double arrow

Упражнение «увидеть живописность окружающей природы»

Проделайте противоположное упражнение. Вы путешествуете по красивой местности, там, где вам приятно находиться: по лугу, лесу, степи, горам или вдоль воды. Продвигайтесь не спеша, но целеустремлённо по вашему пути. Идите прямо, не сворачивая, держа подбородок приблизительно параллельно земле. Направьте ваш взор на окружающую природу, визуально воспринимая только намеченный путь. Сконцентрируйте внимание на вашем теле и понаблюдайте, как оно передвигается по местности. Если «параллельное включение» восприятия тела и взора удастся, то может быть, через некоторое время вы почувствуете, как изменилась окружающая природа. Как живописный пейзаж. Вы научитесь воспринимать не только отдельные ветви, деревья или кустарники, а также свет, тени, цвета и образовавшиеся силуэты и «фон», на котором вы отчётливо выделяетесь. Это целостное восприятие образов делает вас чувствительным ко всему, что движется и изменяется. Благодаря этому вы воспринимаете местность. Зажмурив глаза, вы можете усилить этот эффект общего восприятия. Если вы во время прогулки внимательно понаблюдаете за телом, то почувствуете, что оно не является больше «пустым местом» как во время стресса. Более того, вы сможете ощутить его центром и исходной точкой окружающей местности, так, как если бы ваше тело было частью природы. Но той частью, с помощью которой картина становится видимой. Подобное чувство появляется при просмотре фильма, снятого двигающейся камерой. Восприятие своего тела зрителем становится частью фильма.

Тренируйтесь по возможности часто «переключать», используя способ целостного восприятия. При выполнении данного упражнения установите утраченную взаимосвязь между «картиной природы» и вашим телом. Со временем «функция целостности» будет включаться автоматически.

Если вы более осознано проконтролируете этот процесс, то сможете заметить, что наше восприятие станет сильнее реагировать на «фон», а не только на сами вещи, т. е. на «ничто», представленное нам бытиём. Владеющий опытом рисования человек знает, насколько оживлённее становятся картины, если удаётся нарисовать не только предметы изображения, но и «фон».

Этот поворот на целостное восприятие, вместо восприятия отдельных частей, имеет психологическую основу, заложенную в принцип работы нашего мозга. При целостном восприятии преобладает (у правшей) активность правого полушария (мозга), за восприятие вещей и деталей отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга регулирует аналитическое мышление, речь и логическое мышление, правое – цельные качества, творчество, чувства и целостное восприятие тела. Когда мы двигаемся и обращаем внимание на наше тело, мы можем легче переключиться «слева на право».

Мы не хотим противопоставлять деятельность одного полушария мозга другому. Это зависит от их связи, от связи между телом и душой, разумом и чувством, аналитическим и обобщающим мышлением. Эта связь может быть прервана при травме. Из исследований, делающих очевидной активность мозга, мы знаем, что при травматических воспоминаниях активной является, прежде всего, правое полушарие, в то время как левое подавляется. Так как речевой центр находится в левом полушарии мозга, возникает состояние «безымянного ужаса» - «пребывание в ужасе», от которого страдают многие жертвы травмы. В вашем мире воспоминаний вы переживаете травму ещё раз, со всеми страшными чувствами, не находя слов для картин и восприятий, которые вы испытываете. Но «ужас без имени» ещё более угрожающий, чем переживания, будь они такими же страшными, которым мы можем дать название, по меньшей мере, словами.

Передвигайтесь в обратном от травмы направлении! Различные исследования наводят на мысль, что деятельность, в ходе которых мы двигаемся в ритме слева направо, содействуют взаимодействию и обмену информацией двух полушарий мозга. Причина лежит в «перекрёстном строении» нашей нервной системы. Большинство нервных соединений левой стороны туловища заканчиваются в правом полушарии мозга, а правой стороны – в левом полушарии. Соединительной частью двух полушарий головного мозга является так называемый ствол. По стволу или мосту между двумя областями мозга, пролегает множество нервных волокон. Они «соединяют» оба полушария мозга и регулируют обмен информации. Такие двусторонние (билатеральные) движения, как бой в барабан попеременно двумя руками, танец, ритмичное движение глаз (горизонтально или сверху вниз), а также спокойные прогулки или медленный бег, могут стимулировать взаимодействие двух полушарий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: