Тревожность — особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоцинальной напряжённости, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность может быть эпизодическим состоянием и быстро угасать, а может быть и чертой характера — и тогда человек испытывает существенные трудности. Важно уметь оценить состояние собственной тревожности. Показано существование двух качественно различных разновидностей тревожности — личностной и ситуационной.
Личностная тревожность — индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценка, уровень притязаний, отношение к себе и др.). Личностная тревожность — стабильная склонность человека реагировать на подобные (социальные) ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность — временное, устойчивое только в определённых жизненных ситуациях, состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных случаях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста, необходимость принимать решение или выполнять неприятные для субъекта действия. Выражается ситуационная тревожность напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Если человек часто переживает конфликт и постоянно чувствует себя ущемлённым, тревожность может перейти во фрустрацию.
|
|
Фрустрация — состояние напряжения, вызванное субъективным восприятием непреодолимого препятствия на пути достижения цели. Оно выражается либо в постоянной агрессии, либо в депрессии — угнетенности. Основная причина фрустрации — низкая выносливость в борьбе с жизненными трудностями, неумение найти выход из создавшегося положения, недостаточный уровень квалификации. Наилучшим способом снижения вероятности фрустрации является овладение своей жизненной "нишей" (получение образования, приобретение высокой профессиональной квалификации, союз с любимым человеком).
Цель работы: определить уровень тревожности: по Спилбергу; по тесту «субъективная минута».
Содержание работы.
Тестирование тревожности по Спилбергеру
Поставьте знак плюс в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент (см. табл. 1,2 ниже).
|
|
Определите суммарное количество баллов, набранных по 20 вопросам каждой из шкал раздельно. Полученную сумму баллов разделите на 20, а итоговый показатель считайте показателем степени тревожности в данный момент и степени тревожности как черты характера.
Оформление протокола. Сделайте заключение об уровне и доминирующем типе (личностная или ситуационная) вашей тревожности (табл.3).
Таблица 1. Шкала ситуационной тревожности
Ответы | |||||
№ п/п | Суждения | Нет, это не так | Пожа луй, так | Вер но, так | Совер -шенно верно |
1. | Я спокоен | ||||
2. | Мне ничего не угрожает | ||||
3. 4. 5. 6. | Я нахожусь в напряжении | ||||
Я внутренне скован Я чувствую себя свободно Я расстроен Меня волнуют возможные неудачи Я ощущаю душевный покой | |||||
7. 8. | |||||
9. | Я встревожен | ||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Я уверен в себе | ||||
12. | Я нервничаю | ||||
13. | Я не нахожу себе места | ||||
14. | Я взвинчен | ||||
15. | Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
18. | Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||
19. | Мне радостно | ||||
20. | Мне приятно |
Тест "субъективная минута"
Оснащение: секундомер, часы с секундной стрелкой.
Содержание работы. Засеките время на часах с секундной стрелкой и закройте глаза. Как только вам покажется, что минута прошла, посмотрите на часы и определите, сколько времени прошло на самом деле.
Норма — 65 с.
Лёгкая тревожность — 64—55 с.
Средняя тревожность — 54—45 с.
Высокая тревожность — менее 45 с
Оформление протокола. Сделайте заключение об уровне своей тревожности.
Таблица 2. Шкала личностной тревожности
№ п/п | Суждения | Ответы | |||
Никогда | Очень редко | Часто | Как правило | ||
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. | У меня бывает приподнятое настроение Я бываю раздражительным Я легко могу расстроиться Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть Я чувствую прилив сил, желание работать Я спокоен, хладнокровен и собран Меня тревожат возможные трудности Я слишком переживаю из-за пустяков Я бываю вполне счастлив Я все принимаю близко к сердцу Мне не хватает уверенности в себе Я чувствую себя беззащитным Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей У меня бывает хандра Я часто бываю доволен Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня Бывает, что я чувствую себя неудачником Я уравновешенный человек Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Таблица 3. Степень тревожности
Баллы | Степень тревожности |
3,5-4,0 | 3 — очень высокая тревожность |
3,0-3,4 | 2 — высокая тревожность |
2,0-2,9 | 1 — средняя тревожность |
1,5-1,9 | зона комфорта — низкая тревожность |
0-1,4 | 0 — очень низкая тревожность (норма) |
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
В каком возрасте находится человек, если 75% занимает быстрый сон?
Задача №2
В результате автомобильной аварии водитель получил травму головы и потерял возможность воспроизвести своё прошлое. Функция какого полушария у него нарушена?
Задача №3
После дачи наркоза человек не помнит информации, которая ему была предложена до наркоза. В пользу какой теории кратковременной памяти свидетельствует этот факт?
Задача №4
Человек стал забывать названия предметов. Какой центр, имеющий отношение к речи, поражён и в какой доле полушарий он находится?
|
|
Задача №5
После травмы черепа больной жалуется на расстройство сна. Назовите вероятную локализацию травматического очага в ЦНС?
Задача №6
Ответьте, могут ли у слепого от рождения человека возникать зрительные образы во время сна?
Задача №7
У человека нарушено абстрактное мышление. Функция какого полушария нарушена?
Задача №8
Больной правша не помнит названия предметов, но даёт правильное описание их назначения. Какая область головного мозга у этого человека поражена?