Контрреформация не щадила в Речи Посполитой ни православных, ни протестантов, ни даже католиков. Типичный пример (наряду с К. Лыщинским и Симеоном Полоцким — жизнь и творчество уроженца Слуцка Андрея (до принятия православной веры — Яна) Христофоровича Белобоцкого (вт. пол. XVII - нач. XVIII в.). После окончания кальвинистской школы в родном Слуцке Белобоцкий учился в университетах в Испании, Италии, Франции, где изучал труды Фомы Аквинского, Петра Ломбардского, Раймонда Луллия, Джордано Бруно и других европейских мыслителей.
После возвращения на родину, А. Белобоцкий приобрел известность как эрудированный и образованный человек. Вначале он — кальвинистский проповедник в Слуцке, а затем преподает в Могилеве. Спасаясь от преследований иезуитского ордена, он покидает Могилев и переезжает в Смоленск, а затем, в 1681 г., — в Москву. Там находит покровительство в лице старшего брата царицы-вдовы Марфы Матвеевны - Петра Апраксина, имевшего влияние при дворе. Пользуясь данным обстоятельством, А. Белобоцкий не только создает целый ряд оригинальных философс-ко-богословских произведений, но и в составе дипломатической миссии Русского государства в течение нескольких лет работает в Китае.
Учение о «естестве». Определяя в «Исповедании веры» род своей деятельности, А. Белабоцкий пишет, что является профессором философии и богословия. Такая последовательность не случайна. По А. Белобоцкому, философия имеет решительное преимущество перед богословием в том, что она свободна в познании мира. Называя философию «честнейшей протчих наук», формирующих «мудрость о больших вещах», А. Белобоцкий ее главную функцию видит в способности наставлять разум. И в этом ее главное преимущество перед богословием, которое не может выйти за пределы Священного Писания. Другое преимущество философии перед богословием заключается в том, пишет А. Бело-
Раздел III
боцкий, что философ стремится в своих рассуждениях и о Боге основываться на «естественных доводах».
Выделив в философии методологическую функцию в качестве главной, А. Белобоцкий в своем учении о «естестве», которое он определяет как «вещь, выше всех вещей», постигаемых человеческим разумом, подходит к решению проблемы начала мира. «Естество», по его мнению, существует вечно. Такое «естество» он называет несозданным, в отличие от видимого созданного. Понятие «естества» А. Белобоцкого во многом совпадает с мыслимым бытием Парменида. В духе пантеизма Бога он относит к несоздан-ному миру. Как и Дж. Бруно, придерживается идеи множественности миров.
О суете и жизни человека. Философско-богословские позиции А.Белобоцкого, сформировавшись в годы учебы в Европе на основе идей Ренессанса и Реформации, получают дальнейшее развитие и несколько корректируются в московский период. В «Краткой беседе милости с истиной», автор, дискутируя с религиозными фанатиками в вопросе меры наказания за человеческие грехи, склоняется к мысли, что даже самый большой грешник может надеяться на Милость, которая все побеждает. Истина и Милость, как две взаимосвязанные сущностные характеристики Бога, равновелики по своей силе. Однако автор считает, что Милость (Божественное милосердие, любовь, добро) всепобеждающа.
Технократизм XX в. с ориентацией на технологию, технику и науку вне связи с этикой и моралью уже показал и продолжает демонстрировать всю тупиковость разрыва истины с нравственностью. А. Белобоцкий, как и Симеон Полоцкий, сумел увидеть последствия такого разрыва, еще в XVIII в. обратил внимание на необходимость включения нравственных категорий в научно-познавательную деятельность.
В другом своем известном произведении — «Пентатегиум» — А. Белобоцкий рассуждает о суетности человеческой жизни. Вне зависимости от богатства и знатности у всех один финал — смерть. За словами о Страшном суде вырисовывается философско-гума-нистическая позиция автора о необходимости соизмерять человеком каждый свой прожитый день с нравственными принципами.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой