double arrow

Школа научного управления. В 1911 г. вышла в свет работа «Принципы управления» Ф.У.Тейлора, который по праву

В 1911 г. вышла в свет работа «Принципы управления» Ф.У.Тейлора, который по праву

считается основателем теории современного менеджмента и системы научного управления,

получивших название «тейлоризм».

Начальной фазой методологии научного управления являются анализ содержания работы и

определение ее основных операций. На основе полученной информации рабочие операции

изменялись с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатывались стандартные

приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предполагалось, что количество

времени, выделяемого на выполнение определенных заданий, должно быть реальным. При этом

рабочим предоставлялся небольшой отдых и перерывы в работе. Руководство устанавливало нормы,

которые могли быть выполнены, а тем, кто их перевыполнял, платили дополнительно.

Тейлор сделал вывод: главной причиной низкой производительности труда является не

совершенность системы стимулирования рабочих. И разработал систему материальных стимулов. По

утверждению Тейлора, награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому,

кто хочет эффективно управлять человеком, Тейлор доказал, что если внести соответствующие

усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время он

сделает в 3-4 раза больше, чем в обычных условиях.

Таким образом, концепция научного управления, выдвинутая Тейлором - научное управление




- организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность. Тейлор полагал:

если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе, т. е. на рабочем

месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены

достаточно высокие нормы, то рабочее время будет употребляться с наибольшей пользой. Отсюда

вытекает важнейшее следствие - повысить эффективность производства можно, лишь решая

двуединую задачу разработки технико-организационных и социально-психологических методов

управления. Управление стали рассматривать как самостоятельную область научных исследований.

Тейлор ввел в организацию управления два новых отдела:

1) плановое бюро занимается планирование – координацией заданий, снабжением рабочих

документацией, инструментами, сырьем;

2) отдел кадров проделывает то же самое, но только с людьми.



Тейлор обнаружил «работу с прохладцей» (РСП) эмпирическим путем. Феномен РСП тесно

связан с групповым поведением и состоит в том, что рабочие могут, но по тем или иным причинам не

выполняют официальные нормы. В присутствии начальника они делают вид, что усиленно трудятся,

а стоит ему удалиться, как они прекращают работать. Современные социологи называют этот

феномен рестрикционизмом.

Тейлоризм получил развитие в трудах Г. Гантта, Ф. И Д. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г.Форда и др.

Американский инженер Генри Гантт (1861-1919 г.г.) изучал уже не отдельные операции и движения,

а производительный процесс в целом. Он объяснял низкую производительность тем, что задачи и

методы решения производственных процессов формулируются на основе сделанного ранее, или уже

признанного мнения, как выполнять работу. Гантт поставил цель усовершенствовать механизмы

функционирования предприятий путем обновления систем формирования задач и определения форм

материального и морального стимулирования. Он также разработал систему плановых графиков,

которые позволяют осуществлять контроль запланированного ранее, и составлять календарные

планы на будущее. Гантт уделил внимание так же на систему заработной платы: ввел элементы

повременной и сдельной форм оплаты. Он выдавал премии не только рабочим-рационализаторам, но

и их непосредственным руководителям, если те поощряли рабочих вносить предложения. Основной

принцип: побудить интерес в человеке научиться большему, чем может дать ему инструкция.

Преимущество метода Гантта – в налаженной системе вознаграждений инноваций, недостаток

состоял в том, что при его системе не предусматривалось обучение рабочих делать рацпредложения.

Следует отметить, что Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора и высказывал

убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только

источник существования, но и состояние удовлетворенности,

Значительный вклад в развитие менеджмента внесли супруги Гилбрет, которые в 20 годы

прошлого столетия были активными сторонниками научного управления и искали оптимальные

способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Примером является

сокращение числа движений каменщиков c 18 до 5, предложенное Френком Гилбретом, в результате

чего производительность каменщиков возросла в несколько раз. Он высказал такую мысль: « В мире

нет больших потерь, чем потери от бесполезных, плохо скоординированных и непроизводительных

движений». Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследований движений

работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты., т. е карты цикла

одновременно выполняемых микро движений.

Одним из видных последователей Тейлора является известный американский ученый Г.

Эмерсон (1853-1931 г.). В 1912 г. вышла книга «Двенадцать принципов производительности». В этой

работе он сформулировал широко известные в настоящее время 12 принципов управления,

обеспечивающих рост производительности труда:

1) отчетливо поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) использование компетентных консультаций;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный _______и постоянный учет;

7) диспетчеризация;

8) наличие норм и расписаний;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование производственных и управленческих операций;

11) наличие стандартных инструкций;

12) вознаграждение за производительность.

Итак, Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению это

определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников

сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Управление стало широко признаваться как

самостоятельная область научных исследований.






Сейчас читают про: