Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее социальных функциях

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, которая помогает получать знания об окружающем мире и бытии человека в нем. В первую очередь эту роль выполняет наука как важный фрагмент культуры общества. Познание происходит также и в таких формах, как мифы, искусство, религия.

Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков.

Аксиологическая функция означает, что культура являет собой "вместилище" ценностей, т.е. продуктов духовно-практической деятельности человека — идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести, милосердия. Культура — это мир ценностей (аксиосфера), их огромное многообразие — этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.

Существует также и социализирующая функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке —высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (науке и искусству, к традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека. Коммуникативная функция: культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура есть условие и результат общения людей. Условие — потому что только культура дает подлинно человеческие формы общения и средства общения — знаковые системы, языки. Результат — так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру. Культура — это поле человеческого общения. Она есть то, что связывает, объединяет людей.

Интегративная функция. Культура объединяет пароды, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Понятие культуры раскрывается часто в связи с понятием цивилизации. В философии и истории существует два подхода к этому вопросу. Первый –понятия цивилизация и культура отождествляются. Такой позиции придерживался В.О.Ключевский, З.Фрейд, Н.Я. Данилевский, некоторые современные авторы. В частности, как уже говорилось, Н.Я. Данилевский выделял следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассиро-авилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). По данному подходу и цивилизация, и культура – это определенная ступень в развитие того или иного общества. Например, Древний Египет – это определенная культура, для которой характерен определенный образ жизни, специфика духовной сферы и материального производства, системы общественных отношений. Все это также может быть обозначено и понятием «цивилизация».

По второму подходу понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Так считали Ш. Фурье, И. Кант, О. Шпенглер, Н. А. Бердяев. Цивилизация существует не на всех ступенях истории, имеет, как правило, общечеловеческий характер, связана не столько с творчеством, оригинальным созданием культурных ценностей, сколько с их массовым тиражированием и т. п. В частности, именно в контексте такого подхода дается толкование понятия «цивилизация» в работах Л.Г.Моргана («Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации») и Ф.Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Согласно этим работам – цивилизация появляется тогда когда начинается развитие промышленности, быстрое развитии науки, и все это — с товарным производством, существованием социально-классовых отношений. Развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: возникает массовое стремление к приобретению вещей, к комфорту и удобствам, к созданию красивых и надежных машин, домов, участию во множестве развлечений, приобщению к «массовой культуре». В тоже время происходит унификация культуры. Стираются отличия в образе жизни, духовной сфере в жизни людей разных стран. Л.Морган и Ф. Энгельс предполагали, что цивилизация не последняя ступень общественного развития. В будущем ее заменит общество, в котором не будет товарного производства, классов и государства и возродится в высшей своей форме девиз древних родов — свобода, равенство и братство. Все это будет связано с равенством прав, всеобщим образованием, подлинной демократией в управлении, братством внутри общества, высокими достижениями опыта, разума и науки.

24. Формационная и цивилизационные концепции общественного развития.

Одним из значимых вопросов для познания общества является проблема выявления закономерностей исторического развития. И философия, и история трактуют человеческую историю не как набор случайных факторов, а как определенный закономерный процесс и изучение истории невозможно без выбора методологических, то есть теоретических основ, которые бы объясняли ход процесса. В современной исторической науке таких методологических подходов достаточно много. Как правило, в современной российской исторической науке используется два подхода: формационный и цивилизационный.

Создателями формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основным положением этой теории является утверждение, что доминирующим фактором развития общества является преобладающий на данный момент способ производства. От способ производства, который Маркс называл базисом, зависит развитие всего остального: политической системы, государственного строя, культуры, морали, традиций, обычаев. Соответственно, все это - надстройка. Меняется способ производства, то есть меняется базис, меняются и все элементы надстройки. Маркс выделил пять этапов развития способа производства. Соответственно в человеческой истории он выделял пять этапов. Каждый такой этап он называл формация. Соответственно человеческая история проходит пять формаций:

первобытно-общинная

рабовладельческая

феодальная

капиталистическая

коммунистическая.

Смена формаций происходит болезненно. Для трех формаций, рабовладельческой, феодальной и капиталистической, характерно противостояние классов. И в конечном итоге конфликт между этими классами, конфликт между производственными отношениями и производственными силами приводит к революции. Тем не менее, все страны рано или поздно должны пройти эти пять формаций и прийти к коммунизму. Это теория однолинейного исторического процесса, по которому все страны проходят один путь развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: