Деловые переговоры

Деловые переговоры - специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем. Деловые переговоры - инструмент как внутренних, так и внешних коммуникаций.

Цель переговоров может состоять в налаживании связей, принятии решений, заключении различных договоров, координации совместных условий, согласовании мероприятий.

Стратегическая цель переговоров - найти взаимоприемлемое решение.

Эффективность ведения переговоров:

− переговоры должны привести к разумному соглашению (максимально отвечающему интересам каждой из сторон), если таковое возможно в принципе;

− переговоры должны улучшить или хотя бы не испортить отношения между сторонами.

Цели участников переговоров могут не совпадать или даже быть противоположными, поэтому важно правильно сформулировать цели переговоров. Для этого необходимо четко знать и о себе, и о партнере (оппоненте) следующее: интересы; положение организации, отрасли на рынке товаров, услуг; наличие обязательств (каких и перед кем); наличие деловых партнеров, союзников; принадлежность организации к политико-экономической группе.

Чтобы достичь успеха на переговорах,необходимо тщательно к ним подготовиться.

Подготовка к переговорам. Успешное проведение переговоров требует сбор необходимой информации о потенциальном партнере (интересы; положение организации, отрасли на рынке товаров, услуг; наличие обязательств, наличие деловых партнеров, союзников; принадлежность организации к политико-экономической группе, финансово-экономическое состояние, деловая характеристика фирмы и.т.д.)

Гибкая формулировка задач позволяет их корректировать. Как правило, любые переговоры ведут к подписанию договора - документа, юридически проработанного и выверенного специалистами.

Предмет переговоров - любой практический вопрос, по поводу которого должно быть достигнуто соглашение сторон, учитывающее складывающуюся ситуацию.

Место проведения переговоров. Переговоры можно проводить в своем офисе или на территории оппонента. При этом в каждой ситуации есть свои позитивные моменты.

Если встреча происходит на вашей территории, можно посоветоваться с партнерами или лицом, которому поручено вести переговоры, заручиться поддержкой и одобрением руководства. При этом создается психологическое преимущество - оппонент пришел к вам. Возможность организации переговоров позволяют создать оптимальные условия для организующей стороны, в том числе эффективно использовать невербальную информацию.

Если встреча происходит на территории оппонента, то можно сосредоточиться исключительно на переговорах, так как организационные вопросы решает оппонент, есть возможность обратиться непосредственно к руководителю вашего партнера ит.д.

Можно организовать встречу на нейтральной территории.

Начало переговоров является трудной задачей. В начале переговоров происходит взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников.

Процесс переговоров предполагает решение двух задач:

- обсуждение существа дела,

- процедура решения вопросов (каким образом будут вестись переговоры).

Выделяют следующие стили ведения переговоров: мягкий, жесткий, рациональный, характеристика которых приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика стилей переговоров

Мягкий стиль Жесткий стиль Рациональный стиль
Цель - достижение соглашения при сохранении отношений любой ценой Цель - достижение своей цели (победы) любой ценой Цель - получение разумного результата при сохранении отношений
Делать уступки для сохранения отношений Требовать уступок в качестве условий для продолжения отношений Обдумывать взаимовыгодные варианты
Доверять другим Не доверять другим Вести переговоры независимо от степени доверия
Поддаваться давлению Применять давление Использовать доводы, а не давление
Настаивать на соглашении Настаивать на своей позиции Настаивать на применении объективных критериев
Поиск решения для сохранения отношений Поиск решения для реализации своих задач Поиск вариантов выбора - решать позже
Легко менять свою позицию Твердо придерживаться своей позиции Концентрироваться на интересах, а не на позициях
Мягкий курс в отношениях с людьми и при решении проблемы Жесткий курс: в отношениях с людьми и при решении проблемы Мягкий курс в отношениях с людьми и жесткий - при решении проблемы
Добиваться сохранения отношений ценой уступок, но впоследствии может появиться чувство обиды Добиваться победы давлением, но возможна потеря отношений и перспективы дальнейшего сотрудничества Результат, максимально учитывающий интересы обеих сторон

Принципы ведения переговоров:

− разграничение - следует разграничивать участников переговоров и предмет переговоров;

− интересы - сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях;

− варианты - прежде чем решать, что делать, выявите все возможные варианты решения вопроса (ищите варианты);

− критерии - постарайтесь, чтобы результат основывался на каких-то объективных критериях.)

Переговоры проходят три стадии:

− стадия анализа, на которой необходимо собрать информацию и обдумать её; разобраться в проблеме; определить интересы своей и другой стороны;

− стадия планирования, на которой надо обдумать все возможные варианты решения проблемы, спрогнозировать возможный алгоритм поведения другой стороны и свою реакцию;

− стадия дискуссии требует использования четырех принципов ведения переговоров

После завершения переговоров необходимо проанализировать результаты и, подводя итоги, выяснить:

− какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров;

− какие трудности возникали и как они преодолевались;

− что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;

− какие неожиданности возникли в ходе переговоров;

− почему не удалось диагностировать особенности партнера, его личностные характеристики;

− каково было поведение партнера на переговорах, его причины;

− какие коммуникационные ошибки были допущены с обеих сторон;

− какие принципы ведения переговоров можно использовать на других переговорах;

− какие уроки нужно извлечь на будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: