double arrow

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Большой интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в

работах американки Мэри.Паркер Фоллетт (1868-1933 г.г.), которая изучала социально-

психологические отношения в небольших группах. В своей книге «Новое государство» Фоллетт

выдвинула идею гармонии труда, и капитала, которая могла быть достигнута при правильной

мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Она считала, что руководитель должен

управлять в соответствие с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. С ее точки

зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит Элтону

Мэйо (1880-1949), который провел ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские

эксперименты», подтвердил открытый Тейлором в 1882 г. Феномен «работы с прохладцей». Мэйо

призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым, сильным из

которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по

работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мэйо, должно стать главным критерием отбора

руководителей, особенно на техническом уровне.

«Хоторнские эксперименты» положили начало исследованиям взаимоотношений в

организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду,

подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Мэйо назвал конечную




причину работы с прохладцей: принуждение трудиться хуже, испытываемое работником со стороны

собственных товарищей.

Суть человеческих отношений характеризуют так называемые заповеди руководителя -

предписания, нормы, правила, которым должен следовать руководитель в своей практической

деятельности. В деятельности сегодняшнего руководителя преобладают социально- экономические и

психологические методы управления над традиционными административными. То есть

руководитель, должен учитывать человеческий фактор. В психологии - личность, группа, коллектив,

общество, включенные: в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний

мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. Согласно современной

доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 главных фактора: люди, финансы и



техника. Преобладающим среди них является человеческий фактор (отношения между людьми).

Примерно с конца 50 гг. прошлого века школа человеческих отношений трансформировалась

в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным принципом, которой являются не

методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного

работника и организации в делом на основе поведенческих наук. В общих чертах главной целью

данной школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии

творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности

ее человеческих ресурсов.

Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт, Д, МакГрегор, А. Маслоу

изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета,

организационной структуры, коммуникаций в организации и лидерства.






Сейчас читают про: