

Ответьте, могут ли у слепого от рождения человека возникать зрительные образы во время сна?

Задача №7

У человека нарушено абстрактное мышление. Функция какого полушария нарушена?

Задача №8

Больной правша не помнит названия предметов, но даёт правильное описание их назначения. Какая область головного мозга у этого человека поражена?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: