Третий тип цивилизации – западная цивилизация

Западная цивилизация - это как раз антипод Востока. В качестве примера могут быть названы Древний Рим, Древняя Греция, современная Европа, современная Америка. В цивилизациях западного типа частная собственность на средства производства оформляется очень быстро, и достаточно быстро начинает осознаваться ценность частной собственности. Соответственно основой ментальности является идеология индивидуализма. У нас в советской традиции слово индивидуализм подавалось всегда в негативном смысле, и он стал синонимом эгоизма. Человеку могли сказать с осуждением:

«Ну, ты индивидуалист!» На самом деле под этим не подразумевается что-то такое негативное. Индивидуализм – это позиция, по которой главной ценностью является автономия личности. Каждый имеет право реализовать себя так, как хочет, не оглядываясь на коллектив, на соседей, на товарищей там по классу, по группе. При этом, конечно, подразумевается, что это не ущемляет интересы других людей. В западном обществе никому в голову не придет отчитывать: «Ну, как же так?! Все купили вещь, а ты нет!» Никому в голову не придет отчитывать: «Ну, как же так?! Все посвятили куличи, а ты нет! Как ты его есть будешь?!» И в западном обществе считается, что каждый может сделать себя сам и надо сказать, что во многих западных обществах такая возможность есть. Есть очень широкие возможности для социальной мобильности. Золотая американская мечта, то есть из низов вырастить в миллионера, она в принципе может реализоваться. Билл Гейтц начинал с мытья машин. Действительно, это человек, который сделал себя сам. В детях стараются воспитать умение быть независимым, самостоятельно решать свои проблемы, в том числе и зарабатывать. Работать в Америке начинают рано, и нормой является ситуация когда даже сын или дочь миллионера самостоятельно зарабатывают на карманные расходы или хотя бы частично оплачивают свой отдых или даже учебу.

Власть в западных государствах носит легитимный характер, т.е. опирается на закон и вот здесь действительно закон существует не только для низов, но и для верхов. Быстрее сформировались демократические механизмы, представления о правах и свободах людей. Правда, в современных западных государствах порой защита прав и свобод порой превращается в самоцель. По крайней мере, борьба за равноправие полов уже имеет извращенный вид. Самые элементарные проявления вежливости (подать паль-то, пропустить вперед) могут стать поводом для обвинения в сексуальном домогательстве. То же самое касается и борьбы за расовое равноправие. Там с политкорректностью дошло уже до того, что работодатель при сокращении штатов боится уволить плохо работающего негра, т.к. может стать объектом обвинения в расизме. Доказывай потом в суде, что он уволили негра из-за того, что он плохо работает. Сознание в западном обществе носит рационалистический характер. В западном обществе тоже богатая духовная жизнь, хорошо развиты все виды искусств, но все это занимает несколько иное место в жизни человека про сравнению с восточным обществом, все это отходит на второй план, когда речь идет о достижениях, выгодах, росте карьеры и т.д. Изменения на Западе происходят достаточно быстро, на Востоке - наоборот медленно, но ни в коем случае никогда не говорите про восточные страны, что они отсталые. В экономическом плане они могут быть очень развиты. Кто из вас откажется от японского пылесоса, который пылесосит без вашего участия? В японских офисах уборщиц не нанимают, там оставляют на ночь пылесос–автомат. Если говорить о Европе - там изменения происходят очень быстро, но именно это делает западный мир порой несколько примитивным. Восток не зря привлекает людей своей загадочностью и не зря этот мир очень стабилен.

25. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.

Этика – философское учение о морали и нравственности, о системных побуждениях человеческого поведения, определяемых представлениями о добре, зле и справедливости. При этом под понятием "мораль" подразумевается система внешних, коллективно определяемых побуждений поведения (стимулов), а под "нравственностью" – система внутренних побуждений (мотивов) социальной деятельности личности или группы.

В своем единстве внешние и внутренние побудительные морально-нравственные стимулы и мотивы называются "ценностями". Понятие "ценности" обозначает положительную или отрицательную значимость некоторого события или вещи для конкретной личности и/или группы. Эта "значимость" определяется тем местом и ролью данного события или вещи, которое отводится для них в картине мира личностью или группой. Так, деньги не имеют никакой ценности в первобытном обществе, потому что они становятся "эквивалентом товарного обмена" лишь на более поздних стадиях экономического развития общества. Деньги не являются ни положительным, ни отрицательным стимулом или мотивом в картине мира первобытного человека. Обменять имеющиеся у членов первобытной общины и ценные для современного "цивилизованного" человека вещи (золото, драгоценные камни и т. п.) на те предметы, которые значимы для членов рода или племени, – бусы, зеркала и другие малоценные для "цивилизованного" человека предметы, – достаточно просто.

Ценности можно классифицировать на материальные и духовные, коллективные и индивидуальные, вечные и исторически-преходящие. В любом случае ценности всегда субъективированы: вещь или явление становятся ценностью лишь тогда, когда они значимы для нормальной жизнедеятельности человека и эта значимость осознанна, представлена в картине мира в некоторых понятиях. Сталкиваясь в процессе своей жизнедеятельности с любым событием, вещью или явлением, человек его оценивает для того, чтобы встроить в структуру мировоззрения или вывести за пределы картины мира как не имеющее значимости.

Оценка имеет прежде всего морально-нравственную природу (сущность), потому что оценивающий событие или вещь человек принадлежит прежде всего к миру культуры, миру надприродного, который отличается от природного (биологического) мира возможностью произвольного, творческого отношения к законам существования. Пределы творчества ограничивают только условные, договорные правила межличностного и межгруппового общения. Главным из этих правил является нравственное требование, выявленное и сформулированное И. Кантом в афоризме "не делай того, что может навредить другим, тогда ты сможешь ожидать от других такого же уважения к собственной личности". Это требование относится только к тем событиям и поступкам, которые не касаются биологических законов существования человека, а относятся к сфере культуры и общественных отношений. Осознание биологических законов и потребностей собственного существования становится значимым и необходимым для человека лишь тогда, когда эти законы и потребности нарушаются: в питье и еде, в тепле и укрытии от непогоды, в возможности иметь детей, в здоровье, в сохранении жизни. Другими словами говоря, жизнь, здоровье, питание и биологическое самосохранение становятся для человека ценностью только при угрозе их утраты. Значимость культурных ценностей для человека более естественна. Культурные ценности в мире природы изначально отсутствуют, каждому человеку или группе людей приходится их формировать на "пустом месте", учитывая существующие объективные условия и формируя на их основе представления о добре, красоте, зле, справедливости и др.

Эти представления становятся специфическим регулятором человеческого поведения, они определяют сферу (пределы вариативности) морального выбора, который с неизбежностью встает перед каждым человеком в любых проблемных ситуациях: сбежать со скучной, но необходимой лекции или остаться; встречаться с некрасивым, но умным Петровым, или с красивым и туповатым Сидоровым; устраиваться на денежную, но неинтересную работу, или интересную, но малооплачиваемую; бороться за свои права на рабочем месте, или смириться с несправедливостью и т. д. Каждый выбор определяется нравственными представлениями человека о должном.

"Должное" в обществе имеет два регулятора: мораль и право. Мораль появилась исторически раньше права. Основной функцией морали является регуляция межличностных и групповых взаимодействий в "надбиологической" сфере. Моральные нормы формируются в группе и имеют форму социально-психологических стереотипов поведения в сложных, но повторяющихся жизненных ситуациях и рекомендуются личности для желательного исполнения. Право исторически возникло позже морали, правовые нормы устанавливаются государством. Правовые нормы более жестки, имеют форму юридического закона и обязательны для исполнения.

Например, специфической особенностью медицинской деятельности является то, что врач обязан по закону иметь дело с людьми, у которых нарушена самая чувствительная, многоликая и существенная составляющая человеческого существования – здоровье. Врач имеет дело с человеком субъективно и объективно страдающим, т. е. – дезадаптированным в самых различных отношениях, в том числе – и морально (нравственно). Эта особенность порождает неповторимое многообразие отношений врача как субъекта с объектом его деятельности в сфере морали и нравственности, ставит врача в ситуацию сложнейших интеллектуальных и моральных выборов, поскольку дезадаптированный пациент нарушает привычные нормы жизнедеятельности не только на биологическом уровне, но и в самых разнообразных морально-нравственных отношениях: например, может публично плакать (и проявлять аффекты иного рода), может быть агрессивным, или, напротив, неадекватно терпеливым, подобострастным и пр. То же самое справедливо и в описании поведения его родственников. То же касается и коллег, постоянно находящихся в стрессовых (ненормальных) условиях длительного сосуществования с людьми, физически и нравственно дезадаптированными в жизни. Вовсе не случайно больной в стационаре сулит врачу "золотые горы" за свое выздоровление, а после такового – в лучшем случае забывает врача и медперсонал, а в худшем – пишет на них жалобы. Что уж говорить о ситуациях инвалидизации или летального исхода!

При этом для успешной диагностики и лечения врачу зачастую приходится вторгаться в историю жизни пациента, вникать в особенности его характера, привычек, осознавать систему ценностей. Отсюда возникают проблемы профессиональной и моральной ответственности медицинского работника, профессионального долга, проблема меры ответственности за жизнь, здоровье и эмоциональное состояние пациента.

Поскольку предметом социальной работы является помощь социально незащищенным слоям населения и формирование методов распознавания социальной незащищенности личности, задача оптимизации социальной работы выступает прежде всего как проблема соотнесения юридической и морально-нравственной нормы допустимого соотношения автономности личности и ее одновременной зависимости от группы. Мораль и нравственность, таким образом, зачастую являются не только важнейшими факторами формирования нормы жизнедеятельности на всех уровнях существования человека, но и одним из важнейших инструментов профессиональной деятельности социальных работников.

Соблюдение моральных норм "в обществе в целом" всегда предполагает личности выбор ("могу поступить так, а могу и иначе"), ибо мораль в обществе всегда сослагательна (не обязательна для исполнения, а носит рекомендательный характер: "хорошо бы..."). Соблюдение моральных норм социальными работниками – не исключение. Однако в профессиональной социальной работе специалист ограничен в своем моральном выборе должностными обязанностями и профессиональной ответственностью. У него нет свободы в решении вопроса: "помогать или не помогать" представителям той социальной группы, которая является объектом его профессиональной деятельности. Понятие "профессиональной моральной ответственности" в социальной работе всегда имеет юридическое значение. Но и в законодательстве, и в нормативных актах, и в должностных инструкциях социального работника отражаются лишь наиболее типичные отношения социальных работников и их клиентов, отношения, которые имеют особенно ярко выраженные социальные последствия. Менее типичные, хотя и регулярные отношения, фиксируются моральными нормами. За их несоблюдение уволить или осудить социального работника нельзя, а вот признать профессионально непригодным – возможно.

Для того, чтобы урегулировать возможные морально-нравственные проблемы в профессиональной деятельности социального работника, существует профессиональная деловая этика социальной работы. Вместе с тем, предусмотреть все возможные проблемы, лежащие для социального работника в области морали и нравственности, невозможно. Невозможно, потому что в процессе любого морального выбора человек, как говорят, "по определению" имеет возможность творчески подходить к решению морально-нравственных проблем.

Можно ли ограничить творчество в поведении человека? История показывает, что нельзя. Парадоксально, но факт: во все времена общество затрачивало и затрачивает колоссальную энергию на формирование у членов культуры навыков репродуктивного (исполнительского) морального поведения, вводя системы запретов (законов, табу) на любой образ действий, за исключением должного. Однако во все времена члены общества нарушали и нарушают эти запреты, причем как безопасными, так и опасными для них и общества в целом способами. Более того, чем большее количество рекомендаций, регулирующих жизнь общества при помощи морали, переводилось в ранг законов (табу), тем большее количество людей и во все большем количестве сфер деятельности стремились и стремятся нарушать (или обходить) границы, устанавливаемые этими законами.

Общество, даже не осознавая эту закономерность, чувствует и потому стремится ограничить произвол в поведении человека не законодательно, а посредством формирования соответствующей моральной традиции. Исторически конкретные стереотипы морально-нравствен­ного поведения инициируют работу мировоззрения, ограничивая направленность его развития в определенном направлении и служат основными критериями проверки наличной картины мира на ее истинность и непротиворечивость.

26. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное". Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории "возвышенное и низменное", "героическое и трусливое", "комическое и трагическое". Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным (например, героизм медиков, оперирующих и выхаживающих после травм больных СПИДом; героизм матери, вопреки

обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям ит. п.).

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.

Не случайно религия возникла на том историческом этапе развития человечества, когда была осознана смертность человека. Тайна смерти, проблема смерти была одним из первых и главных стимулов и философского исследования. Силлогизм Сократа: "Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен" в Античности превозносился как пример совершенного рассуждения. Считалось, что от значения этого силлогизма зависит судьба человека, участь наций и даже существование бога. Проблема смерти, таким образом, теснейшим образом связана с понятием Бога и религией.

Основной психологический элемент религии и одно из основных понятий религии – вера. Исходным определением веры у христиан является определение, приписываемое апостолу Павлу: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Ректор Киевской духовной академии архимандрит Антоний в 1862 году дал вере следующее определение: "Это суть истины, недоступные опыту и превышающие разум человеческий, чем отличается вера от знания". Таким образом, "вера" – это убежденность в истине того, что недоступно разуму и знаниям. Именно поэтому парадоксальность формулы римского раннехристианского богослова Тертуллиана (160–222): "Credo, quia absurdum" ("верю, потому что нелепо") только кажущаяся. Если человек остро нуждается в знании или некоторой истине, но не имеет объективной возможности это знание получить, ему остается только верить в наличие искомого знания или в бездоказательную истину. Например, человек не может смириться со смертью близкого человека и он нуждается в знании того, что и после смерти возможна встреча с любимым. Но такое знание получить объективно невозможно. Тогда человек обращается к вере в загробную жизнь, и ему становится легче: ведь и в земной жизни мы иногда расстаемся на время с любимыми. Вера в бессмертие души помогает человеку смириться с потерей. Эта вера не нуждается в рациональном объяснении; вера готова принять все, что успокаивает душу.

Тема смерти неразрывно связана с идеей бессмертия. Бессмертие – с верой. Вера неразрывно связана с понятием надежды и другими нравственными категориями. Справедливый бог воздает добродетели блестящие награды после смерти, а зло подвергает страшным наказаниям. Как заметил Эмерсон, по существу, "мы считаем себя бессмертными потому, что мы считаем себя годными для бессмертия". Речь идет о ценности личности, надежда на бессмертие которой и провозглашается религией. По сути, идея ада выносит за скобки земной жизни все негативные морально-нравственные проявления человека: эгоизм, ненависть, несправедливость, зло и осуждает их носителей на вечные страдания; а идея рая увековечивает альтруизм, любовь, справедливость, честь, добро и обещает добродетельным при жизни людям вечную благодарность Бога.

В основе ценностных ориентаций религиозной личности лежит убеждение, что свое высшее и абсолютное выражение ценности имеют в Боге, который выступает как совершенные истина, справедливость, красота и т. д. Религиозные заповеди учат ценить человеческие добродетели и осуждают зло во всех его основных видах. Религия как социальный институт потому и существует тысячелетия, что за время своего существования выработала действенные механизмы морально одобряемого обществом примирения со сложностями земной жизни и смертностью человека. Но верить или не верить в Бога – личное дело каждого человека. В соответствии с законодательством РФ все граждане имеют право исповедовать любую религию, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Право и обязанность общества – требовать от личности морального поведения, а право и обязанность личности – вести себя в обществе в соответствии с морально-нравственными нормами и законом.

27. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.

Творческая сущность человека делает его свободным и ответственным за выбор структуры и соотношения смысложизненных установок. В этом – основная свобода, но и ответственность личности. Свобода человека определяется реальной возможностью произвольно формировать цель жизни и способы достижения этой цели. Ответственность заключается в необходимости самостоятельно отвечать за успешность своего выбора цели и средств для ее достижения. Человек, действительно, во многом "кузнец своего счастья", во всяком случае в таких сферах, как выбор профессии, общественных идеалов, стандарта семейного благополучия или собственных взаимоотношений с другими людьми. При этом, "человек может реализоваться по-человечески не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне себя" (Ж.П. Сартр). Выбор "цели вовне себя" всегда свободен, но неотделим от ответственности: я ответственен за себя самого и за всех, потому что я сам создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще. Человек мыслит и обладает разумом, и за то, какие цели он ставит, какие средства для их достижения выбирает, какие качества он видит (обнаруживает), выделяет, акцентирует, преувеличивает или игнорирует в других людях, он несет такую же ответственность, как "другие". Эта сложная мысль выражена у разных народов в многочисленных "простых" поговорках, аналогичных русским: "рыбак рыбака видит издалека", "не суди по себе о других", "молодец среди овец, а против молодца и сам овца", "у других в глазу пылинку видит, а у себя и бревна не замечает", "кто-то любит попадью, а кто-то – попову дочку", "взялся за гуж, не говори, что не дюж", и других.

Задавая вопрос о том, может ли человек быть свободным, если его деятельность обусловлена такими внешними обстоятельствами, как природная среда и политический строй, экономика государства и социальное происхождение, этническая принадлежность и врожденные особенности психофизического облика, мы, по сути, решаем проблему соотношения объективного и субъективного, проблему предопределенности и случайности в судьбе человека. Являются ли люди простыми "зеркалами" внешних обстоятельств, или они творят действительность, не считаясь с внешними обстоятельствами? К взвешенному и аргументированному ответу на этот вопрос впервые в истории подошел нидерландский философ Б. Спиноза, а логически завершенную формулировку этого ответа дал Гегель: "Свобода есть осознанная необходимость". Объективная необходимость человеческого существования всегда допускает свободу выбора, но только в тех пределах, которые не позволяют выйти за границы возможностей закономерности ("необходимости") той сферы действительности, в отношении которой осуществляется свободный выбор.

Чем больше человек знает об этой сфере, тем свободнее и обоснованнее он в своем выборе. Например, люди не способны жить без воды, и они издавна знают, почему в природе возможен разлив рек, и что этот разлив способен принести человеку несчастья. Но знания сами по себе не освобождают людей от бедствий, которые приносят наводнения. Для того чтобы избежать пагубных последствий наводнения, человек, вынужденный жить вблизи рек, должен знать способы построения ирригационных систем и уметь отводить излишки воды от своих жилищ. Чем больше он знает о законах природы, технологиях и материалах строительства сооружений, находящихся в воде и вблизи воды, тем более он свободен в выборе средств своего поведения и места жительства. История человеческого общества – это история постепенного освобождения человека от рабской зависимости от непознанных сил внешнего мира – природных, общественных, личностных. Таким образом, человек, чем больше он знает и умеет, тем больше свободен в своем поведении. Но и тем более он ответственен перед другими людьми за свой выбор.

Особенно сложно человеку даются знания об обществе, самом человеке и законах общения. Мы уже говорили о том, что человек и общество субъектны, т. е. в значительной степени произвольны и, следовательно, непредсказуемы в своем поведении. Эта непредсказуемость отношений несет человеку взаимоисключающие чувства: с одной стороны, радость жизни от самой возможности свободы выбора; с другой, – страх перед бесконечностью выборов. В зависимости от уже имеющейся жизненной стратегии личности, опыта, знаний, навыков поведения и т. п., в жизни разных людей страх и радость находятся в разных соотношениях друг с другом. Очень часто внешние обстоятельства жизни, недостаток образования, врожденный темперамент или особенности морально-нравственных качеств способствуют формированию такой жизненной стратегии личности, при которой в стремлении уменьшить неопределенность и непредсказуемость межличностных и межгрупповых отношений человек становится склонен к насилию, уменьшающему свободу выбора окружающих, но вносящему ясность и определенность в межличностные коммуникации.

Как свидетельствует история морали и этических учений, развитие нормативной регуляции поведения, обогащение и усложнение норм морали, моральных кодексов неизбежно ставит проблему предельно общих моральных принципов как общих оснований существующих норм. Не будет преувеличением суждение, что нравственная зрелость личности начинается с умения действовать творчески, но исходя из всеобщих принципов.

К наиболее существенным морально-нравственным принципам, определяющим успешность человеческой жизнедеятельности, относится свобода и ответственность личности в выборе сложных форм своего поведения. Наиболее сложные формы – это модифицированные социальные биологические стандарты поведения. Так, практика насилия относится к числу сложнейших теоретических проблем человекознания и обществознания, потому что тесным образом связана с вопросами об эталонах совершенного культурного поведения и будущего для человечества. Практика насилия унаследована человечеством из животного мира, но вопрос, в какой мере ее наличие является оправданным в обществе, остается открытым. Насилие в животном сообществе – это подавление биологически слабой особи, менее жизнеспособной и потому не вполне способной самостоятельно поддерживать в своем поведении стандарты естественного отбора. Жизнеспособность в биологическом мире поддерживается за счет действия преимущественно двух факторов – физического и психического. Насилие в животном мире, таким образом, это естественное физическое и психологическое подавление, а в отдельных случаях – и уничтожение, – нежизнеспособного, не выдержавшего законов естественного отбора существа или сообщества. Насилие в обществе – это всегда искусственное подавление свободы другого человека и сообщества. Насилие в обществе может осуществляться не только в физической и психологической формах, но также в интеллектуальной, идеологической, политической, экономической, эстетической, спортивной, военной, интеллектуальной, морально-нравственной и других формах.

Человеческое проявление агрессии и насилия – с одной стороны – заложены в атавизмах биологической природы человека, но с другой – преобразованы его социально-творческой сущностью настолько, что способны приобретать качественно иную форму: снисходительности, покровительства, благородства, щедрости, милосердия, альтруизма. При этом и щедрость, и милосердие, и альтруизм проявляются не только в форме самопожертвования (как это иногда случается и в популяциях животных), но в виде героизма, патриотизма, великодушия (прощения) и др. Богатство поведенческих оттенков становится следствием многоуровневой и многофакторной структуры всей системы человеческой жизнедеятельности и определяется формой и уровнем духовной и материальной культуры, с которой идентифицирует себя личность и сообщество. Чем сложнее культура, тем больший объем свободы в выборе форм поведения предоставляет она личности и группе.

Следует ли наказывать ребенка, подростка, взрослого человека за действия, которые не отвечают нашим представлениям о должном? Если наказание, являющееся разновидностью насилия, возможно, то в каких формах оно допустимо и кто должен решать вопрос о правомерности и допустимой силе наказания? Имеет ли право одно государство насильно вмешиваться в жизнедеятельность другого? Имеет ли право личность или группа в определенных обстоятельствах лишать жизни другую личность или группу? Можно ли научить человека трудиться без принуждения, т. е. того же насилия над личностью и т. п.? Имеет ли право личность или группа насильно ограничивать свободу передвижения других людей? Следует ли быть милосердным к убийце? Достойно ли уважения простое соблюдение основных моральных норм, или для уважения к человеку необходимы его героические поступки? Следует ли оказывать материальную, духовную, психологическую и физическую поддержку социально опустившимся людям? Таких вопросов перед человечеством стоит множество.

28. Представления о совершенном человеке (идеале) в различных культурах. Смысл человеческого бытия.

Всеобщие принципы присущи любой морально-нравственной системе, которая всегда исторически определенна, конкретна. Ответы на вышепоставленные вопросы лежат в системных представлениях конкретно-историческихкультур о всеобщих принципах, формирующих совершенного человека.

На раннем – дофилософском – этапе развития культуры общественное сознание, воплощавшееся в древнейших мифах и первобытной художественной деятельности, не выделяло проблему эталона человечности как самостоятельно проблему. Внимание человека было устремлено на его отношение к природе, а отношение людей друг к другу и самой природе не фиксировалось как сколько-нибудь существенное, требующее самостоятельного осмысления. В первобытном обществе сами люди не различались один от другого как неповторимые личности, напротив, в индивиде видели представителя рода, общины, племени; "Я" растворялось в "Мы" и потому отношение "Я" и "Другого" не выделялось в отдельную проблему или качество. Наиболее совершенной чертой человека признавалось умение согласовывать свои действия и помыслы с деятельностью и интересами группы.

Сознание того, что человек – свободный, активный, подлинный субъект, безотносительно к его этнической или профессиональной принадлежности, пришло достаточно поздно. Так, в Античности в человеке ценились героизм и хитроумие, верность. Важна была деятельность человека, а не его нравственные качества. В поэмах Гомера, например, диалог героев не играет существенной роли, описываются действия персонажей и потому в художественных произведениях того времени господствует эпический, а не драматический способ изображения. Хотя иногда древние философы через человека и мерой человека (вспомним знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей") характеризовали весь мир в целом, человек в эту эпоху был представлен в весьма усеченном виде.

С приходом христианства саморазвитие личности стало восприниматься как существенная и значимая характеристика бытия человека. Повысился интерес к нравственному содержанию человеческого существования. Это отчетливо видно по движению от Ветхого завета к Новому: история Христа и его взаимоотношений с людьми есть, по сути дела, развернутый художественный анализ нравственного содержания человеческого общения, в котором поведение каждого персонажа (самого Христа и Понтия Пилата, Петра и Иуды) зависит от индивидуальных душевных качеств и свободного нравственного выбора личности. В силу этой исторической тенденции в средние века в человеке особенно ценились одухотворенность и благочестие. Вместе с тем очевидно, что средневековая личность мистически зависела от божества. Необходимость осмысления отношений личности с Богом была центральной идеей концепции мира и человека того времени.

Новое, демистифицированное понимание человека было выработано культурой Возрождения. Новеллы Бокаччо впервые в истории Западной Европы сделали предметом литературного осмысления человеческое общение в его бесконечном многообразии. В лирике Петрарки впервые воспета любовь как истинно человеческое и специфически человеческое. Драматургия Шекспира впервые возвела на уровень всеобщности и субстанциональности полифонию душевной жизни человека. Живописное воплощение традиционных христианских сюжетов (вспомним, например, "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи) впервые превратила известные ситуации истории "сына божьего" в исследование и канонизацию психологической полифонии человеческих отношений.

Переход к механистической картине мира Нового времени ознаменовался созданием такой модели человека, в которой преобладающее место занимал разум, а чувственность сводилась к непосредственному контакту с миром. Проблема эмоциональной жизни человека, его духовной жизни если и возникала в западно-европейской культуре

XVI–XVII вв., то лишь на ее периферии. При этом и XVII, и XVIII столетия еще живут верой в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения "свободы, равенства и братства". Один из самых ярких художественных примеров этого тезиса – "Робинзон Крузо" Д. Дефо. Отношения между Робинзоном и Пятницей стали моделью эталонного межличностного общения, а сам Робинзон – эталоном разумности, мужественности и творческой самореализации.

В эпоху Просвещения именно такое понимание сущности человека и совершенства человеческих отношений завоевало наиболее широкое признание. Смещение центра тяжести научных и философских исследований с механики и теории познания (онтологии и гносеологии) на антропологию и педагогику, этику и эстетику свидетельствовало прежде всего о новом осознании сущности самого человека и его эталонных качеств. Борьба чувства и долга, страсти и разума надолго стали центральной темой человекознания, заложив основы такого понимания человека, из которого чуть позже у Л. Фейербаха выросло учение о любви человека к человеку, учение о человечности человека.

В наше время основными проблемами мировой истории стали такие проблемы, как "война и мир", "человек и природа", "жизнь и смерть", "человек и люди", которые выросли до уровня глобальных проблем, решение которых, тем не менее, до сих пор не нашло убедительного для большинства решения, плана общих действий. Идеалом человека современной эпохи, вновь провозглашающей идеи гуманизма как основной общечеловеческой идеологии, является личность, способная к самореализации в семье, профессии и обществе. Гуманизм – в широком смысле – это исторически изменяющаяся система воззрений, всегда признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие способностей. Гуманизм считает благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности, – желаемой нормой отношений между людьми[71]. Но гуманистический идеал человека остро ставит проблему морально-нравственных и эстетических оснований духовной жизни человека в условиях личной свободы каждого, проблему условий и факторов формирования свободного, но нравственного человека. В условиях широкой свободы личности человек сталкивается с опасностью, исходящей от него самого.

Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).

Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.

Свобода и ответственность

Свободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности. В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим. Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответность на вызов бытия - рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обременность» Я своей Самостью, т.е. необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью.

Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне - другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения.

Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей.

29. Сознание – субъективная реальность. Структура сознания. Самосознание и личность.

С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку. С точки зрения современной науки, сознанием обладает только человек. Сознание – это свойство функционирующего головного мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. В основе сознания лежит знание о мире, но сознание - это не только знание о мире, это отношение человека к миру, осознание себя в этом мире. Поэтому можно представить формулу сознания. Сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к миру.

Выделяют несколько свойств сознания:

1). Сознание вторично, т.е. содержание сознания отображает окружающий мир. Самый простой пример. В детстве мы учили стихи С. Есенина (а стихи это тоже продукт деятельности сознания): «Белая береза под моим окном...». Почему именно береза, а не пальма, например? Все очень просто: березы не просто распространены в нашем климате, именно береза росла и растет по сей день под окном домика в селе Константинове, где жил Есенин. То есть сознание отображают ту объективную реальность, которая есть. Также это ярко проявляется при формировании мифологии тех или иных народов. Мифы, хоть и содержать большую долю вымысла, этот вымысел также опирается на реальность. Четко отражаются реалии окружающего мира в мифологии древних славян. Персонажем славянкой мифологии является леший. Этот образ появился в славянской мифологии не случайно. Славяне жили в лесах. Лес был важнейшим партером древних славян, партнером трудным и опасным. Все это и аккумулировалось в образе лешего. Он мог дать грибу, ягоды, добычу, но в тоже время мог замутить мозг, запутать и человек терялся в лесу. А у степных народов такого образа не было.

2). Сознание социально. Это означает, что сознание формируется, проявляется только в совместной деятельности людей. И опять же сознание отображает те устоявшиеся нормы, социальные традиции, которые есть в том или ином обществе. Приведем пример из детского фильма «Королевство кривых зеркал». Забавная история, в которой девочка Оля и ее отражение Яло попадают в царство зла. Там они стали свидетелями сцены, которая была для советского человека совершенно дикой: на их глазах отрицательная героиня фильма ударила слугу. Оля и Яло просто автоматически вскрикивают: «Вы бьете человека!». Они даже забыли, что они находятся в другом обществе, что они притворились королевскими пажами. И также естественно недоумение самого пострадавшего слуги: «А вы что разве не бьете своих слуг?». Это два мира, которые сформировались в разных социальных условиях. Соответственно два совершенно разных образа мысли, два разных сознания.

3). Сознание субъективно. Это значит следующее: не смотря на то, что сознание формируется на основе знаний об объективном мире, эта информация преломляется через личность человека, его индивидуальный жизненный опыт, индивидуальную систему ценностей. Одни и те же явления, события могут оцениваться совсем по-разному в зависимости от индивидуальных свойств. Самый простой пример: выпадение первого снега. У большинства людей это явление вызывает радостные эмоции. Особенно у маленьких детей. Можно поиграть в снежки, красиво и т.д. А вы попробуйте убедить курсантов военного или милицейского вуза, что первый снег и вообще снег - это хорошо. Для них выпадение снега обозначает подъем в 5 утра, все получают лопаты в руки и идут расчищать снег. Территория должна быть чистой.

4). Сознание имеет предметно-практическую природу. Мысль нельзя увидеть ни в одном приборе. Сознание проявляется в актах человеческой деятельности: словах, поступках человека, в результатах его творчества. Так, когда вы едите в троллейбусе, даже если ваш попутчик не скажет ни слова, то и без вербального общения вы можете догадаться, что он собрался выходить по ряду действий: поправляет одежду, сумку, надевает перчатки. Структура сознания достаточно сложная. Если говорить о психике человека, о его сознательном мире, мире, которым как раз называем сознанием, то условно здесь выделяют несколько разделов, несколько уровней. Нарисуем в виде схемы. Из чего состоит?

Прежде всего, выделяют:

Сознательное

Бессознательное

Прежде всего поговорим о бессознательном. Что это такое? В чем оно проявляется? Бессознательное проявляется в двух формах.

1). Первая форма пронизывает наше с вами каждодневное существование. Это стереотип автоматического поведения. Сюда относятся наши многие повседневные действия: письмо, ходьба, плавание, вождение машины, катание на коньках. При этом, не человек задумывается как выводить какую буковку как вы это делали, когда только учились писать. Когда человек идет, то он не задумывается, какую ногу ставить левую или правую. Если он об этом задумается, то, скорее всего, упадет. Эти стереотипы очень устойчивые. И даже если на какое-то время человек прерывает данное занятие, то через некоторое время он его вспоминает. Например, сюда может, отнесено и плавание. Зимой многие, кто умеет плавать, не ходят в бассейн, но как только наступает лето, плавательный сезон все, кто умеет плавать, входит в воду и сразу же вспоминает как это делается. Даже если пройдет большой перерыв в каком-либо занятии этот стереотип поведения в подсознательном будет сохраняться и облегчит потом его освоение по второму разу.

2). Также второй аспект, в котором у нас проявляется бессознательное – это сновидения, оговорки (сказал то, что не хотел сказать). З. Фрейд считал, что каждая оговорка это проявление истинных желаний человека. Если, например (это его классический пример), оратор выходит на трибуну и вместо того, чтобы начать собрание произносит фразу, которая закрывает собрание «Позвольте объявить наше собрание закрытым!», то это обозначает, что на самом деле он очень хочет, чтобы собрание закрылось. Сюда относятся и некоторые патологические явления, с которыми мы тоже время от времени сталкиваемся. Например, галлюцинации или бред. Если человек болен гриппом в серьезной форме, то во сне он может бредить,даже если он не страдает психическим заболеванием. При этом может раскрываться информация, о которой он сам может забыл. Приведем классический пример о служанке, безграмотной женщине, которая заболела, и в бреду начала говорить на иностранном языке. Она на своем родном не умела ни читать, ни писать. А здесь она заговорила на иностранном языке, причем достаточно редком. Выяснилось, что до того как она служила в этом доме, где она заболела, она работала у профессора, который занимался именно эти иностранным языком. Понятно, что она никогда не брала у него уроки, но время от времени фразы в доме произносились, обсуждения какие-либо велись пусть очень сумбурно, эпизодически, она их слышала (может, когда гостьям подавала чай).

Теперь поговорим о сознательном. Выделяют четыре сферы:

1. Чувственная сфера (от слова «чувства»). Ни в коем случае нельзя путать ее с эмоциональной сферой! В быту мы часто используем термин «чувства» для обозначения эмоций: любовь, страх, ненависть и пр. Это не правильно. Под чувствами в психологии понимается все, что связано с работой органов чувств - зрение, слух и пр.

2. Логико-понятийная сфера. Именно эта сфера отвечает за логическое мышление - это область общих понятий, мыслительных операций.

3. Эмоционально - аффективная сфера. Это сфера эмоций -страх, гнев, радость, торжество и т.д.

4. Ценностно-смысловая сфера. Это как раз именно та сфера, которая отвечает за какие-либо моральные нормы, какие-либо духовные идеалы.

И если мы говорим о структуре сознания, то бесспорно, нужно обязательно выделить самосознание. Сознание человека всегда рефлексивно. Сознание человека просто невозможно без поворота на самого себя. И самосознание - это, прежде всего, осознание себя по отношении к окружающему миру. Человеческое развитее просто невозможно без выделения себя из окружающего мира. Когда начинается становление личности? Тогда когда он научился выделять себя из окружающей среды, об этом свидетельствует момент, когда малыш произносит слово «Я». Родители очень часто это недооценивают: «Ты, ты, давай собирайся быстрее». На самом деле произошел важнейший момент в становлении их ребенка - он себя выделил из окружающего мира, началось становление их ребенка как личности.

Выделяют несколько этапов становления самосознания:

1. Телесное «Я», то есть когда ребенок, глядя в зеркало или на фотографии, говорит - «Это я»

2. Социальное «Я», то есть осознание себя в системе социальных связей. Порой это часто касается самых простых понятий, но это очень важно. Ребенок начинает понимать, что он, это - он, эта женщина - его мама, этот мужчина - его папа, а вот эта женщина - воспитательница в детском саду. И он осознает специфику отношения каждым членом окружающей его социальной среды и соотносит себя с этой системой социальных связей. Так он понимает, что к маме и папе можно обращаться на «ты», а к воспитательнице надо обращаться по имени отчеству, что у родителей можно потребовать новую игрушку, а у воспитательницы нельзя.

3. Нравственное «Я», то есть, это формирование нравственного самосознания, нравственных норм и идеалов. Человек начинает осознавать, что он может сделать, что он не может сделать, именно он лично. Например, человек может установить для себя, что он не будет обманывать, или студент может для себя установить, что он не будет списывать на экзаменах.

4. Сверхсознательное «Я», то есть осознание своей ответственности за окружающих. Как минимум у человека должно сформироваться представление об ответственности за своих близких. Даже если это пока ребенок, даже если молодой человек является в положении сына или дочки, например, студент, он уже должен понимать свою ответственность. И даже школьник может уже понимать свою ответственность за своих родственников. Например, мама пришла домой вечером, она устала. И ребенок может помочь ей, помыв посуду, а если есть маленький брат или сестра, то может сходить за ней или ним в детский сад. Чем старше становится человек, тем выше уровень ответственности должен у него быть. В частности, высокий уровень демонстрировали граждане в годы Великой Отечественной войне, когда даже школьники, приписав себе год-два, уходили на фронт, включались в партизанское движение. К сожалению, порой современные представители молодежи демонстрируют низкий уровень осознания своей ответственности. Многие считают нормальным, что родители оплачивают их обучение и развлечения, покупают одежду, и при этом не прилагают никаких усилий, чтобы нормально учиться, прогуливают занятия, обманывают родителей.

30. Познание. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.

Для человека свойственно познавать окружающий мир. Человеческий разум постоянно старается ответить на вопрос: «Как устроен мир?» В философии существуют разные позиции о том что, познаваем ли мир? Оптимистическая позиция - познать можно все. Скептики считают, что познать можно не все, нельзя все узнать. Агностики считают, что мир вообще не познаваем. Будем исходить из того, что мир познаваем. Что такое познание вообще? Очень часто студенты считают, что познание связано с организованным учебным процессом. Это не так. Познание -это вообще любой процесс, в ходе которого формируются образы или представления об окружающем мире. Познание представляет собой социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, в ходе

которой возникают чувственные и мысленные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания.

Этот процесс может происходить в любой форме. Подумайте, вовлечен ли в процесс познания крепостной крестьянин середины XIX века, который никогда не учился, никогда в жизни не сидел за партой, который не умеет ни читать, ни писать? Конечно, вовлечен! Ведь он знает об окружающем мире достаточно много: он знает, что после того как закончится зима, настанет весна, а потом и лето, он знает о том, как правильно посеять урожай, он знает систему социальных связей, пусть даже в несколько утрированной форме, в частности, он знает, что где-то есть царь-батюшка, а рядом помещик. Возможно, он также имеет представление пусть и мифологического плана о том, что царь хороший, помещик - плохой. И процесс этого познания у него шел всю жизнь.

В структуре познания всегда выделяют объект и субъект познания, цель и результат познания, средства познания. Объектом познания может быть любая реальность. Это может быть все что угодно: окружающая природа, жизнь животных, литература, политическая жизнь. Без объекта нет познания. Субъект познания – это целесообразно действующий агент (человек, коллектив, общество, человечество) познания, носитель познавательных способностей. В качестве средств познания могут выступать язык, категориальный аппарат, средства – телескоп, компьютер и др. Результат познания – это

знания.

Выделяют несколько видов познания.

Каждый человек обязательно сталкивается с такой формой познания как житейское или обыденное познание. Эта форма познания касается нас всегда. Житейское познание основано на наблюдении, житейской смекалке и не обосновано научно. Такое познание осуществляется в повседневной жизни. Например, девушкам, которые учатся готовить тесто, более опытные хозяйки (или они узнают обо всем в рецептах) объясняют, что чтобы тесто поднялось, нужно взять соду и погасить ее уксусом. В данный момент, девушки даже не задумываются о том, что речь идет о химической реакции. Если взять человека, который химию не изучал, но запомнил, что это нужно делать, это будет ярким примером обыденного житейского знания. Нужно сказать, что мы все в каких-то вопросах обладаем научными знаниями, а в каких-то вопросах - житейскими. И трудно сказать, каких знаний больше: обыденных житейских или научных. Если говорить, например, о медицине, то она представлена для нас обыденными знаниями. Второй вид познания, который можно выделить, - это художественное познание. О художественном познании мы говорим, когда человек узнает об окружающем мире из художественных произведений (литературы, фильмов, полотен художников). И такое познание имеет свою специфику: оно образно, эмоционально. В художественных произведениях все построено на образах. В художественных произведениях обязательно присутствует вымысел. Учитывая последнее обстоятельство, обязательно возникает вопрос, насколько ценен этот вид познания? У этой формы познания очень большие возможности. И о многих событиях, даже исторического плана, многие люди узнают именно благодаря художественным произведениям: фильмам, литературе. Например, бесспорно достаточно ярко показывает жизнь Франции эпохи абсолютизма известное произведение А. Дюма «Три мушкетера». Большинство исторических персонажей этого произведения реальны. И король, и Ришелье, его политика достаточно адекватно отображена в романе. Имели место даже сами мушкетеры и эта известная история с подвесками. И в этом плане стоит использовать данную форму познания исторического процесса по максимуму. На школьных уроках истории о многих событиях даже не успевают рассказать.

Можно выделить особую форму познания – религиозное. Для него характерно догматизм, т.е. те или иные представления дается без доказательств, воспринимаются на веру.

Также выделяют и паранормальное познание. Сюда относятся такие антинаучные представления как магия, алхимия, астрология. Так в продаже можно встретить книгу «Нумерология», в которой граждан убеждают, что от номера квартиры, от номера машины зависит судьба человека. Наиболее организованное, наиболее сложное познание - это научное познание. Научное познание предполагает объяснение фактов. Научное познание не терпит эмоций, зато строится на доказательствах и объяснениях.

Теперь стоит выделить ступени в нем, уровни познания.

1. Чувственное познание, то есть познание средствами органов чувств. У человека 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Именно они дают нам информацию об окружающем мире. И здесь это познание осуществляется по нескольким ступеням.

Первая ступень - ощущение. То есть это отражение отдельных свойств предмета, при этом необязательно в сознании складывается полная комплексная информация об этом предмете. Например, если человека подвести с закрытыми глазами к столу и предложить положить на него руку. Первое, что мы ощутим - гладкую поверхность и ее температуру (то есть поверхность холодная, ниже температуры человеческого тела). Какую-то еще информацию мы не получим. Мы только знаем, что поверхность плоская в данном месте, она гладкая и прохладная. Мы даже не можем сказать, что ЭТО! Аналогичный будет результат, если бы с завязанными глазами дотронемся до яблока. Мы получим очень немного информации: что-то гладкое и твердое.

Для того чтобы получить полную информацию, нужно перейти на следующую ступень - восприятие.

Восприятие как раз предполагает, что формируется целостное представление о данном предмете. Это происходит, когда человек получает целый ряд ощущений, и это дает полную информацию. Например, мы может не просто дотронуться до стола, мы можем его, как следует пощупать. И на ощупь мы можем определить его контур и формы. А если, например, нам предложат яблоко, и мы задействует все наши органы чувств: посмотрит, пощупаем, понюхаем, откусим кусочек и пожуем. В результате мы как следует поймем, что такое яблоко – это фрукт круглой формы, желтого, зеленого или красного цвета (возможно их сочетание), достаточно плотный (а возможно даже твердый), кисло-сладкий на вкус, с нежным ароматом. Для лучшего понимания, что такое восприятие, представьте, что вы обследуете не яблоко, а какой-то неизвестный для вас фрукт, например, лайм или дуриан.

Следующая ступень – представление. Представление – это образ предмета, который в данный момент не наблюдается, но закрепляется в памяти. Например, если хоть раз попробовали лайм и дуриан, то мы можем рассказать другим, что это такое, как этот фрукт выглядит, пахнет, каков он на вкус. Роль представления очень велика. Состоит в том, чтобы помочь человеку сохранить в своем сознании наглядный образ явления или предмета, в том, чтобы сохранить его в жизни, и, естественно, каждый раз ему не нужно

познавать то, что он уже знает. Если вы хоть раз попробовали дуриан, то на предложение друзей сделать это еще раз вы уже осознано можете ответить, хотите вы этого или нет, т.к. знаете, что это.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств. Без него мы не можем обойтись, но насколько оно является достоверным? Если разобраться с этим вопросом, то, конечно, выяснится, что степень достоверности чувственного познания относительна. Во-первых, существует такое понятие, как порог ощущений. Существуют общие пороги ощущений. Например, интервал звук, сила звука, который человек слышит. Или же условия, в которых он видит. Нужно сказать, что в этом плане, человек очень несовершенен. По сравнению с тем, кого мы снисходительно называем «братья наши меньшие», мы очень несовершенны. Человек гораздо хуже животных слышит, видит, нюхает. И по сей день человек использует животных для своей пользы, чтобы как-то компенсировать свои ограниченные возможности. Например, хороший нюх собак используется в служебно-розыскной деятельности. Собаки ищут наркотики, оружие, пропавших людей и делают это намного эффективней, чем люди. Нюх собаки настолько чуток, что может замечать то, что человеку заметить не дано.

Так же, бесспорно и очевидно, что существует индивидуальный порог ощущений. Есть общий, определенно установленный природой, и в то же время он колеблется между индивидуальными особенностями людей. Одни обладают зорким зрением, другие нет. Одни обладают тонким слухом, другие также нет. Для человека свойственна функция компенсации. Если человек имеет проблемы с одним чувством, то очень часто ему это компенсируют. Например, у незрячих улучшается, развивается слух.

Так же, если мы говорим об ощущениях, то мы здесь выделяем такое свойство, как адаптация. Адаптация - привыкание, ослабление того или иного чувства. Самое простой пример: когда мы входим в темную комнату, мы первое время ничего не видим. Потом мы

начинаем привыкать, и через несколько минут наши глаза уже видят. Еще один пример: летом мы хотим искупаться, входим в воду, а она, как правило, ниже температуры тела, сначала нам кажется холодной, а потом мы привыкаем и вода уже не кажется холодной. То же самое происходит с запахом. К запаху человек адаптируется лучше всего. Девушки порой выливают на себя полпузырька духов, а потом говорят, что духи плохие, т.к. запах неустойчивый. На самом деле они просто адаптировались и перестали его замечать, зато замечают все, кому довелось с этой барышней ехать в одной маршрутке или работать с ней в одном кабинете. Сама барышня может понять свою ошибку на следующий день, когда берет в руки вещь, надевала накануне и чувствует тот самый «неустойчивый»

запах.

Без чувственного познания мы не можем узнать окружающий мир, но оно не является абсолютно достоверно. И самое главное, оно не объясняет причинно-следственной связи. Поэтому для человека обязателен второй уровень - это рациональное познание. Рациональное познание, то есть логическое познание. Здесь выделяют следующие ступени:

1) Понятие, то есть какое-то обобщенное представление. Понятие может быть как обыденное, так и научное. И как раз понятия позволяют нам между собой договариваться: что мы имеем в виду. Если кто-то из нас забудет ручку и скажет - «У меня нет ручки!» - то остальные сразу поймут, что нужна не какая-то конкретная ручка, а просто предмет для письма. Если кто-то из нас говорит: «Пошли на дискотеку!», то остальные понимают, что имеется в виду - место, где можно отдохнуть и в какой форме это сделать. И отличают дискотеку от библиотеки. Это является кирпичиком теоретического сознания.

2) Связанные между собой несколько понятий образуют суждение, посредством которого устанавливается или отражается взаимосвязь каких-либо вещей или процессов. Например, самый простой пример суждения: «человек есть разумное существо». Или примером суждения может служить известное средневековое выражение: «студент, по своей природе, туп, ленив и развратен».

3) Связанные между собой несколько суждений образуют умозаключение. Например, если мы брали в качестве суждения «человек - существо разумное», то, примером умозаключения может быть следующее: «человек -существо разумное, следовательно ему свойственно мыслить». Если брать это средневековое выражение относительно студента, то может получиться такое суждение: «Студент туп, ленив и развратен, и следовательно, его нужно чаще наказывать».

Одно без другого невозможно. Теоретическое мышление невозможно без чувственного. И в то же время, чувственное мышление невозможно без теоретического. Чувственное познание невозможно без теоретического. Они взаимосвязаны между собой.

31. Познание и творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в процессах воображения, интуиции, логического мышления).

Что такое «творчество»?

Творчество — это создание чего-то нового, того, чего ранее не было. Бывают разные виды творчества.

1. Художественно творчество. Сюда входят, как и зарисовки непрофессиональных авторов, например, детские рисунки (все рисовали в детстве, в том числе и на обоях, это тоже творчество), так и профессиональные работы: работы художников, писателей, музыкантов.

2. Прикладное творчество. Оно очень часто встречается в нашей с вами повседневной жизни: многие шьют, вышивают, делают сами вещи из дерева, плетут кружева. Сюда же относится изготовление керамика, ковка, ювелирное искусство. И опять же образом этого вида творчества может быть как произведение заслуженного художника, так и первая ученическая работа, например, вышивка, которую ученицы второго класса сделала на уроке труда. При чем здесь можно не делать разделения по гендерному признаку. Шьют прекрасно не только же женщины, то и мужчины, вышивают не только женщины, но и мужчины. Великий кардинал Решелье оставил след не только в международной политике, не только в развитии своего государства, но и в развитии рукоделия, создал особый вид вышивки называется «решелье». А кузнецами в современные дни может быть и женщина.

3. Также, бесспорно, мы можем выделить такой вид творческой деятельности, как производственно-техническая. Она немножко напоминает прикладное творчество, это, например, деятельность инженеров, рационализаторов, но осуществляется на более высоком уровне.

4. Следующий вид творч


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow