Георгий Конисский

Григорий Конисский (1717—1795) родился в городе Нежин в семье знатного казака. В одиннадцать лет он поступает в Киево-Могилянскую академию и учится в ней пятнадцать лет. Его, как наиболее подготовленного выпускника, оставляют на преподава­тельской работе. Григорий Конисский постригается в монахи и получает имя Георгий. После двух лет самостоятельной подготов­ки, в 1745 г., он начинает читать разработанный им курс лекций по этике, а с 1747 г. — по философии, включавший историю это­го предмета от античности до Нового времени, а также логику, физику, метафизику и этику.

Г. Конисский определяет философию как науку о земных ве­щах, о человеке и путях достижения им счастья.

В 1755 г. Г. Конисского назначают епископом в Могилев и с этих пор вся его жизнь связывается с Беларусью. Он активно включился в^ пастырскую деятельность, смысл которой видел в защите православной церкви на белорусских землях от униат­ской и католической экспансии. Он написал труды: «Историчес­кое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях в Польше бывших благочестивых, т.е. греко-восточ­ного вероисповедания, кои римлянами обращены на унию или соединены с римской церковью», «Записки Конисского о том, что в России до конца XVI века не было унии», «Права и свобо­ды жителям Короны Польской и Великого княжества Литовско­го, исповедующим греко-восточную религию».

В своих работах Г. Конисский обосновывает историческое, этническое и духовное родство белорусского, русского и укра­инского народов, выступает за их союз.

Г. Конисский отстаивал право всех слоев населения на про­свещение и образование. В 1757 г. по образцу Киево-Могилян-ской академии он открыл в Могилеве училище и духовную семинарию.

Раздел III

Умер Георгий Конисский в 1795 г. в Могилеве. На могильной плите выбита эпитафия, сочиненная им же: Колыбель — Нежин, Киев мой учитель; Я в тридцать восемь лет названСвятитель. Семнадцать лет боролся я с волками, А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и членом стал Синоду. Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен был я почтовому. Тут трупа моего зарыты кости В год семисотый девяностый.

Онтология. В Киево-Могилянской академии главное внимание в преподавании философии в те годы уделялось трудам Аристоте­ля. Философский курс, который разработал и читал Г. Конисский, также основывался на философии Аристотеля. Об этом говорит само название его труда «Общая философия, разделенная на четы­ре отдела, содержащая логику, физику, литературу и этику». Вмес­те с тем курс читался в середине XVIII в., а в Европе в то время гремели имена Декарта, Спинозы, Лейбница. Налицо успех был и в естественных науках. Поэтому Г. Конисский излагает свой курс на богатом историко-философском материале, начиная от древнегре­ческой и кончая современной ему философией.

По Г. Конисскому, мир двуедин — физический (природы) и духовный (сверхъестественный), сотворен Богом. Вследствие это­го мир является сотворенной субстанцией, а Бог — также суб­станцией, но уже не сотворенной. Истинным бытием обладает лишь материальная субстанция. К характеристике Бога понятия «сущее», «бытие», «субстанция», если и применимы, то весьма условно. Природа, по Г. Конисскому, также всемогуща, как и Бог. Она развивается по своим законам, которые он называет внутренними принципами действия. Все процессы, происходя­щие в ней, обусловливаются самой природой, которая поэтому является принципом и движения, и покоя. Это означает следую-

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

щее: «Какие вещи движутся, движение тех обусловливает приро­да, а какие пребывают в покое, их покой опять-таки обусловли­вает природа; и потому движение ли, покой ли имеется в телах, им по своей природе надлежит двигаться или пребывать в покое» [6.С.155].

Рассматривая вопрос о структуре природы, Г. Конисский следует учению Аристотеля о первооснове вещей. Он критикует Фалеса, Анаксимена, Гераклита, считающих первоосновой мира определенную стихию (воздух, воду, огонь, землю), и Эмпедок-ла, объединившего эти стихии. Г. Конисский считает, что в осно­ве всего - материя, или, как он ее еще называет, праматерия, которая «никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена Богом в начале мира, и какая, и в каком количе­стве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остается и будет оставаться в будущем» [6.С. 156].

Все разнообразие мира потенциально заложено в материи. Проявляется это многообразие благодаря форме. Материя, по Г. Конисскому, это то, из чего может возникнуть любая вещь, только посредством формы. Причем это не просто форма, а фор­ма-субстанция. Один предмет отличается от другого, потому что у них разные формы. Несмотря на то, что природа представляет собой разнообразие субстанциональных форм, мир един. И мир един благодаря материи, которая составляет его основу.

Одно из главных свойств материи — способность сохранить себя в процессе изменений. Она существует до образования вся­кой формы и вместе с тем является «хранителем» всех форм. Если бы материя так зависела от формы, то она бы столько раз погиба­ла или исчезла, сколько раз меняла форму: «Материя, если она яв­ляется хранилищем форм, по природе упреждает форму. Значит, она имеет собственное существование и может стойко существо­вать без формы вследствие всемогущества Бога» [6.С.157].

Но откуда берутся формы? Г. Конисский подробно исследует Данную проблему в историко-философском плане. Он отвергает учение древнегреческого философа Анаксагора, утверждавшего,

Раздел HI

что формы тайно скрыты в вещах, а упорядочивает их сила по­рождающей причины. Не согласен он и с Платоном, выводившим формы из идей. Не удовлетворяет его и Аристотель, согласно ко­торому формы имеются в материи как способность. Однако не дает ответа на вопрос о том, откуда берутся формы, и сам Г. Ко-нисский. Таким образом, он поставил под сомнение учение Ари­стотеля о пассивной материи и активной форме.

Одно из главных свойств материальной природы — движе­ние, которое, наряду с количеством, пространством и временем, составляет четвертый атрибут.

Движение Г. Конисский понимает как переход из одного со­стояния в другое, посредством чего в природе достигается разно­образие. Если частичные причины движения находятся в самой материи, то универсальная причина - Бог.

В трактовке пространства Г. Конисский - сторонник учения Декарта, который отождествлял материю и пространство. В при­роде, по мнению философа, нет пустоты — все заполнено материей. Время он рассматривает в тесной взаимосвязи с движением. Все движется не иначе как во времени, подчеркивает Г. Конисский. Поскольку движение непрерывно, непрерывно и время. Оно явля­ется мерой движения. Время может быть естественным (настоя­щее, прошедшее, будущее) и искусственным (часы, дни, недели, месяцы, годы). Законом времени является движение небесных тел.

Гносеология. Рационализм Нового времени сказался и на философских взглядах Г. Конисского. Он решительно разделяет веру и разум. Более того, он считает, что ничем не обоснованная вера представляет собой насилие над разумом. О самом Боге че­ловек должен судить не только по Священному Писанию, но и руководствоваться своим интеллектом, примерами природных явлений. Истинно лишь то, что постигается разумом и подтверж­дается опытом.

Г. Конисский подчеркивает, что философия есть познание ве­щей такими, какими они существуют. Познать вещь означает по­знать ее причины. Эти причины находятся в самих вещах. Причины естественны.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Являясь сторонником деизма, он утверждает, что Бог, сотво­рив мир и дав ему законы, больше в этот порядок не вмешива­ется. Человек в состоянии сам познать мир и себя в нем как его составную часть.

В вопросе богопознания Г. Конисский — сторонник учения о двойственной истине. Человек, по его мнению, может познать ок­ружающий мир, конечные и преходящие вещи, природу. Бог как самое совершенное существо находится вне природы, он вечен, поэтому может быть лишь предметом веры.

В познании огромную роль играет метод. Ученый детально анализирует методы индукции и дедукции, разработанные Ф. Бэ­коном и Р. Декартом. Г. Конисский отдает предпочтение индук­тивному методу, объясняя это тем, что решающую роль в познании играют ощущения. Они являются источником знания. Поэтому он не принимает учения Платона об идеях.

Чувственное восприятие — это первая ступень познания, за­тем следует вторая — выработка разумом общих понятий. Третья ступень— суждение.

В чувственном восприятии решающую роль играют: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Цвет воспринимается глазом, слух - ухом, обоняние — ноздрями, вкус - языком, в осязании участвует все тело, так как по всему нему размещены нервы.

Г. Конисский, несмотря на огромную роль чувственной сту­пени познания, не абсолютизирует ее. Ощущение, восприятие и представление являются исходными для деятельности разума. Уже в понятии упорядочивается и систематизируется материал. В своей «Логике» автор подробно анализирует рационалистичес­кую ступень познания. Рассматривая природу понятий, он ука­зывает на тесную их связь с реальным миром. Поэтому понятие отображает реальные вещи, точнее, то общее, что присуще от­дельным вещам. На основании понятий разум конструирует суж­дения и умозаключения, главная цель которых — истинное знание. И в этом - главное отличие подлинной логики от логики средневековой, где она понимается только как наука о мышле-

Раздел HI

нии, вне связи с материальным миром. Г. Конисский преклоня­ется перед логикой разума. Об этом он повествует в яркой по­этической форме в оде «Похвала логике».

Учение о человеке и обществе Г. Конисский разрабатывает в контексте проблем этики, задача которой состоит в поиске и обучении людей тому, в чем заключается добро, счастье и блажен­ство. Счастье человек должен достичь в земной жизни, блажен­ства же - в потустороннем мире; оно уготовано Богом. Однако в отдельных случаях блаженство достижимо и на земле и заклю­чается оно в разумной, умеренной жизни.

Г. Конисский, развивая традиции отечественной мысли о соотношении личного и общего блага (блаженства), отдает пред­почтение последнему. Если же каждый человек будет стремиться к своему личному благу и оно не совпадет с общим, то это разъединит людей. Отсюда — социальные конфликты, войны, что не приводит и к личному благу. Чтобы избрать правильную ли­нию поведения, человек должен руководствоваться разумом. Но разум в этом отношении выступает не просто в качестве характе­ристики рассудочной деятельности, а, скорее всего, это - нрав­ственная добродетель. Человек должен поступать разумно, т.е. нравственно.

Свободен ли он в этом? Или человеческая воля формально подчиняется воле Божьей? Г. Конисский отрицает идею абсо­лютного подчинения человека Божьей воле. Поскольку человек в своих действиях руководствуется разумом, он способен осозна­вать цели своей жизни на основе принятия добра, справедливо­сти. В этой связи он и сам может активно воздействовать на других людей. Поэтому подлинная свобода человека — несвобода от других и несвобода от себя, своих страстей, желаний. Свобода человека, по Г. Конисскому, — прежде всего свобода над собой, это способность на основе разума управлять своими желаниями, чувствами, страстями.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: