Схоластическая философия в Беларуси

В то время как Европа вступила в эпоху Нового времени и заявила об этом такими именами, как Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Вольф, в Речи Посполитой произошел поворот к схоластической философии. Вся наука и образование сосредоточились в руках иезуитов, которые стремились пресечь малейшее свободомыслие, вырвать с корнем идеи Реформации. Иезуиты продолжали наступление и на православие. Виленская академия превратилась в центр схоластики. Полные трехлетние курсы философии (схоластической) читались в Виленском, Пинском, Полоцком и Несвижском коллегиумах, а в Гродно, Минске, Новогрудке, Дрогичине, Витебске, Мстиславле, Орше, Слониме и Слуцке - двухлетние. Каждый претендующий на зва­ние доктора философии давал обязательство придерживаться уче­ния Фомы Аквинского.

Известными представителями схоластики в Беларуси были Войтех Тылковский (1624-1695), Адам Краснодембский (1645-1702) и Лука Залусский (1604-1676).

Войтех Тылковский с 1667 по 1681 г. занимал профессорс­кую кафедру Виленской академии, затем в Вильно возглавлял папскую семинарию. Это был один из образованнейших людей своего времени. Знал древнегреческий, латинский, древнеев­рейский, французский, немецкий и испанский языки. Его сочи­нения издавались в Париже и Вене. Иезуиты, по-видимому, привлекали к преподавательской деятельности в «новообращен­ных» регионах самых выдающихся преподавателей, тщательно и всесторонне готовили их. В. Тылковский, например, до Вильно четыре года учился в Ватикане. Философские взгляды его изложе­ны в «Занимательной философии», «Занимательной метеороло­гии», «Занимательной физике» и «Научных беседах, содержащих в себе почти всю философию».

Раздел III

«Занимательная философия» представляла собой популярное изложение трудов Аристотеля в интерпретации Ф. Аквинского. Содержались в книге и сведения из области естествознания и ме­дицины. «Занимательная философия» - ярчайший образец схо­ластики. В ней Тылковский рассматривает такие вопросы: может ли дерево говорить и на каком языке, может ли ангел бросать камни и может ли сатана согреть человека и т. д.

В «Научных беседах» рассматривались те же вопросы, но в еще более популярной форме. Решительно отвергает В. Тылков­ский учение Н. Коперника, потому что оно осуждено церковью. Если бы земля вращалась вокруг солнца, утверждает В. Тылков­ский, то люди отлетали бы от нее, как мука от мельничного кам­ня. Как и Ф. Аквинский, он доказывает существование Бога.

АдамКраснодембский(1645 - 1702) в 1662-1665 г. был про­фессором Виленской академии. В 1678 г. издал книгу «Филосо­фия, изложенная Аристотелем». Если философы итальянского Возрождения старались изучить Аристотеля по оригиналу, то схо­ласты преподавали Аристотеля по средневековым переводам, значительно искажавшим смысл.

Несколько в стороне от этой традиции находится философия Луки Залусского (1604 - 1676). Родился он на Минщине. Окон­чил Виленскую академию, там же преподавал философию, тео­логию, риторику и поэтику. В 1640 г. в Вильно издал сочинение «Общая философия...». Оно состояло из двух частей: «Практичес­кая философия» и «Теоретическая философия». Практическая философия, в свою очередь, состояла из разделов «Этика», «Эко­номика» и «Политика». Теоретическая философия подразделялась на «Логику», «Натурфилософию» и «Метафизику». В своем сочи­нении Л. Залусский придерживался в основном Аристотеля, отли­чие заключалось в порядке изложения материала. Первая часть начинается у него не с физики и логики, как обычно, а с учения о человеке. Остановимся на некоторых точках зрения ученого.

Философия как инструмент усовершенствования человеческой природы. Философ, как считает Л. Залусский, - это мудрец, доб­родетельный человек: «Правильно философствовать — это зна-

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

чит, познав многое и едва ли не все, осуществить именно наи­лучшее» [8.С.93]. Для обоснования своей точки зрения автор де­лает исторический экскурс в античную философию, соглашается с Аристотелем, что устройство частной жизни дол­жно предшествовать устройству жизни общественной.

Л. Залусский отмечает исторический характер морали: «Людь­ми мы рождаемся, добрыми же становимся...» [8.С.94]. Счастье достижимо, когда человек идет к нему дорогой добродетелей. Оно достигается в процессе активной общественно полезной дея­тельности на протяжении всей жизни. Только «последний день и поступок будет венцом и последним росчерком жизни» [8.С.96].

Для счастья человеку необходимо сдерживать свои страсти. Полностью их искоренить, считает философ, невозможно и вред­но, потому что без них слабеет душа. Человек должен научиться управлять ими так, чтобы они были во благо, тогда аффекты пре­вратятся в помощников добродетели. Сама добродетель состоит их двух частей - моральной и интеллектуальной. Интеллектуаль­ную добродетель Л. Залусский определяет как «способность к добру, пребывающая в интеллекте». Ее цель — поиск истины. Мо­ральная добродетель — это ежечасные добрые поступки человека. Первая осуществляет благо в своем роде, последняя — безусловное благо. Если человек наделен интеллектуальной добродетелью, он будет хорошим ученым. Чтобы он был еще и хорошим человеком, он должен обладать и моральной добродетелью.

Социально-политические взгляды. Политика, по Залусскому, — это наука управления государством. Для него понятия «государ­ство» и «гражданское общество» идентичны. Критикуя французс­кого мыслителя Ж. Бодена за его понимание государства как организации, управляемой на основе порядка, он отдает предпоч­тение взглядам Аристотеля, для которого оно множество, где есть все необходимое для счастливой жизни. Тем не менее философ дает определение государства, близкое Ж.Бодену: «Государством будет являться общность всякого целостного законного обще-

Раздел III

ства, созданного единой властью» [8.С.99]. Политический идеал Луки Залусского - просвещенный, справедливый и благоразум­ный государь.

Логику и метафизику Л. Залусский излагает строго по Арис­тотелю. В физике для Залусского авторитетным источником яв­ляется Священное Писание. Оно для него в учении о бытии даже истиннее, чем сам Аристотель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: