Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Власть РФ распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В РФ правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством РФ, основанным на Конституции РФ, и, кроме того, международными договорами Российской Федерации.
Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства имеет общую нормативную основу, однако отражающую отдельные особенности, относящиеся к лицам без гражданства.
Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовое положение указанных субъектов, включает в себя: а) федеральные законы: от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе- дерации»[30]; от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[31]; от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[32]; от 25 июля 1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации РФ»[33] и др.; б) указы Президента РФ, не противоречащие федеральным законам, могут издаваться по всем вопросам, относящимся к его компетенции; в) постановления Правительства РФ могут приниматься по вопросам порядка выдачи разрешений на временное проживание иностранцам, выдачи вида на жительство, порядка приглашения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности и т. д. Например, постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждены Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство; г) нормативно-правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в порядке исполнения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства (например, Положение о миграционной карте, утвержденное приказом руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти от 11 ноября 2002 г.).
|
|
Административно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных правовых актах, направлены на обеспечение нормальных взаимоотношений Российского государства с мигрантами, а также национальной безопасности нашего общества.
Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иными федеральными законами.
Кроме исключений, вытекающих из федерального законодательства, международных договоров РФ, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.
|
|
Как и граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т. д.
Иностранные граждане в принципе не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ.
Административно-правовое положение граждан в РФ устанавливается также с учетом времени и условий их пребывания в РФ. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» различает иностранных граждан: а) временно пребывающих в РФ. По общему правилу, срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Решения о продлении или сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, или его территориальными органами в случаях, предусмотренных данным Законом (изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ);
б) временно проживающих в РФ. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено законом. Срок действия разрешения составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ. Законом определен круг иностранных граждан, которым такое приглашение может быть выдано без учета квоты (родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ, состоящим в браке с гражданами РФ, имеющими местожительство в РФ, и др.);
в) постоянно проживающих, имеющих вид на жительство, который может быть выдан по заявлению иностранного гражданина, прожившего в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По истечении срока он может быть продлен на пять лет. Количество его продлений не ограничено.
Однако административная правоспособность иностранных граждан уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны с гражданством РФ. Ограничения административной правосубъектности относятся либо ко всем иностранным гражданам, либо к отдельным их группам, либо в связи с целями их пребывания: временно пребывающим, временно проживающим и постоянно проживающим; приглашенным для обучения в образовательных учреждениях или осуществления трудовой деятельности и т. д. Ограничения закрепляются императивными нормами применительно к определенным случаям, конкретным группам иностранных граждан либо их правам и свободам.
Приобретение иностранным гражданином права пребывания (проживания) в РФ.
Правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус иностранных граждан, которые находятся в Российской Федерации на законных основаниях. Иностранным гражданином, находящимся в РФ на законном основании, признается лицо, имеющее предусмотренные федеральным законом или международными договорами Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Этими документами прежде всего являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта. Закон не содержит исчерпывающего перечня документов, подтверждающих указанное право на пребывание (проживание) иностранного гражданина в РФ.
|
|
Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное, оформленное в виде отметки проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Виза — выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действующему документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признанному РФ в этом качестве.
Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
По общему правилу для въезда в Российскую Федерацию, за исключением глав государств, дипломатических представительств и других иностранных граждан, определенных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, необходимо приглашение уполномоченного субъекта Российской Федерации. Оно представляет собой документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором.
|
|
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству определенных заинтересованных сторон, указанных в законе. Порядок и условия оформления приглашений предусмотрены законом, а также Положением о порядке оформления приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142.
Въезд в Российскую Федерацию возможен при наличии визы или в порядке, не требующем получения визы. Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат миграционному учету в порядке, установленном ФЗ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Учет осуществляется в связи с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ.
Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в РФ — по месту пребывания.
Согласно указанному Закону миграционный учет имеет уведомительный характер (п. 2 ст. 4). Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен в соответствии с федеральными конституционными законами или федеральным законами в пограничной зоне; закрытых административно-территориальных образованиях; закрытых военных городках и т.д. Перечень территорий, зон, ситуаций, в которых или когда может применяться разрешительный порядок регистрации, дан в п. 2 ст. 5 Закона и является открытым.
Контроль за проживанием, временным пребыванием в РФ и транзитным передвижением в пределах РФ иностранных граждан осуществляется федеральными органами исполнительной власти: а) в сфере миграции; б) ведающим вопросами внутренних дел; в) соответственно их территориальными.
На федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, возложен контроль за временным пребывание в РФ иностранных граждан, круг которых определен законом: глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений таких иностранных государств и т. д. (ст. 30 ФЗ о правовом положении иностранных граждан).
Законом установлен одинаковый перечень оснований для отказа или аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также частично отличающиеся от них основания отказа в выдаче и аннулировании разрешения на работу иностранному гражданину (ср. ст. 7, 9, 18 указанного Закона).
ФЗ от 6 мая 2008 г. № 60-ФЗ ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» дополнена положениями о том, что: а) разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное ему разрешение аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации; б) разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, если данный иностранный гражданин передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмисии[34].
Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в России сокращают по каким-либо причинам, то он обязан покинуть страну в течение трех дней, а в случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство — в течение 15 дней. Если эти требования не соблюдены, иностранного гражданина депортируют за счет собственных средств, средств работодателя, дипломатического представительства его страны или бюджетных средств РФ.