double arrow

Под объективными факторами развития общества обычно понимаются такие условия, которые не зависят от сознания человека, его воли

Объективными факторами в истории являются:

1. Географический фактор, особенности природных условий, в которых развивается то или иное общество. Значение и примеры влияния этого фактора мы уже рассматривали: именно особенности географической среды обусловили развитие у древних славян общину. Славяне селились в лесу, и им приходилось у леса отвоевывать площади под посевы, им практиковалось подсечно-огневая система земледелия. Это невозможно было осуществить усилиями индивидуальных хозяйств. Также именно лес стал важным фактором, который определил, что монголы-татары, захватив Русь, не стали создавать своей администрации в русских княжествах, а только ограничивались требованием дани: кочевому народу было трудно приспособиться в лесной местности.

2. Уровень развития средств производства, экономическое развитие общества. Этот фактор особенно важен. В марксизме традиционно считалось, что этот фактор является ключевым, определяющим состояние всего общества. Также классически было принято считать, производительные силы на определенном этапе развития общества перерастают рамки существующих производственных отношений, вступают с ним в противоречие. Это приводит к социальному взрыву, вызывает революцию, насильственному изменению отношений собственности и власти. Или, если властные структуры оказались в состоянии

осознать это отставание – к глобальным реформам. Примеров влияния этого фактора в истории множество. Так Россия в начале Северной войны (т.е. войны, которую Петр I вел за выход к Балтийскому морю) терпела поражения. Причиной было отставание России в экономическом плане. Немногочисленные мануфактуры были просто не в состоянии обеспечить армию всем необходимым. Именно это подтолкнуло Петра к проведению глобальных реформ, затронувших не только экономическую сферу, но и политическую, духовную. Идея К. Маркса об особом значении состояния способа производства, его влиянии на остальные сферы жизни, особенно ярко прослеживается к развитию капитализма в европейских странах, т.е. процессов, современниками которых и были Марк и Энгельс. В других случаях значение этого обстоятельства может быть меньше, но его все равно нельзя сбрасывать со счетов.

3. Особенности политической системы. Данный фактор также имеет большое значение. Если сопоставить процесс модернизаций в XVIII-XIX вв. в европейских странах (во Франции, Великобритании, США), условно называемые странами первого эшелона капитализма и процесс модернизации в странах восточного типа (Россия, Япония), то можно выделить значение особенностей политической системы в этом процессе. В государствах восточного типа гораздо выше роль государства, в том числе главы государства и правящей элиты. Российская модернизация, известная в литературе как эпоха Великих реформ 60-70-х XIX века, не могла осуществиться, если бы император Александр II и его ближайшее окружение не осознали необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ. Также японская модернизация, вошедшая в историю как модернизация Мэйдзи, неотрывно связана с деятельностью самого императора Мэйдзи. Также очень важное значение имели древние традиции демократии в США, когда в конце 20-х гг. ХХ в. в этой стране очень болезненно проявился мировой кризис, известный как Великая депрессия. В странах, где демократические традиции не имели такой большой истории, экономические проблемы стали одной из причин установления тоталитарного режима. Так развивались события в Германии. В США также возникла угроза прихода фашистов к власти, но все же сила демократических традиций определила другой ход событий – проведение Нового курса.

4. Особенности социальной структуры общества. Данный фактор также предопределяет особенности протекания различных процессов в разных странах. Если сопоставить процесс оформления абсолютизма в России и в европейских странах, то особенность этого процесса вытекает из особенности социальной структуры российского и европейского обществ. В европейских странах абсолютизм сложился в тот момент, когда уже существовал широкий слой буржуазии. Поэтому при всей жесткости отношений между обществом и государством в период абсолютизма, в европейских государствах опорой абсолютизма была буржуазия, и власть была вынуждена считаться с ее интересами, закрепляя права и свободы, буржуазия требовала для себя не только

экономической, но политической свободы. В России становление абсолютизма началось в XVIII веке, когда в стране не сложился слой буржуазии, опорой абсолютизма стало дворянство, а это вызвало усиление крепостничества.

5. Наличие определенных ментальных установок в общественном сознании. Так на процесс формирования гражданского общества существенно влияют наличие некоторых ментальных установок, преобладающих в общественном сознании. В европейский государствах состояние общественного сознания характеризуется высоким уровнем знания и уважения к закону, граждане считают своей обязанностью сотрудничать с правоохранительными органами, с готовностью сообщают о замеченных правонарушениях. В России наоборот преобладают противоположные ментальные установки: граждане плохо знают законы, порой предметом гордости является ловкое умение обходить закон, а необходимость сообщить в правоохранительные органы о замеченных правонарушениях расценивают как стукачество.

6. Особенности геополитической ситуации. Примером проявления этого фактора может быть процесс формирования государственности у славян. На становление государственности древних славян большое влияние оказало соседство с враждебными кочевыми племенами. Постоянная военная опасность ускорило процесс образования государственности.

В истории, как правило, имеет место сочетание различных факторов.

То или иное событие, как правило, результат проявления целого ряда объективных факторов. Так Вторая мировая война стала результатом взаимодействия целого ряда объективных факторов.

Под субъективным фактором понимается деятельность конкретной личности. Это может быть как глава государства, так и человек, который выбился из низов. В российской истории было много выдающихся личностей. Бесспорно, оставили свой след такие правители как Александр Невский, Петр I, Александр II, В.И. Ленин, И.В. Сталин. Нашу военную историю не возможно представить без таких выдающихся полководцев как М.И. Кутузов или Г.К. Жуков. Именно их полководческий талант имел большое значение для исхода Отечественной войны 1812 г. и великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В истории не раз были случаи, когда простой человек, родившийся в самой простой семье, смог серьезно повлиять на ход исторического процесса. Так выдающийся государственный деятель М. Сперанский родился в семье священника, но благодаря своему упорству и таланту смог стать вторым человеком в государстве. Его деятельность имела большое значение для страны. Выходцем из низов был и выдающий ученый М.В. Ломоносов, который не только прославил отечественную науку, но и стал одним из организаторов Московского университета – первого высшего учебного заведения в нашей стране европейского типа.

Как сочетается в истории субъективное и объективное? Можно ли говорить, что развитие истории движется отдельными личностями? История – это сочетание субъективного и объективного. Рассмотрим несколько исторических примеров. Первый - причины возвышения Москвы. Был ряд объективных факторов, вытекающих из удачного географического положения (безопасность, наличие торговых путей). В тоже время такие же факторы были и у Твери. Перевес Москвы был определен наличием субъективного фактора – умной политикой Московских князей (Дмитрия Донского, Ивана Калиты). Однако их бы усилиях были тщетны, если бы не наличие объективных факторов. Второй пример. В истории России было два царя Александра – Первый и Второй. Первый правил с 1801 по 1825 гг., Второй – с 1855 по 1881 гг. У обеих была возможность повернуть ход истории. Россия остро нуждалась в реформах. Уже в начале XIX в. ощущалась потребность в отмене крепостного права, демократизации системы управления государством, создания условий для развития капиталистических отношений. У Александра I была возможность провести все эти реформы, у него был даже план таких преобразований, подготовленных Сперанским, по которому предлагалось отмена крепостного права, создание представительного органа, деление власти на три ветви. Трудно сказать, как развивалась бы наша страна, если бы проект Сперанского был бы воплощен в жизнь. Вполне возможно, Россия начала бы продвижение к конституционной монархии. Однако Александр I испугался мнения дворянской оппозиции, реформы не были проведены, а Сперанский отправлен в ссылку. Александр II был человеком более настойчивым, он не испугался дворянской оппозиции, и вошел в историю как Александр Освободитель или Реформатор. Субъективный фактор может быть сопоставлен с костяшкой домино, который заставляет полностью проявиться или не проявиться объективным факторам. Величие великих в истории в том и заключается, чтобы почувствовать наличие этих объективных факторов и правильно им распорядиться.

23. Культура как мера человеческого в человеке. Культура и цивилизация.

Что такое культура? повседневной речи «культура» — это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках. Обычно слово «культура» используется, когда в наиболее узком смысле, т.е. духовная сфера жизни человека. Даже в учебниках истории параграф культура такого периода – это рассказ о живописи, литературе, архитектуре. К сожалению, это часто порождает отношение к культуре как к чему-то второстепенному. Иногда в общественном сознании понятие «культура» вообще сводиться к этикету: культурно себя вести – значит вежливо разговаривать, у ступить женщине место в общественном транспорте и пр.

Однако само это слово имеет более широкое значение.

Культура – это любое воздействие человека на окружающую среду.

Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами.

Артефактами— феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и своей душе, в собственном физическом и духовном облике.

Кратко говоря, культура — это способ, каким человек существует в окружающем его мире. Этот способ в разных условиях является разным. Так в жители европейских стран пригласят гостя за стол, при этом снимать обувь необязательно. Естественно, что гостью нальют чашку чаю до краев. А вот даже сейчас у народов в степных регионах гостя встретят иначе: предложат сесть на пол на ковер, при этом обувь снять будет обязательно, а чаю нальют в пиалу на самое донышко, чтобы подчеркнуть вое уважение (показать, что не лень подняться и налить еще). И в каждом случае это проявление культуры своего народа.

Однако для своего времени вырабатываются свои представления о наилучшем способе этого существования в мире, реализации той или иной деятельности. Культура – это соответствие этой деятельности определенным эталонам, критериям, которые выработало на данный момент человечество. Будет ли считаться культурным строительство завода на берегу реки, отравляющим воду и воздух? Нет, т.к. человечество уже разработало уже более совершенные способы производства, не наносящего вреда человеку и окружающей среде. Соответственно культура – это определенный критерий определения соответствия тех или иных явлений, действий, поступков современным эталонам и понятиям.

Будет правильным считать, что культура — это лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и блага общества. Соответственно можно выделить

Культуру труда (внутреннею и внешнею). Под первой понимается рациональная организация труда, создание удобных, безопасных и способствующих более высокой производительности труда, условий. Сюда относится целый ряд факторов: температурный режим, освещенность рабочего места, наличие средств защиты и пр. Под второй - соответствие внешних форм проявления трудовой деятельности назначению этой деятельности. Например, любому работнику будет приятнее работать в опрятном, уютном помещении.

Культура отдыха. Она подразумевает плодотворное и рациональное использование время свободного от трудовой деятельности. Здесь тоже можно выделить два аспекта: физиологический и социальный. Физиологический аспект подразумевает правильную организацию отдыха с точки зрения физиологии. Отдых, чтобы он действительно дал отдых организму надо правильно организовать. Например, в отпуск надо идти не на 2 недели, а на 4.Отдыхать не там, где модно, а там где организм лучше себя чувствует. Социальный аспект связан с содержанием отдыха. Отдых должен содействовать духовному или физическому совершенствованию человека. Вряд ли можно назвать культурным отдых в виде пустого разговора с бутылкой пива или пустую болтовню по телефону. Зато принесет пользу чтение книг, поход в кино или театр, прогулка на природу. Также очень хорошо, если у человека есть хобби. Хобби позволяет не просто раскрыть какие-то способности, но и получить психологическую разрядку, отвлечься от повседневных проблем. Особенно это важно, если работа связана с сильными психологическими перегрузками, например, у врача, юриста, учителя.

Культура правовая подразумевает умение немного разбираться в законах, относиться к ним с уважением, поступать по закону. В демократическом государстве правовая культура – важнейший показатель общего уровня развития культуры.

Политическая культура подразумевает умение даже в небольшой степени разбираться в политических событиях, понимать свою ответственность за судьбу страны, участвовать в наиболее важный политических акциях (выборах, референдумах).С точки зрения своего внутреннего строения и устойчивого содержания ("культурные универсалии"), культура имеет два слоя. Во-первых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека. Во-вторых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, сами навыки труда людей, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания. Существуют и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органическое единство. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это также и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.

Если говорить о носителях культуры, то можно выделить мировую культуру, национальную культуру, субкультуру

Мировая культура объединяет лучшее достижения человечества. Национальные особенности народа придают культуре неповторимый колорит (цвета) и своеобразие. Можно отметить наличие так называемых культурных стереотипов. Принято говорить, например, о немецкой педантичности и прагматизме американцев, юморе французов, долготерпении и щедрости русского народа. Национальное своеобразие проявляется и в духовной, и в материальной культуре. "Дух народа", или его менталитет наиболее очевиден в языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устоявшиеся обычаи и традиции.

Субкультура – это культура какой-либо профессиональной или социальной группы. Можно говорить у субкультуре студентов, военных (вместо «буфет» - «чепок»), преступников, даже ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: