double arrow

I. Тезаурус 8 страница

В перечне № 2 указаны главным об­разом наркотические лекарственные средства, которые используются при ле­чении больных и отпускаются строго ин­дивидуально по особым рецептам врачей. Содержащиеся в данном перечне наиме­нования Н.с. соответствуют позициям предыдущего перечня.

В перечне № 3 поименованы Н.с., за­прещенные для применения на людях и производства, в том числе для посевов и выращивания. Среди них такие наркоти­косодержащие растения, как индийская, южно-чуйская, южно-маньчжурская, южнотархонская, южно-краснодарская конопля, опийный мак и их производ­ные, млечный сок мака разных видов, не являющихся снотворным маком, но со­держащих алкалоиды мака (тебаин, орипавин), включенные в Список наркотических средств.

Законодательство РФ устанавливает административную или уголовную ответ­ственность за незаконные действия с Н. (за немедицинское потребление Н., не­законное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт Н., за их хищение, склонение к потреблению Н., их посев или выращивание и др.).

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ - коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 141' УК РФ. Объективная сторона данного преступления многообразна и имеет несколько самостоятельных форм проявления, прямо указанных в диспозиции нормы. Формами незаконного финансирования избирательной кампании являются:

а) оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов;

б) передача денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании;

в) оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространений агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов;

г) передача денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме;

д) внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц;

е) использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока;

ж) использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

з) расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.

Национальная безопасность - состояние, тенден­ции развития (в т. ч. латентные) и условия жизнедеятельности нации, понимаемой, в одних случаях, как форма этнической общности людей, в других - как политическое образование («нации-государства»), при которых обеспечивается защищенность ее жиз­ненно важных интересов, гарантируется, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении своих фундаментальных ценностей и основных институтов.

Основными объектами Н. б. выступают личность, ее права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Нация (страна) на­ходится в состоянии безопасности, когда ей не приходится при­носить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в состоянии, руководствуясь национальны­ми целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий. Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, Н. б. предстает как многоплановая и многосторонняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды: экономическую, социальную, политическую, экологическую, продовольственную технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и другие виды безопасности.

В Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и важней­шие направления государственной политики в этой области сформулированы в Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации. В ней под Н. б. понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носи­теля суверенитета и единственного источника власти в Россий­ской Федерации, а также состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальная идея - некоторые положения, выра­жающие главную цель народа, определяющие его жизнеустроение, идеологию, правила жизни, получающие отражение в ис­кусстве, во взаимоотношениях людей, данного народа с другими народами, с природой. Н. и. нельзя придумать, ее можно понять, осмыслив исторический и социальный опыт народа.

Н. и. русского народа - искание правды и установление отно­шений правды между людьми, человека с природой, русского на­рода с другими народами. Реализация отношений правды невоз­можна без соборности - единодушного принятия решений и организованности - сознательного единства действий.

Кратко устои жизни русского народа можно сформулировать следующим образом: правда, соборность, организация. Единая цель - правда, единая воля - соборность, единое действие - орга­низация. Русский народ выработал общинный, артельный строй жиз­ни, в котором реализовался его идеал отношений между людь­ми, человека с природой и русского народа с другими народа­ми (русский народ колоний не захватывал, другие народы не порабощал). Россию населяют более ста народов, и каждый прошел свой исторический путь, обрел свое понимание истины и правды. Нет ни одного народа, который обладал бы полной истиной и может претендовать на совершенное понимание правды. Постижению правды конца нет.

Для того чтобы жить согласно и идти к одной цели, необхо­димо выработать общенародную идею.

Общенародная идея может быть получена следующим путем:

- сформулировать Н. и., национальный идеал каждого наро­да, населяющего Россию. Это могут сделать только представите­ли каждого народа;

- предоставить народам полную свободу устраивать жизнь в соответствии с их национальной идеей;

- на этой основе организовать совместное проживание на­родов в едином государстве;

- в процессе совместной жизни (хозяйственной, культурной, общественной, научной) и будет выработана общенародная - рос­сийская идея, которая станет органическим синтезом всего луч­шего, ценного из национальных идей и идеалов народов России.

Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Н. приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические Н. отличаются от буржуазных Н. своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также Н. переходного типа.

Независимая комиссия против коррупции (НКПК) Гонконга - учреждена в 1974 г. генерал-губернатором Гонконга. Все офицеры комиссии назначались лично генерал-губернатором Гонконга на шесть лет и подчинялись только ему. Комиссия состояла из трёх департаментов – оперативному департаменту было поручено вычислять взяточников и принимать жалобы населения, «предотвращающему» - изучение схем взяток в тех отраслях, которые наиболее подвержены коррупции, общественному - ведение пропаганды. Уже через полгода работы Комиссии посадили в тюрьму несколько крупных чиновников, а также завели уголовное дело против... начальника полиции Гонконга. Тот сбежал в Лондон, однако губернатор добился выдачи взяточника и последующего суда. Все эти события широко освещались прессой. Увидев, что берут и «крупную рыбу», население стало помогать активнее. Даже сейчас в Комиссии против коррупции работает «горячая линия»: любой человек днём и ночью может позвонить туда и сообщить, что у него вымогают взятку. Плюс ко всему, взяткодательство «по вынужденным обстоятельствам» в Гонконге не считается преступлением: если, например, водитель заплатил полицейскому, то накажут человека в погонах.

Зарплаты у сотрудников Независимой комиссии против коррупции на 20% выше, чем у полиции. Офицеры НКПК не подчиняются МВД или госбезопасности, но всегда могут устроить проверку в любом министерстве при малейшем подозрении на взятку. А чтобы и у них не было соблазна получит взятку, за действиями комиссии наблюдают «общественные комитеты» из бизнесменов и интеллигенции. В первый же год работы новой структуры после того как осудили больше двухсот взяточников (на 5 млн. населения Гонконга), ситуация стала улучшаться на глазах. А стоило чиновникам, прекратить брать взятки, развалилась и организованная преступность, знаменитые «триады»: мафии нет жизни без «крыши» политиков и госаппарата. Сегодня Гонконг - один из «чистейших» городов мира - да, там всё ещё случаются откаты, взятки, но в основном в частном секторе, государственные служащие взяток почти не берут. Помните: если 1974 г. коррупцией в Гонконге было заражено 90% (!) госаппарата, в 2000 г. - 6%, в 2010 году - только 3%!!!

НЕЗАКОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ОТ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - в соответствии с нормами Межамериканской конвенции против коррупции, действия (деяния), связанные с существенным увеличением имущества правительственного должностного лица, которое оно не может разумно объяснить в соответствии со своим законным доходом, полученным во время своей государственной деятельности.

НЕЗАКОННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛУГАМИ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА - извлечение полезных свойств возмездных услуг имущественного характера без оплаты или с меньшей оплатой либо в нарушение запретов, установленных правилами проведения сделок.

НЕЗАКОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, СБЫТ ИЛИ ПЕРЕСЫЛКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ ЛИЦОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ - коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена пунктом «б» части третьей статьи 228 УК РФ. Его объективная сторона заключается в незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом с использованием своего служебного положения из корыстных или иных яичных побуждений.

НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - коррупционное преступление, предусмотренное Статьей 289 УК РФ. Оно проявляется в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо в участии в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме.

НЕПОТИЗМ - ненаказуемая в современном российском обществе форма проявления коррупции, выражающаяся в предоставлении вышестоящим руководителем преимуществ конкретному должностному лицу по признаку родства или свойства. Непотизм - одна из наиболее опасных и латентных форм проявления коррупции в обществе, где отношения между участниками строятся на особой родственной или свойственной близости, обеспечивающей надежную «круговую поруку» и укрывательство коррупционных правонарушений и преступлений. Посторонние для этой родственной «семьи» лица выполняют лишь роль средств или инструментов для формирования и обеспечения «семейного» благополучия.

Неотвратимость наказания, неотвратимость ответственности - принцип уголовного права, заключающийся в что, что лицо, совершившее преступление, подлежит особой мере государственного принуждения, предусмотренной уголовным законодательством, т.е. каждому виду преступления соответствует определенное наказание. В отдельных случаях, обычно при совершении наименее опасных преступлений, допускаются применение иных мер уголовно-правового воздействия (условное осуждение; отсрочка отбывания наказания женщинам беременным и имеющим малолетних детей; принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним).

Отсутствие Н.н. порождает у лиц, совершивших преступление, чувство безнаказанности, создает почву для новых нарушений уголовного закона, подрывает у населения веру в способность правоохранительных органов действенно бороться с преступностью.

НЕПУБЛИЧНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - преступления, совершаемые в частном секторе оказания услуг или экономики.

Нигилизм - отрицание общепринятых культурных ценностей, идеалов, моральных норм; скептицизм; образ мыслей нигилистов. Получает широкое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

НОМЕНКЛАТУРА - политологический термин, имеющий двойное толкование: 1) перечень имен, отобранных в качестве кандидатур на вакансии в государственных, партийных или общественных организациях; 2) люди, занимающие высокое положение или включенные в списки назначения, которых многие исследователи идентифицировали с правителями социалистических стран.

Нонконформизм - 1) стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю.

О

ОБОГАЩЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЕ - превышение должностным лицом своих активов, а равно активов близких родственников над законными доходами в значительном, крупном или особо крупном размере.

ОБОСНОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР - приведение доводов (аргументов) одной стороной дискуссии в поддержку предлагаемых (разрабатываемых, обсуждаемых) мер с намерением убедить другую сторону или аудиторию в их целесообразности, надежности, необходимости и эффективности.

Образ жизни - филосовско-социологическая категория, означающая устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах их общения, поведении, складе мышления. Важнейшая сущностная характеристика О.ж. - способ деятельности, который определяется господствующим способом производства, экономическими, политическими, духовно-идеологическими и социальными условиями функционирования той или иной общественно-экономической формации. С этой точки зрения различают первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический О.ж. С другой стороны, это многогранный процесс жизнедеятельности определенного субъекта: общества, нации и других социально-этнических общностей, классов, социально-демографических групп, личности. Эти субъекты, их жизнь в целом выступают объектом (объектами) социологического исследования О.ж. Раскрывая предмет исследования, обращаются к сферам жизнедеятельности, которые характеризуют объект (семейно-управленческий, духовно-идеологический); выделяют типические и специфические черты поведения людей в данных сферах; анализируют факторы и условия, которые наиболее заметно влияют на сознание и поведение субъектов. Для выявления показателей состояния и динамики О.ж. осуществляют операционализацию этого понятия, расчленяя его на три компонента (стороны): уровень, качество и стиль (ориентация) жизни.

ОБЩЕЕ (ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - многоуровневая система государственных (межгосударственных) и общественных мер по устранению процессов детерминации и причинности коррупционной преступности, воздействующих на все население или отдельные его группы, выделяемые по общим экономическим, социальным, политическим и иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения в сфере социального управления.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА - совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых антикоррупционных идей либо проектов, самостоятельно и добровольно осуществляемых неспециализированными субъектами антикоррупционной политики (общественными советами, фондами, форумами, ассоциациями и т.д.); форма проявления их общественной антикоррупционной активности.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПНИКА - одно из основных свойств личности коррупционного преступника, которое проявляется в характере и тяжести совершенного коррупционного преступления а также в связанной с этим относительно большой готовности к совершению коррупционных преступлений.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - свойство коррупционной преступности, которое выражается в способности нанесения сфере социального управления существенного, нередко необратимого ущерба, связанного с дискредитацией власти, причинением значительного имущественного (материального) и репутационного вреда.

Общество - 1) в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; 2) в узком смысле - определенная ступень человеческой истории (общественно-экономические формации, межформационные и внутриформационные исторические стадии) или отдельное, индивидуальное (конкретное) общество той или иной страны, того или иного народа. Социология исследует О. на различных уровнях его организации (от человеческого общества в целом до малых групп), а также в различных пространственных и временных рамках. Существует несколько подходов к классификации (типологизации) О. Выделяют О. дописьменные и письменные (признак - наличие письменности), простые и сложные (признак - число уровней управления и степень социальной дифференциации), первобытных охотников и собирателей, скотоводов (пастушество) и огородников, землевладельцев (критерии - способ добывания средств существования), доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (признак - способ производства, технологии), традиционные и нетрадиционные. Имеют место и другие технологии. Наиболее распространены в конце ХХ в. типологии, выделяющие доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное О. и формации общественно-экономические.

Общество- совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия (социальные группы, социальные институты) в целях удовлет­ворения своих потребностей. Характеризуется целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируе­мостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда в нем появляются особые нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Общество как система обладает следующими признаками:

- содержит в себе все предыдущие системы: природные, био­логические в преобразованном (очеловеченном) виде. Естествен­ные системы удачно или неудачно, но «встроены» в О. Они служат природной основой существования О., обеспечивая чело­века сырьем, энергией; выступают в качестве важнейшего поля его созидательной деятельности. К таким системам относятся при­рода планеты, климатические, географические, экологические условия, недра и др.;

- представляется совокупностью искусственных систем, со­зданных человеком. При этом многие из искусственных систем являются результатом творения многих поколений. Их строение напоминает кольца на срезе дерева. Они составляют постоянно обновляющийся организм общества - это города, дамбы, путе­проводы, мосты, заводы и т. п.;

- среди искусственных систем О. значительную роль играют техногенные системы, которые увеличивают возможности че­ловека, требуют обслуживания, разрушаются, приводя к значи­тельным потерям и трагедиям;

- главные составляющие О. - это прежде всего люди, наде­ленные разумом, интересами, целями, ценностями, мотивами и установками;

- характеризуется значительным числом социальных инсти­тутов, которые выступают устойчивыми и рациональными фор­мами совместной деятельности людей. Мир социальных инсти­тутов многообразен, среди них выделяются экономические, социальные, политические, духовные;

- представляется как саморегулируемая система. Регулятив­ные аспекты общества обеспечиваются наличием в нем органи­заций, органов управления и самоуправления, правовых, мораль­ных, иных норм и ценностей и т. п.

- выступает как интегральная система. Это система систем. Она соединяет в себе искусственные и естественные системы природные и собственно социальные, объекты и субъекты, ма­териальное и духовное, активное и пассивное и т. п. Примером такой интегральности выступает человек как представитель био­логического вида Homo sapiens и социальное существо - личность;

- О. можно рассматривать как самодостаточную, развиваю­щуюся систему, которая возникла естественным путем, отлича­ется огромным разнообразием культур, ценностей, социальных организаций, этносов, что и обеспечивает его высокий потен­циал саморазвития. Оно может развиваться в течение многих столетий даже только посредством уже накопленного многооб­разия, путем тиражирования достижений разных народов;

- устойчивость О. в сравнении с другими биологическими популяциями чрезвычайно велика. Оно не распадается по зо­нам, не прекращает существования с гибелью какого-то числа своих членов, само поддерживает свое существование;

- важнейшим свойством человеческих сообществ выступает способность накапливать и передавать знания, которые в ходе исторического процесса непрерывно усиливают способность социальных систем адаптироваться к меняющимся обстоятель­ствам, вырабатывать устойчивость к экстремальным ситуациям, давать средства для создания искусственных сообществ путем благоприятных условий жизни;

- для О. свойственна организованность. При этом социальная материя постоянно меняет и совершенствует свою организаци­онную структуру, свой плодородный слой - социальность. Сами изменения общественной организации происходят не только от эпохи к эпохе. Наблюдаются её неповторимые цивилизационные, этнические, культурологические формы. Кроме того, орга­низация Общества меняется в зависимости от конкретной ситуации. В экстремальных условиях ее организация становится жесткой, мобилизационной, отличается четкой целевой ориентацией, ог­раничением степеней свободы, в нормальных обретает значи­тельное число вариаций и степеней свободы и достижения в будущем устойчивого состояния.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ - универсальный международно-правовой документ, принятый Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 года, предусматривающий правовые ограничения на финансирование политических партий и национальных избирательных кампаний различного уровня.

ОБЩИЙ ПЛАН АНТИКОРРУПЦИОННОГО АУДИТА - логическое описание предполагаемого объёма и характера проведения антикоррупционного аудита.

Общий режим – существует в колониях, предназначенных для лиц, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления, а также осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет за преступления, совершенные по неосторожности.

В колониях О.р. устанавливаются обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания. В обычных условиях отбывают наказание осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду, по отбытии не менее 6 месяцев в обычных условиях отбывания наказания, осужденные могут быть переведены в облегченные условия. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях, проживают в общежитиях. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, могут быть освобождены из-под стражи за 6 месяцев до окончания срока наказания.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАЗНАЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ - обнаруженные специалистами данные, свидетельствующие о наличии в указанных документах коррупциогенных факторов и требующие проведения экспертизы.

ОБЪЕМ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - абсолютное количество коррупционных преступлений, зарегистрированное компетентными правоохранительными органами на определенной территории (в государстве, регионе, муниципальном образовании)или в определенной государственной структуре (министерстве, ведомстве и т.п.) за конкретный период времени.

Обыск - следственное действие, направ­ленное на получение (путем отыскания и изъятия) доказательств по уголовному делу. Производится по мотивированному постановлению следователя при наличии достаточных оснований полагать, что в каком-либо помещении, ином месте, у какого-либо лица находятся орудия пре­ступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела (ст. 168 УПК). О. мо­жет производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. Для проведения О. требуется санкция проку­рора или его заместителя (кроме экстрен­ных случаев). При производстве О. обя­зательно присутствие понятых.

Личный О. без постановления и без санкции прокурора может производить­ся: при задержании или заключении под стражу; при наличии достаточных осно­ваний полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится выемка или О., скрывает при себе предметы или документы, зна­чимые для дела. Личный О. производит­ся только лицом одного пола с обыски­ваемым и в присутствии понятых того же пола.

Обычай - общепринятый, традиционный порядок, правило поведения, воспроизводящееся, сохраняющееся в обществе в целом или в отдельных социальных группах.

Обычай (правовой) - исторически сложив­шееся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспе­чено силой его принуждения.

В Европе О. был основным источни­ком права до XVI в. В настоящее время его роль в разных правовых системах мира (и отдельных государствах) неоди­накова. В РФ О. признается вспомога­тельным источником права; законода­тельство РФ иногда прямо отсылает к О. или допускает их применение. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делово­го оборота (ст. 6), национальный О. (ст. 19) и местный О. (ст. 221, 309, 311, 312, 314-316, 406, 421). Совокупность правовых О. образует обычное право.

Обычные условия отбывания наказания – в исправительных колониях (ИК) в О.у. отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в исправительные учреждения, а также переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Осужденные, отбывающие наказание в О.у. проживают в общежитиях. При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду они могут быть переведены на облегченные условия отбывания наказания. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка, переводятся в строгие условия отбывания наказания. Осужденные к пожизненным срокам лишения свободы в ИК строгого режима проживают в камерах не более чем по 2 человека. Остальные условия отбывания наказания соответствуют аналогичным условиям для обычных ИК строгого режима.

В тюрьмах О.у. отбывания наказания предусматривают общий режим, на котором содержатся осужденные, переведенные со строгого режима. Они проживают в запираемых общих камерах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: