В то время как Европа вступила в эпоху Нового времени и заявила об этом такими именами, как Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Вольф, в Речи Посполитой произошел поворот к схоластической философии. Вся наука и образование сосредоточились в руках иезуитов, которые стремились пресечь малейшее свободомыслие, вырвать с корнем идеи Реформации. Иезуиты продолжали наступление и на православие. Виленская академия превратилась в центр схоластики. Полные трехлетние курсы философии (схоластической) читались в Виленском, Пинском, Полоцком и Несвижском коллегиумах, а в Гродно, Минске, Новогрудке, Дрогичине, Витебске, Мстиславле, Орше, Слониме и Слуцке - двухлетние. Каждый претендующий на звание доктора философии давал обязательство придерживаться учения Фомы Аквинского.
Известными представителями схоластики в Беларуси были Войтех Тылковский (1624-1695), Адам Краснодембский (1645-1702) и Лука Залусский (1604-1676).
Войтех Тылковский с 1667 по 1681 г. занимал профессорскую кафедру Виленской академии, затем в Вильно возглавлял папскую семинарию. Это был один из образованнейших людей своего времени. Знал древнегреческий, латинский, древнееврейский, французский, немецкий и испанский языки. Его сочинения издавались в Париже и Вене. Иезуиты, по-видимому, привлекали к преподавательской деятельности в «новообращенных» регионах самых выдающихся преподавателей, тщательно и всесторонне готовили их. В. Тылковский, например, до Вильно четыре года учился в Ватикане. Философские взгляды его изложены в «Занимательной философии», «Занимательной метеорологии», «Занимательной физике» и «Научных беседах, содержащих в себе почти всю философию».
|
|
Раздел III
«Занимательная философия» представляла собой популярное изложение трудов Аристотеля в интерпретации Ф. Аквинского. Содержались в книге и сведения из области естествознания и медицины. «Занимательная философия» - ярчайший образец схоластики. В ней Тылковский рассматривает такие вопросы: может ли дерево говорить и на каком языке, может ли ангел бросать камни и может ли сатана согреть человека и т. д.
В «Научных беседах» рассматривались те же вопросы, но в еще более популярной форме. Решительно отвергает В. Тылковский учение Н. Коперника, потому что оно осуждено церковью. Если бы земля вращалась вокруг солнца, утверждает В. Тылковский, то люди отлетали бы от нее, как мука от мельничного камня. Как и Ф. Аквинский, он доказывает существование Бога.
АдамКраснодембский(1645 - 1702) в 1662-1665 г. был профессором Виленской академии. В 1678 г. издал книгу «Философия, изложенная Аристотелем». Если философы итальянского Возрождения старались изучить Аристотеля по оригиналу, то схоласты преподавали Аристотеля по средневековым переводам, значительно искажавшим смысл.
|
|
Несколько в стороне от этой традиции находится философия Луки Залусского (1604 - 1676). Родился он на Минщине. Окончил Виленскую академию, там же преподавал философию, теологию, риторику и поэтику. В 1640 г. в Вильно издал сочинение «Общая философия...». Оно состояло из двух частей: «Практическая философия» и «Теоретическая философия». Практическая философия, в свою очередь, состояла из разделов «Этика», «Экономика» и «Политика». Теоретическая философия подразделялась на «Логику», «Натурфилософию» и «Метафизику». В своем сочинении Л. Залусский придерживался в основном Аристотеля, отличие заключалось в порядке изложения материала. Первая часть начинается у него не с физики и логики, как обычно, а с учения о человеке. Остановимся на некоторых точках зрения ученого.
Философия как инструмент усовершенствования человеческой природы. Философ, как считает Л. Залусский, - это мудрец, добродетельный человек: «Правильно философствовать — это зна-
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
чит, познав многое и едва ли не все, осуществить именно наилучшее» [8.С.93]. Для обоснования своей точки зрения автор делает исторический экскурс в античную философию, соглашается с Аристотелем, что устройство частной жизни должно предшествовать устройству жизни общественной.
Л. Залусский отмечает исторический характер морали: «Людьми мы рождаемся, добрыми же становимся...» [8.С.94]. Счастье достижимо, когда человек идет к нему дорогой добродетелей. Оно достигается в процессе активной общественно полезной деятельности на протяжении всей жизни. Только «последний день и поступок будет венцом и последним росчерком жизни» [8.С.96].
Для счастья человеку необходимо сдерживать свои страсти. Полностью их искоренить, считает философ, невозможно и вредно, потому что без них слабеет душа. Человек должен научиться управлять ими так, чтобы они были во благо, тогда аффекты превратятся в помощников добродетели. Сама добродетель состоит их двух частей - моральной и интеллектуальной. Интеллектуальную добродетель Л. Залусский определяет как «способность к добру, пребывающая в интеллекте». Ее цель — поиск истины. Моральная добродетель — это ежечасные добрые поступки человека. Первая осуществляет благо в своем роде, последняя — безусловное благо. Если человек наделен интеллектуальной добродетелью, он будет хорошим ученым. Чтобы он был еще и хорошим человеком, он должен обладать и моральной добродетелью.
Социально-политические взгляды. Политика, по Залусскому, — это наука управления государством. Для него понятия «государство» и «гражданское общество» идентичны. Критикуя французского мыслителя Ж. Бодена за его понимание государства как организации, управляемой на основе порядка, он отдает предпочтение взглядам Аристотеля, для которого оно множество, где есть все необходимое для счастливой жизни. Тем не менее философ дает определение государства, близкое Ж.Бодену: «Государством будет являться общность всякого целостного законного обще-
Раздел III
ства, созданного единой властью» [8.С.99]. Политический идеал Луки Залусского - просвещенный, справедливый и благоразумный государь.
Логику и метафизику Л. Залусский излагает строго по Аристотелю. В физике для Залусского авторитетным источником является Священное Писание. Оно для него в учении о бытии даже истиннее, чем сам Аристотель.