Право на передвижение

Иностранные граждане имеют право на свободное передви­жение в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с законом. Ограничения в выборе места жительства и передви­жении допускаются для обеспечения государственной безопас­ности, охраны общественного прядка, здоровья, защиты прав и свобод граждан РФ. Перечень территорий, организаций и объек­тов для въезда, на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, устанавливается Правительством РФ.

Временно проживающий иностранный гражданин не мо­жет по собственному желанию изменить место своего прожи­вания на территории субъекта, на которой ему разрешено вре­менное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатичес­ких представительств и работникам консульских учреждений, сотрудникам международных организаций, а также аккредито­ванным в РФ иностранным журналистам право на свободу пе­редвижения предоставляется на основе принципа взаимности. Однако они, как и другие иностранные граждане, могут посе­щать определенные территории, организации и объекты лишь по специальному разрешению. К таким территориям и объек­там относятся территории закрытых административно-терри­ториальных образований и военных городков, зоны проведе­ния контртеррористических операций, экологического бедствия и пограничные зоны; территории, на которых введено военное, чрезвычайное положение и на которых в случае опасности рас­пространения инфекционных и массовых заболеваний и отрав­лений людей введены особые условия и режим пребывания; на армейские объекты и объекты, на которых размещены органы государственной власти и другие органы и организации, имею­щие доступ к государственной тайне.

Избирательные права. Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы ис­полнительной власти, органы государственной власти субъек­тов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральны­ми законами, имеют право избирать и быть избранными в орга­ны местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, об­ладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федераль­ными законами.

Право на службу. Иностранный гражданин, как правило, не имеет права находиться на государственной и муниципаль­ной службе.

Иностранные граждане не могут быть призваны на воен­ную службу (альтернативную службу). Но они могут поступить на военную службу по контракту и быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, во­инские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе устанавливает, что прохождение военной службы осуществляется иностранными гражданами по контракту и на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Ограничение права заниматься отдельными видами дея­тельности. Иностранный гражданин не может замещать долж­ности в составе экипажа судна, плавающего под Государствен­ным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмот­ренными Кодексом торгового мореплавания РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ, другого эксплуатируемого в не­коммерческих целях судна, летательного аппарата государствен­ной или экспериментальной авиации; командиром воздушного судна гражданской авиации. Правительством РФ утверждается перечень объектов и организаций, деятельность которых свя­зана с обеспечением безопасности РФ, на которые иностран­ные граждане не могут быть приняты на работу (в структурные подразделения по защите гостайны и имеющие доступ к таким сведениям; в организации, в состав которых входят радиацион- но опасные и ядерно опасные производства: объекты, где раз­рабатывают, производят, хранят или утилизируют ядерное ору­жие, радиационно опасные материалы и изделия. Федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к занятию иной деятельностью и замещению иных должнос­тей.

Порядок замещения иностранными гражданами руководя­щих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит РФ, устанавливается Правительством РФ.

Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ. В РФ иностранные граждане пользуются правом распоряжаться сво­ими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию, а также правом на свободное использование своих спо­собностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем и заказчиком работ (услуг) являются физи­ческое или юридическое лицо, получившее разрешение на при­влечение и использование иностранных работников и использу­ющие труд иностранных работников на основании заключенных с ними соответственно а) трудовых договоров; б) гражданско- правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Работодателем и заказчиком может быть также иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик имеют право привлекать и исполь­зовать иностранных работников только при наличии разреше­ния на привлечение и использование иностранных работников.

А иностранный гражданин имеет право осуществлять тру­довую деятельность только при наличии разрешения на работу. Законом определен круг иностранных граждан, на которых дан­ный порядок не распространяется: постоянно проживающих в РФ; сотрудников дипломатических представительств, работни­ков консульских учреждений иностранных государств; обуча­ющихся в РФ в образовательных учреждениях профессиональ­ного образования: а) выполняющих работы, оказывающих ус­луги в течение каникул; б) работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в учреж­дениях, в которых учатся, и т. д. (п. 4 ст. 13 Закона).

Временно пребывающий и временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую де­ятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему соответственно выдано разрешение на работу; разрешено временное проживание. Исключение из этих ограничений мо­жет быть установлено Правительством РФ.

Законом предусмотрены особенности осуществления тру­довой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы. Как правило, ему разрешение на работу выдается федеральным органом испол­нительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании его заявления о выдаче разрешения на работу. Заявление подается им лично либо через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ, либо через его представителя. Указанный орган не позднее де­сяти рабочих дней со дня принятия заявления обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Решение об отказе в выдаче разрешения на работу может быть обжало­вано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миг­рации или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения иностранным гражданином указанного уведомления.

Если разрешение выдано на срок более девяноста дней, ино­странный гражданин обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миг­рации документы, подтверждающие отсутствие у него заболе­вания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных пе­речнем, утвержденным Правительством РФ, а также сертифи­кат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Пользуясь правами и свободами, гарантированными, по об­щему правилу, законодательством РФ, иностранные граждане не имеют определенных обязанностей, возлагаемых на граж­дан РФ. Как уже отмечено, они не несут обязанностей воинс­кой и альтернативной гражданской службы и, следовательно, не подлежат призыву на эти виды службы. Однако иностран­ные граждане могут добровольно поступить на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооружен­ных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и ор­ганах. Поступление на военную службу и прохождение воен­ной службы в РФ иностранными гражданами регулируется ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, тради­ции и обычаи народов России.

Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется также на лиц без гражданства, к которым от­носятся физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) ино­странного государства. Особенности их административно-пра­вового положения устанавливаются специальными правилами помимо данного Закона, а также других федеральных законов, отличающимися от правил, установленных для иностранных граждан. Например, различные виды документов, удостоверя­ющих личность иностранного гражданина и лица без граждан­ства в РФ (ст. 10 Закона).

Из общего законодательства, определяющего статус иност­ранных граждан, имеются изъятия относительно граждан госу­дарств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечение границ РФ ввиду их «прозрачности» и др. Эти изъя­тия устанавливаются соглашениями между государствами — участниками СНГ.

Законодательством РФ предусмотрен широкий перечень правонарушений, влекущих административную ответствен­ность иностранных граждан.

Как правило, иностранные граждане за совершение ими административных правонарушений подлежат административ­ной ответственности на общих основаниях. Однако иностран­ные граждане признаются также субъектами административ­ной ответственности за нарушение специальных, относящихся к ним правил, устанавливающих режим их пребывания в РФ. К ним могут применяться такие меры, как депортация, наказа­ние в виде административного выдворения за пределы РФ.

Вопрос об административной ответственности иностран­ных граждан, пользующихся иммунитетом от административ­ной юрисдикции РФ за совершенное на территории РФ адми­нистративное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

ГЛАВА 6 Органы исполнительной власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: