double arrow

Теоретические и организационные основы денежно-кредитной политики Центрального банка

Денежно-кредитная политика (далее – ДКП) является состав­ной частью экономической политики государства, главные стратегичес­кие цели которой – обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики – поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанных на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла – это:

политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих де­нег») – ограничение кредитных операций, повышение уровня про­центных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Приме­няется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики как условие перепроизводства товаров;

политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») – стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, на­гнетание в платежный оборот дополнительных денеж­ных средств. При­меняется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования с целью увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные. Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами. Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкрет­ных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 1970-х гг. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 1980-х гг. в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.

Разработку ДКП в как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

1) Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;

2) национальный банковский совет дает по проекту заключение;

3) Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банков­ского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;

4) до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к вы­пус­ку наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс скон­центрировался в Госбанке СССР, поскольку Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в роль главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал де­централизованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ России привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.

До начала 90-х гг. денежная масса не рассматривалась как цело­стный объект регулирования. Главный объект регулирования – наличные деньги в обращении. Другим служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане. С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты – общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было нали­чие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ре­сурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объек­та управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.

Создание системы самостоятельных коммерческих банков при­вело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиаль­но изменились и методы денежно-кредитного регулиро­вания. В ос­нове направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономи­ческие показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфля­ции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредит­ного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: