Григорий Конисский (1717—1795) родился в городе Нежин в семье знатного казака. В одиннадцать лет он поступает в Киево-Могилянскую академию и учится в ней пятнадцать лет. Его, как наиболее подготовленного выпускника, оставляют на преподавательской работе. Григорий Конисский постригается в монахи и получает имя Георгий. После двух лет самостоятельной подготовки, в 1745 г., он начинает читать разработанный им курс лекций по этике, а с 1747 г. — по философии, включавший историю этого предмета от античности до Нового времени, а также логику, физику, метафизику и этику.
Г. Конисский определяет философию как науку о земных вещах, о человеке и путях достижения им счастья.
В 1755 г. Г. Конисского назначают епископом в Могилев и с этих пор вся его жизнь связывается с Беларусью. Он активно включился в^ пастырскую деятельность, смысл которой видел в защите православной церкви на белорусских землях от униатской и католической экспансии. Он написал труды: «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польше бывших благочестивых, т.е. греко-восточного вероисповедания, кои римлянами обращены на унию или соединены с римской церковью», «Записки Конисского о том, что в России до конца XVI века не было унии», «Права и свободы жителям Короны Польской и Великого княжества Литовского, исповедующим греко-восточную религию».
В своих работах Г. Конисский обосновывает историческое, этническое и духовное родство белорусского, русского и украинского народов, выступает за их союз.
Г. Конисский отстаивал право всех слоев населения на просвещение и образование. В 1757 г. по образцу Киево-Могилян-ской академии он открыл в Могилеве училище и духовную семинарию.
Раздел III
Умер Георгий Конисский в 1795 г. в Могилеве. На могильной плите выбита эпитафия, сочиненная им же: Колыбель — Нежин, Киев мой учитель; Я в тридцать восемь лет назван — Святитель. Семнадцать лет боролся я с волками, А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и членом стал Синоду. Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен был я почтовому. Тут трупа моего зарыты кости В год семисотый девяностый.
Онтология. В Киево-Могилянской академии главное внимание в преподавании философии в те годы уделялось трудам Аристотеля. Философский курс, который разработал и читал Г. Конисский, также основывался на философии Аристотеля. Об этом говорит само название его труда «Общая философия, разделенная на четыре отдела, содержащая логику, физику, литературу и этику». Вместе с тем курс читался в середине XVIII в., а в Европе в то время гремели имена Декарта, Спинозы, Лейбница. Налицо успех был и в естественных науках. Поэтому Г. Конисский излагает свой курс на богатом историко-философском материале, начиная от древнегреческой и кончая современной ему философией.
По Г. Конисскому, мир двуедин — физический (природы) и духовный (сверхъестественный), сотворен Богом. Вследствие этого мир является сотворенной субстанцией, а Бог — также субстанцией, но уже не сотворенной. Истинным бытием обладает лишь материальная субстанция. К характеристике Бога понятия «сущее», «бытие», «субстанция», если и применимы, то весьма условно. Природа, по Г. Конисскому, также всемогуща, как и Бог. Она развивается по своим законам, которые он называет внутренними принципами действия. Все процессы, происходящие в ней, обусловливаются самой природой, которая поэтому является принципом и движения, и покоя. Это означает следую-
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
щее: «Какие вещи движутся, движение тех обусловливает природа, а какие пребывают в покое, их покой опять-таки обусловливает природа; и потому движение ли, покой ли имеется в телах, им по своей природе надлежит двигаться или пребывать в покое» [6.С.155].
Рассматривая вопрос о структуре природы, Г. Конисский следует учению Аристотеля о первооснове вещей. Он критикует Фалеса, Анаксимена, Гераклита, считающих первоосновой мира определенную стихию (воздух, воду, огонь, землю), и Эмпедок-ла, объединившего эти стихии. Г. Конисский считает, что в основе всего - материя, или, как он ее еще называет, праматерия, которая «никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена Богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остается и будет оставаться в будущем» [6.С. 156].
Все разнообразие мира потенциально заложено в материи. Проявляется это многообразие благодаря форме. Материя, по Г. Конисскому, это то, из чего может возникнуть любая вещь, только посредством формы. Причем это не просто форма, а форма-субстанция. Один предмет отличается от другого, потому что у них разные формы. Несмотря на то, что природа представляет собой разнообразие субстанциональных форм, мир един. И мир един благодаря материи, которая составляет его основу.
Одно из главных свойств материи — способность сохранить себя в процессе изменений. Она существует до образования всякой формы и вместе с тем является «хранителем» всех форм. Если бы материя так зависела от формы, то она бы столько раз погибала или исчезла, сколько раз меняла форму: «Материя, если она является хранилищем форм, по природе упреждает форму. Значит, она имеет собственное существование и может стойко существовать без формы вследствие всемогущества Бога» [6.С.157].
Но откуда берутся формы? Г. Конисский подробно исследует Данную проблему в историко-философском плане. Он отвергает учение древнегреческого философа Анаксагора, утверждавшего,
Раздел HI
что формы тайно скрыты в вещах, а упорядочивает их сила порождающей причины. Не согласен он и с Платоном, выводившим формы из идей. Не удовлетворяет его и Аристотель, согласно которому формы имеются в материи как способность. Однако не дает ответа на вопрос о том, откуда берутся формы, и сам Г. Ко-нисский. Таким образом, он поставил под сомнение учение Аристотеля о пассивной материи и активной форме.
Одно из главных свойств материальной природы — движение, которое, наряду с количеством, пространством и временем, составляет четвертый атрибут.
Движение Г. Конисский понимает как переход из одного состояния в другое, посредством чего в природе достигается разнообразие. Если частичные причины движения находятся в самой материи, то универсальная причина - Бог.
В трактовке пространства Г. Конисский - сторонник учения Декарта, который отождествлял материю и пространство. В природе, по мнению философа, нет пустоты — все заполнено материей. Время он рассматривает в тесной взаимосвязи с движением. Все движется не иначе как во времени, подчеркивает Г. Конисский. Поскольку движение непрерывно, непрерывно и время. Оно является мерой движения. Время может быть естественным (настоящее, прошедшее, будущее) и искусственным (часы, дни, недели, месяцы, годы). Законом времени является движение небесных тел.
Гносеология. Рационализм Нового времени сказался и на философских взглядах Г. Конисского. Он решительно разделяет веру и разум. Более того, он считает, что ничем не обоснованная вера представляет собой насилие над разумом. О самом Боге человек должен судить не только по Священному Писанию, но и руководствоваться своим интеллектом, примерами природных явлений. Истинно лишь то, что постигается разумом и подтверждается опытом.
Г. Конисский подчеркивает, что философия есть познание вещей такими, какими они существуют. Познать вещь означает познать ее причины. Эти причины находятся в самих вещах. Причины естественны.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Являясь сторонником деизма, он утверждает, что Бог, сотворив мир и дав ему законы, больше в этот порядок не вмешивается. Человек в состоянии сам познать мир и себя в нем как его составную часть.
В вопросе богопознания Г. Конисский — сторонник учения о двойственной истине. Человек, по его мнению, может познать окружающий мир, конечные и преходящие вещи, природу. Бог как самое совершенное существо находится вне природы, он вечен, поэтому может быть лишь предметом веры.
В познании огромную роль играет метод. Ученый детально анализирует методы индукции и дедукции, разработанные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Г. Конисский отдает предпочтение индуктивному методу, объясняя это тем, что решающую роль в познании играют ощущения. Они являются источником знания. Поэтому он не принимает учения Платона об идеях.
Чувственное восприятие — это первая ступень познания, затем следует вторая — выработка разумом общих понятий. Третья ступень— суждение.
В чувственном восприятии решающую роль играют: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Цвет воспринимается глазом, слух - ухом, обоняние — ноздрями, вкус - языком, в осязании участвует все тело, так как по всему нему размещены нервы.
Г. Конисский, несмотря на огромную роль чувственной ступени познания, не абсолютизирует ее. Ощущение, восприятие и представление являются исходными для деятельности разума. Уже в понятии упорядочивается и систематизируется материал. В своей «Логике» автор подробно анализирует рационалистическую ступень познания. Рассматривая природу понятий, он указывает на тесную их связь с реальным миром. Поэтому понятие отображает реальные вещи, точнее, то общее, что присуще отдельным вещам. На основании понятий разум конструирует суждения и умозаключения, главная цель которых — истинное знание. И в этом - главное отличие подлинной логики от логики средневековой, где она понимается только как наука о мышле-
Раздел HI
нии, вне связи с материальным миром. Г. Конисский преклоняется перед логикой разума. Об этом он повествует в яркой поэтической форме в оде «Похвала логике».
Учение о человеке и обществе Г. Конисский разрабатывает в контексте проблем этики, задача которой состоит в поиске и обучении людей тому, в чем заключается добро, счастье и блаженство. Счастье человек должен достичь в земной жизни, блаженства же - в потустороннем мире; оно уготовано Богом. Однако в отдельных случаях блаженство достижимо и на земле и заключается оно в разумной, умеренной жизни.
Г. Конисский, развивая традиции отечественной мысли о соотношении личного и общего блага (блаженства), отдает предпочтение последнему. Если же каждый человек будет стремиться к своему личному благу и оно не совпадет с общим, то это разъединит людей. Отсюда — социальные конфликты, войны, что не приводит и к личному благу. Чтобы избрать правильную линию поведения, человек должен руководствоваться разумом. Но разум в этом отношении выступает не просто в качестве характеристики рассудочной деятельности, а, скорее всего, это - нравственная добродетель. Человек должен поступать разумно, т.е. нравственно.
Свободен ли он в этом? Или человеческая воля формально подчиняется воле Божьей? Г. Конисский отрицает идею абсолютного подчинения человека Божьей воле. Поскольку человек в своих действиях руководствуется разумом, он способен осознавать цели своей жизни на основе принятия добра, справедливости. В этой связи он и сам может активно воздействовать на других людей. Поэтому подлинная свобода человека — несвобода от других и несвобода от себя, своих страстей, желаний. Свобода человека, по Г. Конисскому, — прежде всего свобода над собой, это способность на основе разума управлять своими желаниями, чувствами, страстями.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй