Анализ причин распада СССР - мифы и факты

По поводу причин распада Советского Союза бытует множество точек зрения. Есть две крайние - 1) СССР распасться было не суждено, и была возможность претерпеть все преобразования без такого летального исхода; 2) крах СССР был неизбежен. Есть и другие точки зрения, а также мифы и факты. 4

Миф первый: Советский Союз был империей, а все империи рано или поздно распадаются. Это заведомо неверно: СССР не был империей. Любая империя отличается тем, что имеет чёткую структуру. Есть главная территория (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и колоний сильно различаются в правах. Так, граждане колоний не принимают участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении империей. Трудно представить, что бы премьер-министром, или хотя бы просто министром, в правительстве Великобритании стал индус или австралиец. Но в СССР грузин Сталин в течение тридцати лет управлял страной, чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азербайджанец Алиев - членом Политбюро. Ни индусы, ни австралийцы фактически не имели возможности занимать сколько-нибудь значимые посты в Британской империи. Все посты в Британской империи занимали выходцы с британских островов. В Советском Союзе такого деления на метрополию и колонии ни фактически, ни юридически не было. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно равные права и в руководстве страны были представлены очень многие национальности.

Миф второй: Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудностей. Если это так, то почему не распались Соединённые Штаты во время великой депрессии и Китайская Народная Республика во времена культурной революции? Экономические трудности ослабляют государство и усиливают действие прочих факторов, способствующих развалу государства, но сами по себе они не являются причиной развала страны.3

Миф третий: Республики СССР были насильно согнаны в «концлагерь» и при первой же возможности разбежались. А почему тогда не распалась РСФСР, также состоявшая из республик? И потом, даже если бы республики и были насильно согнаны в концлагерь, то на момент распада СССР это были совсем уже другие республики, нежели в момент создания СССР.

Но факт остаётся фактом: Советский Союз распался. А раз так, то существуют и причины его распада.

Услышав эти мифы, невольно задаешься вопросом: откуда взялись эти мифы, и почему они очень активно обсуждались в прессе перед распадом страны и некоторое время после распада, несмотря на то, что они являются мифами? Обратим внимание на то, что все эти мифы обсуждались в подавляющем большинстве случаев по отношению к Советскому Союзу, но не по отношению к России, хотя и СССР и РСФСР состояли из республик, имели одни и те же экономические трудности и существовали в одно и то же время, на одной и той же территории. Подобное положение вещей наводит на мысль, что распад СССР не был естественным процессом и был инициирован искусственно.4

Процесс распада СССР мог быть инициирован либо изнутри, либо извне, либо и то и другое. Прежде чем начинать анализировать существующие факты, давайте мысленно поставим себя на место руководителей США. Долгие годы, в течение всей холодной войны в США разрабатывались планы по уничтожению Советского Союза. Ради этой цели были затрачены огромные средства, создавались ядерные арсеналы, финансировались радиостанции на территории третьих стран и т.д. И вот наступает «Перестройка» и «Гласность». Советский Союз становится более открытым к миру, и в СССР наступают экономические трудности и перемены. Было бы странно, если бы руководители США вдруг резко отказались от идеи развалить СССР и не стали бы использовать открывшиеся перед ними возможности.

Теперь рассмотрим несколько фактов.

Факт первый: Во времена перестройки существовала множество людей, которые получали деньги за то, что на площадях и в парках собирали вокруг себя народ и поднимали дискуссию об ужасах советской системы и ужасном состоянии страны.

Эти массовики-затейники даже не знали, как зовут их заказчиков. У всех них была одна особенность: вскоре после распада СССР заказы на их услуги перестали поступать.

Факт второй: Массовые демонстрации, проходившие в то время по всей стране, были направлены в основном на разрушение идеологических основ советского общества. Эти демонстрации были антикоммунистическими и антисоветскими. Удивительна одинаковая идеологическая направленность этих демонстраций. Ясно, что каждая такая демонстрация имела своего организатора. Не составит труда доказать, что большинство из этих демонстраций были организованы благодаря чьей-то финансовой поддержке.

Факт третий: Помимо выступлений на улицах, пресса была прямо-таки завалена негативной информацией. Этой информации было гораздо больше чем в последующие годы, хотя экономическая ситуация в конце 80-х годов была намного лучше, чем в середине 90-х. В прессе появляется образ ужасной Родины и замечательной заграницы. Репортажи и информация «оттуда» имела все черты рекламных материалов. Тоже относится и к культуре. Например, вспомним песню группы «Наутилус Помпилиус» «Гудбай, Америка» и зададимся вопросом, что заставило автора этой песни написать именно такой текст? Наверно, таким образом, он пытался окликнуть людей: «Подождите! Что же вы творите? Опомнитесь!» Но мало кто его слышал, люди продолжали дальше рушить могущественную страну. 4

Заметим, что и выступления на улицах, и публикации в прессе, и смысл многих наших «произведений» культуры имели одинаковую информационную направленность: критика советской политической и идеологической системы и Советского Союза вообще, создание негативного образа нашей страны и положительного образа «заграницы». Такая одинаковая направленность действия различных факторов мола быть объяснена только руководством из единого центра. Иными словами, на нашу страну велась информационная атака. И эта атака дала свои результаты: состав внутренней среды (культуры) был изменён, и по всей стране стали появляться признаки разваливающейся страны.

Но есть и четвёртый факт: Соединённые Штаты своей внешней политикой поддерживали появление таких признаков. Они одни из первых признали независимость стран Балтии, поддерживали факторы информационной атаки и др. Это то, что они делали официально. А что они делали неофициально? Можно с большой долей уверенности утверждать, что США были ведущей силой, организовавшей информационную атаку на СССР.

Но информационная атака была не единственной причиной развала СССР. Руководство СССР прекрасно видело существовавшие проблемы и могло принять эффективные меры по предотвращению развала страны. Могло, но не приняло. Политику того периода (как и периода правления Ельцина) можно охарактеризовать как «целенаправленное бездействие». Маловероятно, чтобы в руководстве СССР не было людей, способных проанализировать сложившуюся ситуацию и выработать правильное решение. Либо у руля государства находились одни идиоты (что маловероятно), либо в руководстве страны были люди, действовавшие в русле политики развала СССР.

Из всей этой истории можно сделать важный вывод: государство, не контролирующее в той или иной форме своё информационное пространство и свои информационные ресурсы, не является независимым.

Распад СССР явился первым примером в мировой истории, когда одно государство сумело разрушить второе государство, не прибегая к военной силе. Этот пример показывает, насколько разрушительную силу могут иметь «мирные» политтехнологии. Если в 20-м веке была гонка вооружений, то в 21-м веке будет гонка политтехнологий, а сама война будет рассматриваться лишь как самая примитивная политтехнология. Войну можно сравнить с попыткой выломать дверь, вместо того, чтобы попытаться открыть замок.

США затрачивали огромные средства на гонку вооружений. Бюджет Пентагона достигал 300 миллиардов долларов в год. Они собирались уничтожить СССР с помощью военной силы. Но все эти траты оказались напрасными.

Достаточно было заплатить несколько миллиардов долларов нашим журналистам и продажным политикам, и мы сами начали друг друга убивать.

В политических процессах конца 80-х - начала 90-х следует различать две составляющие: изменение политической системы общества и распад Единого Государства. Это два разных процесса, хотя и протекавших одновременно, но не являющихся жёстко связанными друг с другом. Сложись обстоятельства по другому, в СССР могли произойти те же самые демократические преобразования, и при этом страна осталась бы единой.3

путч переворот беловежский соглашение

Итак, из всего выше сказанного, можно понять, что причин для распада было больше, чем мы могли себе представить. Естественно, что причинами распада послужило то, что власти хотели централизованного государства во главе с коммунистической партией, в этом были и свои плюсы, и свои минусы. Однако это союзное государство не приказало долго жить. В распаде СССР, прежде всего, виновата правящая верхушка. Власть перенесла острейший кризис, после которого все попытки восстановления прежней системы не приводили к успехам. Перестала существовать единая партийная система, появились другие партии. После кризиса многие республики просто не захотели терпеть диктатуру центральной власти, им нужна была своя власть, независимость, в конечном счете, они признавали свой суверенитет и больше не относились к СССР. Это был еще один удар по центру. Разрабатывались новые соглашения и декларации, власти пытались удержать все на месте, но эта политическая система уже отжила свое. Распаду СССР способствовал и распад социалистической системы. В результате СССР распался и к власти пришли демократы.

Целью моего реферата было: показать основные причины распада СССР. Я считаю, что я показал все, что следовало. О таких вещах, можно много говорить, поскольку данная тема очень актуальна в наши дни, в связи с новыми политическими кризисами, происходящими в нашей стране. Историю СССР можно рассматривать, как пособие для политиков, которые могут найти что-то полезное, или же просто исключить ошибки прошлого, из политики настоящего, дабы не повторилось то, что случилось 18 лет назад.

После смерти Черненко генеральным секретарем ЦК был избран Горбачев. Апрельский пленум ЦК провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Указывалось на необходимость технологического перевооружения тяжелой промышленности, а также активизации «человеческого фактора». В известной мере расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета – с целью повысить заинтересованность коллективов в результатах своего труда. Для повышения качества продукции была введена госприемка. Кроме того, декларировался курс на приоритетное развитие социальной сферы – жилищного строительства, здравоохранения, культуры и др. Была так же разрешена индивидуальная и кооперативная деятельность. Однако весомых результатов эти нововведения не принесли.

С целью затормозить процессы общественного распада, руководство КПСС начало осуществлять некоторые либеральные преобразования в идеологической сфере. Так, объявленная политика гласности предполагала смягчение цензуры над средствами массовой информации, публикацию запрещенной ранее литературы, архивных документов, ликвидацию спецхранов в библиотеках. Наряду с Экономической в реформировании нуждалась и политическая система, которую многие рассматривали как главный тормоз на пути выхода из кризиса. Руководство страны считало, что настало время оживить Советы, привнести в советскую систему элементы парламентаризма и вместе с тем укрепить руководящую роль КПСС в обществе. На XIX Всесоюзной партийной конференции был учрежден новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР. Выборы в депутаты проводились на альтернативной основе и были свободными. Недовольство политикой Центра выражали лидеры союзных республик. Они требовали все большей самостоятельности.

С приходом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные изменения. Горбачев признает приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

Была заявлена концепция нового политического мышления, сводившаяся к отказу от основополагающего постулата советской идеологии о расколе современного мира на две противоборствующие общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую) и признанию мира единым и неделимым. В период перестройки произошла фактическая интеграция СССР в мировое сообщество.

К августу 1991 удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. Фактически ССГ представлял собой конференцию с единой президентской властью, весьма ограниченной. За Центром оставались только координирующие функции. Это была последняя попытка предотвратить бесконтрольный распад державы.

19 августа 1991 группа высших должностных лиц учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению и ввели в Москву войска. Проект предстоящего союзного договора, означавший утрату контроля над республиками, этих руководителей не устраивал. В столице и ряде других крупных городов был организован отпор так называемым «путчистам». Процесс распада Союза заметно ускорился. Уже в августе из его состава вышли три прибалтийские республики, и Горбачев был вынужден подписать указ о признании этого факта. Подготовка нового Союзного договора зашла в тупик, в тоже время распад государства продолжается, и в этих условиях три республики заявили о создании СНГ. Позднее к России, Украине и Белоруссии присоединились другие бывшие союзные республики, за исключением прибалтийских и Грузии.

25 декабря 1991 г. президент Горбачев сложил с себя властные полномочия. СССР перестал существовать.

Распад ялтинско-потсдамского порядка (1986–1991)

История дипломатии

История международных отношений (1918-2003)

Том первый. События 1918-1945

Том второй. Документы 1910-1940-х годов

Том третий. События 1945-2003

Раздел первый. ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ОБЩЕМИРОВОГО ПОРЯДКА И ЕЕ ПРОВАЛ

Раздел второй. БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ ВОЙНЫ

Раздел третий. КОНФРОНТАЦИОННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Раздел четвертый. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Державы на Тихом океане (1945-1995)

Основы дипломатической службы

Генеральный план ОСТ

Государственные экономические стратегии

Атлас всемирной истории.

Политические карты

4 августа 1991 г. М.С.Горбачев, несмотря на тревожную обстановку в стране, отбыл в отпуск в президентскую резиденцию в Форосе (Крым). Он должен был вернуться в столицу к моменту подписания союзного договора 20 августа. В его отсутствие 19 августа 1991 г. в Москве группа членов политбюро ЦК КПСС предприняла попытку государственного переворота.

Утром 19 августа по радио и телевидению было сообщено о введении в стране чрезвычайного положения и о том, что «по состоянию здоровья» президент М.С.Горбачев не может исполнять свои обязанности, которые временно «принял на себя» так называемый государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г.И.Янаевым, которым был в тот момент вице-президентом СССР. Вслед за этим последовало заявление председателя Верховного совета СССР А.И.Лукьянова, в котором говорилось о невозможности подписания союзного договора в том варианте, в котором он был согласован 23 июля 1991 г.

Реагируя на события в Москве, на следующий день 20 июля 1991 г. Верховный совет Эстонии принял решение о введении в силу декларации независимости, принятой 8 мая 1991 г. 21 августа аналогичное решение принял парламент Латвии. Распад СССР становился фактом.

Незаконные действия ГКЧП вызвали протестную реакцию в Москве. На улицах стихийно возникали демонстрации, участники которых стали стекаться к зданию Верховного совета РСФСР («белому дому»), в котором находился президент РСФР Б.Н.Ельцин, {?} отказавшийся признать власть ГКЧП и призвавший граждан России не подчиняться его приказам. Б.Н.Ельцин издал указ об объявлении ГКЧП вне закона на территории Российской Федерации. Фактически Б.Н.Ельцин и Верховный совет России возглавили сопротивление организаторам переворота. Президента РСФСР поддержали как широкая коалиция демократических сил, так разноплановые антикоммунистические группы – от монархистов и националистов до анархистов.

В руководстве вооруженных сил СССР произошел раскол. Большая часть армейского командования отказалась подчиняться приказам ГКЧП и использовать войска против народа. Вокруг «белого дома» образовалось живое кольцо противников переворота, которые намеревались защищать здание в случае попытки его штурма сторонниками ГКЧП. Среди организаторов переворота тоже не было единства по вопросу о применении силы против несогласных. На улицах города имели место случайные столкновения между введенными в столицу по приказу ГКЧП войсками и оппозиционно настроенными гражданами, в результате которых погибло три человека. Рядовые военнослужащие не хотели применять силу против народа. К 21 августа 1991 г. стало ясно, что переворот не удался. Армейское командование окончательно отказалось подчиняться ГКЧП.

Б.Н.Ельцин перешел к решительным действиям. Члены ГКЧП были арестованы. В Москву был доставлен освобожденный из-под ареста в Форосе президент СССР М.С.Горбачев. Попытка государственного переворота, который фактически был сорван сопротивлением Б.Н.Ельцина, нанесла непоправимый ущерб престижу М.С.Горбачева. Б.Н.Ельцин фактически выдвинулся на положение главной политической фигуры страны. После августовского путча КПСС была окончательно дискредитирована. 24 августа 1991 г. М.С.Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС и предложил ЦК самораспуститься. Президент Ельцин издал указ о запрещении деятельности КПСС. Все учреждения КПСС были закрыты.

Начало 90-х гг. было отмечено ростом проявлений сепаратизма со стороны республик, входящих в состав СССР. В 1990 г. ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в одностороннем порядке заявили о самоопределении и создании независимых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из экономического кризиса побудили политические элиты республик искать собственные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов. Республики старались избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

12 июня 1990 г. российские депутаты также приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопросы государственной и общественной жизни. Крупным шагом построения российской государственности стало учреждение института всенародно избираемого Президента РСФСР, действующего наряду с Президентом СССР. Выборы первого Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г., в первом же туре голосования им стал Б. Н. Ельцин. В данной ситуации М. С. Горбачев и его ближайшее окружение были вынуждены пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. В апреле 1991 г. в Новоогареве был достигнут предварительный договор Президента СССР с представителями девяти республик о разработке и подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств. Впервые было заявлено о невозможности сохранить Союз ССР в существующем виде. Было принято принципиальное реше­ние не препятствовать выходу из СССР тем республикам, которые этого добивались, а именно Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии. Таким образом, новое союзное образование должны были составить девять республик: Россия, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения. С целью подписания нового Союзного договора между Президентом СССР М. С. Горбачевым и лидерами девяти союзных республик в течение трех месяцев проходили переговоры, вошедшие в историю как Новоогаревский процесс. В итоге был согласован проект нового союзного договора, в результате подписания которого должен был возникнуть Союз Суверенных Государств - государственное образование конфедеративного типа. Согласно этому документу, республики получали гораздо больше прав, чем это было ранее, центр из управляющего превратился в координирующий.

В результате многие союзные структуры, мини­стерства и ведомства должны были бы либо претерпеть серьезные изменения, либо прекратить свое существование. Указанное соглашение фактически лишало представителей союзной власти и верхушку КПСС реальных властных полномочий, постов и привилегий. На 20 августа 1991 г. было намечено подписание нового Союзного договора. Все это подтолкнуло противников Новоогарев-ского соглашения из состава высшего руководства СССР и КПСС на решительные действия. В начале августа 1991 г. группа лиц во главе с председателем КГБ В. А. Крючковым начала подготовку к введению в стране чрезвычайного положения в целях восстановления роли центральной власти и КПСС.

«Путч» начался 19 августа 1991г. В СССР был образован новый орган власти - ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), в который вошла группа высокопоставленных чиновников: министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, премьер-министр В. С. Павлов и др. В первый же день были опубликованы важнейшие документы новой власти. Постановлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятельность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. Вице-президент СССР Г. И. Янаев объявил о вступлении вдолжность Президента СССР. Что же касается М. С. Горбачева, то он был заблокирован на своей крымской даче в Форосе. Народу было объявлено, что Президент' СССР не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. При этом не было предоставлено медицинское заключение о состоянии здоровья М. С. Горбачева.

В отличие от большинства руководителей союзных республик, молчаливо поддержавших ГКЧП, решительную позицию занял Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, выступивший с брони танка и объявивший действия членов ГКЧП незаконными. Он призвал организовать народное сопротивление в Москве и оборону Белого дома, в котором располагался Верховный Совет РСФСР. В результате десятки тысяч людей вышли на улицы столицы, часть войск перешла на сторону Президента России. Вслед за этим за непризнание ГКЧП выступили руководители республик СССР. «Путчисты» были объявлены государственными преступниками и 21 августа арестованы. Попытка ГКЧП сохранить СССР и власть КПСС успехом не увенчалась.

Противники ГКЧП, главным образом российское правительство во главе с Ельциным, опираясь на поддержку демократи­чески настроенного населения Москвы и поддержку ведущих демократических стран мира, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно на информационном поле. В результате им удалось переломить общественное мнение на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.

После провала путча начались радикальные изменения в системе государственной власти СССР, где доминирующее положение заняло российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным. 23 августа 1991 г. Указом Б. Н. Ельцина на территории РСФСР до решения суда была приостановлена деятельность КПСС, ее имущество национализировано. Его примеру последовали лидеры других союзных республик, где деятельность компартии была либо приостановлена, либо запрещена. 26 августа М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. ЦК компартии объявил о самороспуске.

Был ликвидирован Совет Министров СССР. 5 сентября под давлением лидеров союзных республик самораспустился союзный парламент - Съезд народных депутатов СССР. В этих условиях власть Президента СССР М. С. Горбачева оказалась чисто условной. Вся власть в СССР в этот период перешла к новому органу -Государственному Совету СССР, состоящему из лидеров союзных республик, среди которых ведущую роль играли Президент России Б. Н. Ельцин и Президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Первым шагом Госсовета СССР было официальное признание 6 сентября 1991 г. независимости Латвии, Литвы и Эстонии.

Все попытки Президента СССР сохранить союзное государство, возобновить работу по подписанию нового союзного договора оказались безуспешными. Особую роль в ликвидации Союза сыграли политические элиты России и Украины. Факты свидетельствуют, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать союзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов.

Граждане Украины на референдуме 1 декабря 1991 г. высказались большинством голосов за независимость республики. За это проголосовало более 90% участников референдума.

Президент Украины Л. М. Кравчук, опираясь на результаты народного волеизъявления, заявил о неприсоединении Украины к новому союзному договору.

Встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич 8 декабря 1991г. заявили о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме республик Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. 21 декабря 1991 г. на Алма-Атинской встрече решение о роспуске СССР приняли главы 11 союзных республик. Договор 1922 г. об образовании СССР был денонсирован их парламентами. 25 декабря 1991 г.Президент СССР М. С. Горбачев заявил о том, что уходит в отставку. В Кремле был спущен флаг СССР, а 1 января 1992 г. СССР был исключен из списка государств ООН и его место заняла Российская Федерация.

Предпосылки распада Советского Союза имелись задолго до начала 90-х гг., но объективно механизм кризиса был приведен в действие неудачей политики перестройки. Экономический кризис способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли решение искать самостоятельные пути выхода из создавшегося положения. Кроме того, немаловажной предпосылкой распада явилось отсутствие у. горбачевского руководства продуманной национальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.

Советскую империю можно было удержать только деспотическим режимом. Однако институты тоталитарного государства -партийный аппарат, КГБ, МВД, армия - были парализованы в ходе вызванной гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с государством, которое должны были защищать.

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: