Второй тип цивилизации - цивилизация восточного типа

Конечно, наиболее ярко признаки восточной цивилизации выражены в странах Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия). Во многих современных восточных странах влияние именно этих традиций, особенно, на ментальном уровне сохраняются, хотя многие внешние формы поменялись. Если говорить о цивилизации восточного типа, то здесь также характерна достаточно большая связь с природой. Природные условия в древних восточных странах обусловили медленное формирование частной собственности на средства производства. В России, например, частная собственность на землю начинает активно устанавливаться только после того, как Столыпин насильственным образом разрушает общину. До этого земля даже после освобождения крестьян была в руках общины. Это обусловило проявление еще одной черты – коллективизм. В той или иной степени человек связан с коллективом и это очень существенно отображается и на формах хозяйствования, и на ментальном уровне. Человек не отрывает себя от коллектива и для человека важно не проявить свою индивидуальность, а быть таким как все. Жизнь человека часто на виду и быть не таким как все, выделяться по каким-то даже небольшим параметрам было не принято. Это выражается даже в мелочах. Например, даже в современной российской деревне каждый человека находиться под бдительным вниманием общественного мнения, как говориться «все знают не только, где у вас стоит сундучок, но и что там в нем лежит». Член этого небольшого социального сообщества боится выделиться даже по незначительному признаку. Так мотив приобретения какой-либо вещью может быть не действительная потребность в ней, а сам факт обладания такой же вещью всеми остальными жителями деревни: «Ну, у нас же у всех есть». Не имеет значения: идет - не идет, дорого - недорого. Это не важно. У всех есть. В советское время коллективизм не исчез на практическом и ментальном уровне. Его проявление было поддержано новыми формами совместной деятельностью и жизнью людей: коммунальная квартиры, общественные собрания. Даже в элементарные вопросы личной жизни вмешивались коллективом. Надо сказать, что эта черта общественного сознания может проявляется как негативно, так и позитивно. Конечно, бесспорно, не очень хорошим проявлением вот этого наследия коллективизма порой является элементарная стадность. Так студент, не сдавший вовремя сессию, может оправдываться перед деканом в таком ключе: не только я еще сдал, нас несколько человек не сдало.В то же время коллективизм имеет и позитивное значение. Уровень взаимопомощи, взаимовыручки в восточных обществах может быть очень высоким. Если вспомнить трагический эпизод - подрыв «Невского экспресса», то эта черта общественного сознания проявилась очень ярко. До того, как прибыли официальные спасательные силы (а там все-таки болото и прибыли они не сразу) люди помогали друг другу. Паники никакой не было. Конечно, здесь еще сыграло свою роль, что там были офицеры МВД и МЧС. Однако и простые люди старались помочь друг другу. Выручали, чем могли.

Также характерной чертой восточной цивилизации является корпоративность. Общество состоит из достаточно изолированных групп, называемых корпорациями. У каждой корпорации свой правовой статус, свой образ жизни и занятий, своя культура и, самое главное, вот этот образ жизни он не пересекается с жизнью других корпораций, других сословий. Браки заключаются внутри сословия, и дети наследуют род занятий своих родителей. Если в семье священника рождался мальчик, то он также был обречен поступить в духовную семинарию и стать священником. Если рождалась девочка, то ей была уготована участь матушки: она должна была выйти замуж за священника, и приход ее отца был ее приданным. Поэтому, когда ученик духовной семинарии выпускался, то он получал распределение, получал определенный приход, и к этому приходу прилагалась невеста. И взять он этот приход мог только в том случае если он на этой невесте женится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: