double arrow

Глава 12. Функции и организационные основы деятельности коммерческого банка

12.1. Функции, организационная и управленческая структура коммер­ческого банка

Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преиму­щест­венно торговлю, товарообменные операции и платежи. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному и долгосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья, готовой продукции, выплату заработной платы; вложения в основной капитал, ценные бумаги и т.д. Таким образом, понятие «коммерческий банк» постепенно утратило свое первоначальное значение.

Коммерческий банк – это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.Современный коммерческий банк – универсальное кредитное учреждение, предлагающее более двухсот операций. Вместе с тем есть основные операции, без которых банк не может существовать. Такими базовыми операциями являются:

– прием депозитов – привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады;

– осуществление денежных платежей и расчетов;

– предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды на условиях платности, срочности, возвратности.

Экономическая сущность банковской деятельности лежит в основе законодательного определения, сформулированного в Феде­ральном законе «О банках и банковской деятельности». К банковским операциям относятся:

1. Аккумуляция и мобилизация денежного капитала – привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады;

2. Посредничество в кредите – размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;

4. Осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных до­кументов и кассовое обслуживание юридических и физических лиц;

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8. Выдача банковских гарантий;

9. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме банковских операций, кредитные организации могут заключать ряд сделок:

– выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих испол­нение обязательств в денежной форме;

– приобретение прав требования от третьих лиц исполнения обяза­тельств в денежной форме;

– доверительное управление денежными средствами и иным иму­ществом по договору с физическими и юридическими лицами;

– осуществление операций с драгоценными металлами и драго­ценными камнями;

– предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

– лизинговые операции;

– оказание консультационных и информационных услуг.

Законодательство разграничивает понятия «кредитная органи­зация», «коммерческий банк» и «небанковская кредитная организация».

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитные организации могут создаваться в форме банков и небанковских кредитных организаций.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключи­тельное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

Небанковские кредитные организации имеют право осущест­влять отдельные банковские операции. Ограничением для них является привлечение на счета и во вклады денежных средств физических лиц.

Банки как неотъемлемый элемент экономики одновременно выступают как компонента системы воспроизводства, как инфраструктурная составляющая, как важнейший сегмент рынка финансовых услуг, как совокупность хозяйствующих субъектов банковской сферы (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Банковская составляющая в системе рыночной экономики

В качестве компоненты системы воспроизводства банки, прежде всего, являются производителями рыночных услуг и, тем самым вносят существенный вклад в создание валовой добавленной стоимости и, соответственно, ВВП. Их функциональная значимость в воспроизводственном процессе обусловлена обеспечением процессов межотраслевого и межрегионального перелива капиталов.

Банки выступают не просто посредниками между хозяйствующими субъектами, а играют ведущую роль в обороте финансово-кредитных ресурсов посредством рыночных отношений, являясь катализатором коммерческой деятельности, подсистемой, обеспечивающей воспроизводство кредитных ресурсов развития экономики.

Инфраструктурный аспектдеятельностибанков основан на содержательной интерпретации понятия «инфраструктура». В современном понимании инфраструктура – это, прежде всего, комплекс отраслей, носящих вспомогательный характер, обслуживающих производство и обеспечивающих нормальную деятельность социально-экономической системы. В этом контексте важны такие функциональные характеристики деятельности банков, как открытие и ведение счетов клиентов, хранение денежных средств, осуществление клиентских и межбанковских расчетов. В современной финансовой среде наряду с функцией банка как организованного источника ресурсов для бизнеса постоянно возрастает его роль как хранителя денежных средств и организатора единой расчетно-платежной системы.

Одним из основных направлений дальнейшего развития банковской системы выступает совершенствование системы расчетов и привлечения денежных средств фирм и населения на свои счета не столько за счет процентов по депозитам, сколько за счет повышения надежности и удобства хранения денег путем развития механизмов пассивных операций, что в первую очередь относится к системе расчетов, обеспечивающих движение денег как средства обращения.

Кроме того банки являются активными участниками операций, относящихся к категории так называемых дополнительных, т.е. сопутствующих основным, направленных на удовлетворения разнообразных потребностей клиентов – это лизинг, финансирование под уступку денежного требования операции доверительного управления имуществом, аналитические и консультационные услуги. Самостоятельным сегментом рынка являются операции коммерческих банков с ценными бумагами (дилерские услуги, андеррайтинг, услуги депозитария и регистратора). В этой связи, инфраструктурный аспект деятельности банков в экономике трудно переоценить.

Как подсистема рыночной экономики банковская система представляет собой относительно локализованный сегмент с выраженной внутренней структурой рынков. В соответствии с предметно-содержательной сущностью банковской деятельности в системе рынков банковских услуг могут быть выделены следующие структурные элементы: кредитный рынок, рынок депозитных операций, рынок услуг расчетно-кассового обслуживания, рынок услуг дистанционного банковского обслуживания (онлайновый банкинг), рынок валютных операций, рынок операций с векселями, рынок депозитарных услуг. Обобщенная структура рынков основных видов банковских услуг представлена на рис. 12.2.

Организационные основы деятельности и управленческая стру­ктура коммерческого банка регулируются Законом РФ «О банках и бан­ковской деятельности». Учредителями коммерческого банка могут быть юридические лица, физические лица, банки, объединения предприятий, министерства и ведомства. Не могут быть учредителями банков органы государственной власти, политические и общественные организации.

Специфика банковской деятельности определяет необходимый набор структурных подразделений коммерческого банка. В любом банке существуют такие органы управления, подразделения и службы, как Совет банка, правление, администрация, подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности.

Совет банка включает его учредителей. Утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков.

Правление (Совет директоров) осуществляет общее руковод­ство, утверждает стратегические направления деятельности. В состав Правления входят высшие руководители (менеджеры банка): председа­тель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений. В состав Правления также могут входить лица, полностью или частично владеющие кредитной организацией.

Организационная структура банка – это внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений.

С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк. В современном менеджменте существует несколько моделей организационных структур, которые используют кредитные организации.[99]

Механистическая структура наиболее традиционная. Каждое отдельное подразделение специализируются на своем круге операций. Механистические структуры бывают двух видов:

1. Функциональные (или линейно-функциональные) подразделения создаются для решения определенных задач. При такой структуре в крупных кредитных организациях создается вертикальная иерархия департаментов, которые делятся на управления, а те в свою очередь – на отделы, отделы – на сектора, сектора – на группы и т. д. Функциональное деление чаще всего используется небольшими и средними кредитными организациями. В его основе – пооперационное разделение структур. Например, создаются валютный, кредитный, операционный отделы и т. п.

2. Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Они обязаны уметь объяснить правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям.

Чаще всего структурно сотрудники поделены на два-три управления: по работе с физическими лицами, обслуживанию юридических лиц, иногда создается специальное подразделение для VIP-клиентов. При дивизионной структуре существует разделение на фронт-офис, отвечающий за работу с клиентами, проведение операций, и бэк-офис, на который возложена работа по оформлению документации и другое обслуживание работы фронт-офиса.

Органические структуры – альтернатива механистическим – ориентированы на быстрые изменения окружающей среды. К этой группе относятся такие структуры:

– проектная, действует для реализации отдельно взятого проекта;

– матричная, представляет собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации целей.

Организационная структура кредитных организаций не регулируется законодательно. Каждый банк вправе выбирать собственную систему.

Характеристика укрупненных блоков при механистической организационной структуре приведена ниже.

Подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, осуществляют планирование, прогнозирование деятельности банка, под­готовку и разработку методологии осуществления отдельных операций. Сюда, как правило, входят планово-экономическое управле­ние, управ­ление финансами юридическая служба и служба безопас­ности банка.

Подразделения, занимающиеся коммерческой деятельностью осуществляют организацию различных банковских услуг: кредитова­ние, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные опера­ции. В этот блок обычно входят кредитное управление, опера­цион­ное управление, управление операций с ценными бумагами, управление валютных операций.

Финансовый блок обеспечивает учет доходов и расходов в процессе деятельности банка как коммерческого предприятия. Он включает бухгалтерию, отдел внутрибанковских расчетов и корреспон­дентских отношений, кассу, отдел инкассации.

Блок автоматизации включает подразделения, обеспечиваю­щие электронную обработку данных.



Административный блок включает отдел кадров (или управ­ление персоналом), секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения. Примерная структура подразделений банка представ­лена на рис. 12.3.

Рис. 12.3. Организационная структура коммерческого банка

Например, в группе ВТБ действует матричная система управления. Управление осуществляется по двум направлениям:

1) административное управление – управление дочерними компаниями в рамках организационной структуры группы;

2) функциональное управление – координация по бизнес-процессам направлениям поддержки контроля в рамках группы ВТБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: