double arrow

Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являю­щееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Власть РФ распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В РФ правовое положение иностранных граж­дан и лиц без гражданства определяется законодательством РФ, основанным на Конституции РФ, и, кроме того, международ­ными договорами Российской Федерации.

Административно-правовое положение иностранных граж­дан и лиц без гражданства имеет общую нормативную основу, однако отражающую отдельные особенности, относящиеся к лицам без гражданства.

Система нормативных правовых актов, регулирующих ад­министративно-правовое положение указанных субъектов, включает в себя: а) федеральные законы: от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе- дерации»[30]; от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[31]; от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[32]; от 25 июля 1998 г. «О госу­дарственной дактилоскопической регистрации РФ»[33] и др.; б) ука­зы Президента РФ, не противоречащие федеральным законам, могут издаваться по всем вопросам, относящимся к его компе­тенции; в) постановления Правительства РФ могут приниматься по вопросам порядка выдачи разрешений на временное прожи­вание иностранцам, выдачи вида на жительство, порядка при­глашения иностранных граждан в целях осуществления трудо­вой деятельности и т. д. Например, постановлением Правитель­ства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждены Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство; г) нор­мативно-правовые акты иных федеральных органов исполни­тельной власти, принятые в порядке исполнения законов, ука­зов Президента РФ и постановлений Правительства (например, Положение о миграционной карте, утвержденное приказом ру­ководителей ряда федеральных органов исполнительной власти от 11 ноября 2002 г.).

Административно-правовые нормы, содержащиеся в мно­гочисленных правовых актах, направлены на обеспечение нор­мальных взаимоотношений Российского государства с мигран­тами, а также национальной безопасности нашего общества.

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случа­ев, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иными федеральными законами.

Кроме исключений, вытекающих из федерального законо­дательства, международных договоров РФ, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.

Как и граждане РФ иностранные граждане и лица без граж­данства пользуются правами: на обжалование незаконных дей­ствий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную не­прикосновенность; на неприкосновенность жилища; на свобод­ный труд; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на обра­зование; на свободу совести и т. д.

Иностранные граждане в принципе не имеют прав и обязан­ностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ.

Административно-правовое положение граждан в РФ ус­танавливается также с учетом времени и условий их пребыва­ния в РФ. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» различает иностранных граждан: а) временно пребываю­щих в РФ. По общему правилу, срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не тре­бующем получения визы, не может превышать девяносто су­ток. Решения о продлении или сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимаются фе­деральным органом исполнительной власти, ведающим вопро­сами иностранных дел, или федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим правоприменительные функции, или его территориальными органами в случаях, предусмотрен­ных данным Законом (изменились условия или перестали су­ществовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разре­шен въезд в РФ);

б) временно проживающих в РФ. Срок временного пребы­вания иностранного гражданина в Российской Федерации оп­ределяется сроком действия выданной ему визы. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено законом. Срок действия разре­шения составляет три года. Квота на выдачу иностранным граж­данам разрешений на временное проживание ежегодно утвер­ждается Правительством РФ. Законом определен круг иностран­ных граждан, которым такое приглашение может быть выдано без учета квоты (родившимся на территории РСФСР и состояв­шим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на тер­ритории РФ, состоящим в браке с гражданами РФ, имеющими местожительство в РФ, и др.);

в) постоянно проживающих, имеющих вид на жительство, который может быть выдан по заявлению иностранного граж­данина, прожившего в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство вы­дается на пять лет. По истечении срока он может быть продлен на пять лет. Количество его продлений не ограничено.

Однако административная правоспособность иностранных граждан уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны с гражданством РФ. Ограничения административной правосубъектности относятся либо ко всем иностранным граж­данам, либо к отдельным их группам, либо в связи с целями их пребывания: временно пребывающим, временно проживающим и постоянно проживающим; приглашенным для обучения в об­разовательных учреждениях или осуществления трудовой дея­тельности и т. д. Ограничения закрепляются императивными нормами применительно к определенным случаям, конкретным группам иностранных граждан либо их правам и свободам.

Приобретение иностранным гражданином права пребы­вания (проживания) в РФ.

Правовые нормы, регулирующие административно-право­вой статус иностранных граждан, которые находятся в Россий­ской Федерации на законных основаниях. Иностранным граж­данином, находящимся в РФ на законном основании, призна­ется лицо, имеющее предусмотренные федеральным законом или международными договорами Российской Федерации до­кументы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Этими до­кументами прежде всего являются вид на жительство, либо раз­решение на временное проживание, либо виза и (или) миграци­онная карта. Закон не содержит исчерпывающего перечня до­кументов, подтверждающих указанное право на пребывание (проживание) иностранного гражданина в РФ.

Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их пра­ва на постоянное, оформленное в виде отметки проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Виза — выданное уполномоченным государственным ор­ганом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действующему документу, удостоверяюще­му личность иностранного гражданина или лица без граждан­ства и признанному РФ в этом качестве.

Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства вре­менно проживать в РФ до получения вида на жительство, офор­мленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

По общему правилу для въезда в Российскую Федерацию, за исключением глав государств, дипломатических представи­тельств и других иностранных граждан, определенных федераль­ными законами и международными договорами Российской Фе­дерации, необходимо приглашение уполномоченного субъекта Российской Федерации. Оно представляет собой документ, яв­ляющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим воп­росами иностранных дел, либо федеральным органом исполни­тельной власти в сфере миграции или его территориальным ор­ганом по ходатайству определенных заинтересованных сторон, указанных в законе. Порядок и условия оформления приглаше­ний предусмотрены законом, а также Положением о порядке оформления приглашения в Российскую Федерацию иностран­ных граждан и лиц без гражданства, утв. постановлением Пра­вительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142.

Въезд в Российскую Федерацию возможен при наличии визы или в порядке, не требующем получения визы. Иностран­ный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обя­заны получить и заполнить миграционную карту — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ ино­странном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иност­ранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пре­бывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат миграционному учету в порядке, установленном ФЗ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Учет осу­ществляется в связи с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пре­делах РФ либо выездом из РФ.

Постоянно или временно проживающие в РФ иностран­ные граждане подлежат регистрации по месту жительства и уче­ту по месту пребывания, а временно пребывающие в РФ — по месту пребывания.

Согласно указанному Закону миграционный учет имеет уведомительный характер (п. 2 ст. 4). Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен в соответствии с федеральны­ми конституционными законами или федеральным законами в пограничной зоне; закрытых административно-территориаль­ных образованиях; закрытых военных городках и т.д. Перечень территорий, зон, ситуаций, в которых или когда может приме­няться разрешительный порядок регистрации, дан в п. 2 ст. 5 Закона и является открытым.

Контроль за проживанием, временным пребыванием в РФ и транзитным передвижением в пределах РФ иностранных граж­дан осуществляется федеральными органами исполнительной власти: а) в сфере миграции; б) ведающим вопросами внутрен­них дел; в) соответственно их территориальными.

На федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, возложен контроль за временным пребывание в РФ иностранных граждан, круг которых опреде­лен законом: глав дипломатических представительств и глав кон­сульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудни­ков дипломатических представительств и работников консуль­ских учреждений таких иностранных государств и т. д. (ст. 30 ФЗ о правовом положении иностранных граждан).

Законом установлен одинаковый перечень оснований для отказа или аннулирования разрешения на временное прожива­ние, вида на жительство, а также частично отличающиеся от них основания отказа в выдаче и аннулировании разрешения на работу иностранному гражданину (ср. ст. 7, 9, 18 указанного Закона).

ФЗ от 6 мая 2008 г. № 60-ФЗ ст. 7 ФЗ «О правовом положе­нии иностранных граждан» дополнена положениями о том, что: а) разрешение на временное проживание иностранному граж­данину не выдается, а ранее выданное ему разрешение аннули­руется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации; б) разрешение на временное проживание иностран­ному гражданину не выдается, если данный иностранный граж­данин передавался Российской Федерацией иностранному го­сударству в соответствии с международным договором Россий­ской Федерации о реадмисии[34].


Если срок проживания или временного пребывания инос­транного гражданина в России сокращают по каким-либо при­чинам, то он обязан покинуть страну в течение трех дней, а в случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство — в течение 15 дней. Если эти требова­ния не соблюдены, иностранного гражданина депортируют за счет собственных средств, средств работодателя, дипломатичес­кого представительства его страны или бюджетных средств РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: