Логистический менеджмент означает менеджмент в логистических системах на принципах теории логистики. В узком понимании этого термина, логистический менеджмент представляет комплексную систему управления материальными и информационными потоками. Это означает, что управленские решения принимаются такие, которые не противоречат логистическому подходу. То есть принимаются оптимальные решения для предприятия, как для логистической системы.
Место логистического менеджмента в менеджменте предприятия представлено на рис. 1.
Рис. 1. Сфера и функции системы логистического менеджмента
Известны пять сфер приложения логистического управления (рис. 1).
Рис. 1. Сферы приложения логистического управления на предприятии
1. Оптимизация физических потоков имущества:
- обработка новой стратегии для развития предприятия – логистической стратегии через построение логистических цепей;
- маркетингово-логистическое управление, что делает возможным выбор акцептованных потребителем сырья и упаковки;
- компьютерная имитация, модельное экспериментирование, что содействует выбору оптимальных решений;
- интеграция действий, которые повязаны с логистическими процессами, через модернизацию организационных структур;
- охват целых логистических цепей операционными исследованиями с целью комплексной многокритериальной оптимизации;
- целостное управление потоками материалов и товаров, что позволяет оптимизировать физическое их перемещение.
2. Усовершенствование информационных процессов и процессов принятия решений:
- внедрение информационных технологий, что открывает новые возможности в сфере поддержки управления;
- развитие новых технологий производства, транспортирования на основе использования компьютерной поддержки;
- автоматическая идентификация при помощи шрих-кодов, что улучшает определения достоверности информации о перемещении имущества;
- электронный обмен данными, что позволяет использовать небумажные системы учета;
- анализ торговых заказов и новые формы их обработки.
3. Содержание оптимальных имущественных запасов:
- синхронизация транспорта с системой запасов, что позволяет определить оптимальную партию и частоту доставки;
- использование современных концепций управления (JIT, MRP, MRPII, DRP, DRPII), что позволяет усовершенствовать технику управления запасами с целью их оптимизации;
- обеспечение своевременности доставки при повышенном уровне качества заявленных услуг, что приводит к оптимизации размера запасов и уменьшении складских затрат;
- гарантия качества логистических услуг, что обеспечит конкурентоспособность продуктов предприятия по сравнению с другими участниками рынка;
- синхронизация инфраструктуры логистических процессов.
4. Синхронизация инфраструктуры логистических процессов:
- координация заказов получателей с транспортными манипуляциями, складскими и упаковующими действиями благодаря прогнозированию спроса, планирование потребностей материалов и реализации поставок;
- синхронизация работы внешнего и внутреннего транспорта с учетом перегрузок и условий складирования;
- координация выбора источников закупок, программирования и планирования материальных потребностей и управления запасами;
- выбор системы автоматической идентификации и вида упаковки относительно идентификационных требований логистической цепи;
- приспособление информационных процессов к условиям формирования, хранения и трансформации информации с целью определения материальных потребностей.
5. Оптимизация затрат логистических процессов:
- факторный анализ и оценка затрат относительно логистической инфраструктуры;
- сокращение времени реализации транспортных услуг;
- уменьшение запасов и соответствующих им складских затрат;
- применение методов FDC и XYZ для группирования материалов и товаров;
- внедрение метода контролинга в сфере затрат, благодаря компьютерной поддержки;
- соответствующее использование времени и пространства, что полезно влияет на уменьшение затрат;
- направленность к услугам логистических профессионалов;
- внедрение комплексного расчета затрат в формированных логистических цепях.
Тема 2
Описание логистического управления промышленного предприятия на основе модели большой размерности
1. Основные положения логистического управления промышленного предприятия
Объективным основанием логистического управления промышленным предприятием является реализация следующих основных научно-методических положений.
1. Комплексный подход производителя в достижении полезности предложения выпущенной продукции при условии определения оптимального уровня затрат на производственно-хозяйственную деятельность. Это обеспечивается за счет:
- определения наиболее эффективных отношений «предприятие-потребитель» на основе концепции логистического управления;
- направленность производственно-хозяйственной деятельности на обеспечение продукции потребительских свойств на всех стадиях ее жизненного цикла;
- максимизации результатов координации и согласованности всех параметрических показателей продукции и результатов производственно-хозяйственной деятельности в целом с наиболее важными показателями деятельности поставщиков, дистрибьюторов и конечных потребителей.
В этой связи наиболее важной составляющей логистического менеджмента является многоуровневая оптимизация деятельности промышленного предприятия. При этом особенное внимание приделается следующим проблемам: обоснование необходимости многоуровневого подхода к оптимизации логистического управления предприятием и построение соответствующей единой модели большой размерности.
В этом случае, единая модель логистического управления предприятием рассматривается как многоступенчатая, где первый уровень образуют производственные подразделения предприятия, второй – предприятие, третий сеть производственно-сервисных филиалов, четвертый – производственно-сервисный комплекс (рис. 1).
Рис. 1. Схема уровней единой модели логистического управления промышленным предприятием большой размерности
Одним с наиболее важных вопросов при рассмотрении условий формирования производственно-сервисного комплекса это определение его наилучшей структуры. При этом должна решаться проблема выделения образований, которые сравнительно мало были бы зависимы в границах такого комплекса. Такой подход определяется принципом производственно-логистической оптимальности, который предусматривает объединение производственно-хозяйственных образований при наиболее полном учете свей совокупности факторов и условий, которая влияет на структуру производстенно-сервисного комплекса.
Определим некоторые наиболее важные среди них.
1. Существенное влияние на формирование структуры производственно-сервисного комплекса имеет способность предприятия увеличивать свою долю потребительского рынка за счет новых предложений продукции, целевых групп потребителей. Одновременно с этим, большое значение приобретает способность предприятия удерживать свои позиции лидера за счет вертикальной интеграции с поставщиками и потребителями.
2. Значительное влияние на формирование структуры производственно-сервисного комплекса имеют мероприятия по обеспечению спроса на продукцию и соответствующий пакет сервисного обеспечения (согласованность уровня цены на продукцию и сервис; новизна предложения; комплексность предложения продукции и сервиса; привлечение поставщика и потребителя к долгосрочного сотрудничества; ориентация на специальные формы расчетов и ценообразова7ние и т. д.).
Мероприятия по активизации логистики предприятия по отношению к потребителю определяется приоритетом потребительского спроса на товарное предложение и ориентацию предприятия на адаптирование сформированного им производственно-сервисного комплекса к изменениям потребительского спроса. Соблюдение представленного принципа определяет следующие условия.
а) Оптимальное решение задания формирования структуры производственно-сервисного комплекса при минимальных совокупных затратах. Это предполагает разработку такого описания, которое бы обеспечивало бы наибольшую прогнозированность результата функционирования комплекса.
б) Определение опитимального количества параметров, достаточного для обеспечения необходимой точности предоставления результата функционирования производственно-сервисного комплекса.
в) Оптимальный выбор параметрических значений показателей формированной структуры производственно-сервисного комплекса, измерение которых при минимальных затратах обеспечивает получение достаточной для анализа его состояния информации.
При этом к основным заданием оптимизации производственно-сервисного комплекса. Является выбор наиболее выгодных вариантов формирования и развития процесса выпуска и реализации продукции, определение загруженности производственных мощностей и определение предприятий, которые привлекаются к формированию такого комплекса. Большую часть составляют балансовые соотношения по поставке сырья и материалов, производству материальной продукции, дальнейшей переработке и ее конечному потреблению. При этом в основе таких балансовых соотношений лежат схемы возможных производственно-сервисных связей между пунктами снабжения, производства и потребления.
Условия деятельности предприятия ориентированного на потребителя определяют ограничения по объемам снабжения, производства и объемы потребления конечной продукции. Они могут быть двух типов: общие, которые задаются комплексу в целом, и локальные, которые задаются для отдельных структур комплекса. Локальными видами продукции и сервисного обеспечения принимаются такие их виды, которые реально не могут предоставляться внешнему потребителю, или же затраты на их реализацию заранее не имеют какого-либо существенного влияния на эффективность производственно-сервисного комплекса и в модели они не учитываются.
Не смотря на сложность и разноплановость проблем оптимизации производственно-сервисных комплексов, они в значительной мере могут быть типовыми и иметь ряд схожих черт. Прежде всего, это касается системы производственно-сервисных отношений, которые описывают взаимосвязи разных хозяйственных образований в пределах единого комплекса, а также ряда отношений, что ограничивают объемы снабжения сырья и материалов, производства готовой продукции и ее потребления.
При математико-экономическом описании единой модели производственно-сервисного комплекса необходимо принимать во внимание, что она охватывает не все проблемы предприятия, а только ту часть, которая связана с логистическим управлением его деятельности. При этом устанавливаются следующие ограничения:
- производственно-сервисный комплекс является «чистой системой», то есть номенклатура произведенной им продукции и соответствующего сервиса в пределах комплекса не пересекается;
- продукция, которой обмениваются производственно-хозяйственные субъекты комплекса принимаются как промежуточные, а те, что выходят за пределы комплекса – конечные;
- источники сырья и материалов с соответствующим сервисным обеспечением, которые потребляются производственно-сервисным комплексом, находятся за его пределами;
- каждый производственно-сервисный комплекс составляют действующие и проектированные предприятия в конкретном регионе страны, с учетом определенных наборов условных пунктов как совокупности реально действующих предприятий.
Для математико-экономического описания единой модели производственно-сервисного комплекса принимаются следующие обозначения.
В – множина индексов потребления і-го вида продукции производственно-сервисного комплекса.
А – множина индексов потребителей і-го вида продукции производственно-сервисного комплекса.
Мрi – установленные варианты поставок региональных (местных) ресурсов предприятию производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции.
Мгi – установленные варианты поставок отраслевых ресурсов предприятию производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции.
Мглri – установленные варианты поставок глобальных ресурсов предприятию производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции.
Wрi – установленные показатели ограничения поставок региональных (местных) ресурсов предприятию производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции.
Wгi – установленные показатели ограничения поставок отраслевых ресурсов предприятию производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции.
Wглri – установленные показатели ограничения поставок глобальных ресурсов предприятию производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции.
Nві – множина вариантов сервисного обеспечения і-го вида продукции производственно-сервисного комплекса на стадии производства.
Nрі – множина вариантов сервисного обеспечения і-го вида продукции производственно-сервисного комплекса на стадии реализации.
Nсі – множина вариантов сервисного обеспечения і-го вида продукции производственно-сервисного комплекса на стадии потребления.
Ррrjidbа(t) – установленные показатели поставки rр-вида региональных (местных) ресурсов j-у производству предприятия производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе по n-у варианту сервисного обеспечения.
Ргrjidbа(t) – установленные показатели поставки rг-вида отраслевых ресурсов j-у производству предприятия производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе по n-у варианту сервисного обеспечения
Рглrjidbn(t) – установленные показатели поставки rгл-вида глобальных ресурсов j-у производству предприятия производственно-сервисного комплекса для выпуска і-го вида продукции при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе по n-у варианту сервисного обеспечения.
Lidbvn(t) – установленные показатели выпуска предприятием производственно-сервисного комплекса і-го вида продукции при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе при v-х нормативах затрат ресурсов по n-у варианту сервисного обеспечения.
Didbn(t) – установленные показатели поставки производственно-сервисным комплексом і-го вида продукции при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе по n-у варианту сервисного обеспечения.
ХIidbvn(t) – установленные стоимостные показатели і-го вида продукции предприятия производственно-сервисного комплекса при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе при v-х нормативах затрат ресурсов по n-у варианту сервисного обеспечения.
ХIIsdbvn(t) – установленные стоимостные показатели n-у варианта сервисного обеспечения s-м производственно-сервисным филиалом і-го вида продукции производственно-сервисного комплекса при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе.
ХIІIidbvn(t) – установленные стоимостные показатели і-го вида продукции предприятия производственно-сервисного комплекса при d-х потребностях а-го потребителя в b-ом регионе при v-х нормативах затрат ресурсов по n-у варианту сервисного обеспечения.
встановлені вартісні показники пропозиції сервісного продукту (іn)-го виду виробничо-сервісного комплексу при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні при v-х нормативах витрат ресурсів за n-м варіантом сервісного забезпечення;
Sidbn(t) – встановлені показники параметрів споживання і-го виду продукції підприємства виробничо-сервісного комплексу при d-х потребах а-го споживача в b-у регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
Uіsbn(t) – встановлені показники рівня сервісного забезпечення s-ї виробничо-сервісною філією виробничо-сервісного комплексу і-ї продукції при d-х потребах а-го споживача в b-у регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
GІjn(t) – встановлені нормативи запасів на j-у виробництві підприємства виробничо-сервісного комплексу за n-м варіантом сервісного забезпечення;
GІІn(t) – встановлені нормативи запасів на підприємстві виробничо-сервісного комплексу за n-м варіантом сервісного забезпечення;
GІІІsbn(t) – встановлені нормативи запасів у s-й виробничо-сервісній філії виробничо-сервісного комплексу в b-у регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
GІVn(t) – встановлені нормативи запасів у виробничо-сервісному комплексі за n-м варіантом сервісного забезпечення;
Ribdn(t) – встановлені показники рівня взаємозамінності і-го виду продукції виробничо-сервісного комплексу на стадії її споживання в b-у регіоні а-м споживачем при d-х потребах за n-м варіантом сервісного забезпечення;
FIjidbn(t) – встановлені нормативи прибутку, що має бути отриманий j-м виробництвом підприємства виробничо-сервісного комплексу від реалізації і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
FIIidbn(t) – встановлені нормативи прибутку, що має бути отриманий підприємством виробничо-сервісного комплексу від реалізації і-го виду продукції при d-х потребах в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
FIIIsdbn(t) – встановлені нормативи прибутку, що має бути отриманий s-ю виробничо-сервісною філією виробничо-сервісного комплексу від реалізації і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
FIVidbn(t) – встановлені нормативи прибутку, що має бути отриманий виробничо-сервісним комплексом від реалізації і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення;
Т – плановий період функціонування виробничо-сервісного комплексу в параметрах прогнозованих часових періодів, роки.
Типове завдання оптимізації виробничо-сервісного комплексу на етапах виробництва, реалізації та споживання і-го виду продукції за n-м варіантом сервісного забезпечення записується наступним чином.
1. Дотримання співвідношення сервісного забезпечення продукції на етапах виробництва, реалізації та споживання:
Nві ≤ Nрі ≤ Nсі (3.1)
n Î N, і Î І, t Î T
2. Дотримання співвідношення сервісного забезпечення різного рівня поставок ресурсів виробничо-сервісному комплексу:
Мрi ≤ Мгi ≤ Мглri (3.2)
m Î M, і Î І, t Î T
3. Дотримання співвідношення поставок ресурсів різних рівнів:
åРрrjd(t) ³ åРггrjd(t) ³ åРглrjd(t) ³ åLijd(t) (3.3)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, t Î T
4. Умови обмеження поставок регіональних (місцевих) ресурсів підприємству виробничо-сервісного комплексу для випуску і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
Wрi ³ åРрrjidabn(t) (3.4)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
5. Умови обмеження поставок галузевих ресурсів підприємству виробничо-сервісного комплексу для випуску і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
Wгi ³ åРггrjidabn(t) (3.5)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
6. Умови обмеження поставок глобальних ресурсів підприємству виробничо-сервісного комплексу для випуску і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
Wглri ³ åРглrjidabn(t) (3.6)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
7. Забезпечення виробничо-сервісним комплексом умов виконання замовлення на поставку і-го виду продукції в b-у регіон при d-х потребах а-го споживача за n-м варіантом сервісного забезпечення:
åLidabn(t) ³ åDidabn(t) ³ åSidabn(t) (3.7)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
8. Дотримання очікуваного споживачем рівня uіdabn(t) n-го варіанту сервісного забезпечення споживання і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-у регіоні:
åUіdabn(t) ³ uіdabn(t) (3.8)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
9. Дотримання співвідношення запасів різних рівнів:
åGІІІsn(t) ≤ åGІjn(t) ≤ åGІІjn(t) ≤ åGІVn(t) (3.9)
s Î S, n Î N, j Î J, t Î T
10. Обмеження по утриманню запасів gІjidabn(t) на j-у виробництві підприємства виробничо-сервісного комплексу на стадії виготовлення і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
åGІjn(t) ³ gІjidabn(t) (3.10)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
11. Обмеження по утриманню запасів gІІidabn(t) на підприємстві на стадії виготовлення і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
åGІІn(t) ³ gІІidabn(t) (3.11)
n Î N, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
12. Обмеження по утриманню запасів gІІІsidbn(t) у s-й виробничо-сервісній філії виробничо-сервісного комплексу на стадіях реалізації та споживання для випуску і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення
åGІІІsn(t) Usidabn(t) ³ gІІІsidabn(t) (3.12)
s Î S, n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
13. Обмеження по утриманню запасів у виробничо-сервісному комплексі на стадіях виробництва, реалізації та споживання і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
åGІVn(t), å Usdabn(t) ³ gІІidabn(t) ³ gІidabn(t) ³ gІІІsidabn(t) (3.13)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
14. Дотримання рівня взаємозамінності ridbn (t) і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
åSidabn(t) å ³ Ribadn(t) ³ ridabn(t) (3.14)
n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
15. Дотримання співвідношення вартісних показників діяльності виробничо-сервісного комплексу при сукупній вартості споживання сервісного продукту åЕ(t) та цінових надбавках (знижках) ΔЕt:
åХIsdabvn(t), åХIІidabvn(t) ≤ åХІIIidabvn(t) ≤ åЕ(t), ΔЕt (3.15)
s Î S, n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, v Î V, t Î T
16. Дотримання співвідношення нормативів прибутку, що має бути отриманий виробничо-сервісним комплексом від реалізації і-го виду продукції при d-х потребах а-го споживача в b-й регіоні за n-м варіантом сервісного забезпечення:
åFIIIsdabn(t) ≤ åFIIidabn(t) ≤ åFIjidabn(t) ≤ åFIVidabn(t) (3.16)
s Î S, n Î N, j Î J, і Î І, d Î D, а Î А, b Î B, t Î T
При виконанні вище наведених обмежень у умов можна знайти оптимум критерію ефективності виробничо-сервісного комплексу:
Q = {Р(t), L(t), D(t), S(t), U(t), F(t)} ® opt (3.17)
t Î T
Умови (3.1) – (3.2) відбивають ефект «наскрізної сервізації» виготовлення, реалізації та споживання продукції – від визначення потреби у матеріальних ресурсів до підтримки продукції протягом всього часу знаходження у кінцевого споживача. Умови (3.3) – (3.6) характеризують обмеженість поставок ресурсів різним структурним підрозділам виробничо-сервісного комплексу. При проектуванні потоків ресурсів враховуються умови виробництва продукції та її сервісного забезпечення на стадії споживання. Умови (3.7) і (3.8) накладаються на обов’язкове задоволення потреб споживачів у кінцевій продукції та відповідного сервісного забезпечення. Обмеження (3.9) – (3.13) відображають ефективність системи управління запасами на всіх структурних рівнях виробничо-сервісної системи. При цьому використовується ідея розгортання можливих внутрішніх виробничо-сервісних зв’язків між окремими виробничими і сервісними структурами комплексу. Умови (3.14) враховують споживання взаємозамінної кінцевої продукції комплексу. Система балансових умов доповнюється відношеннями (3.15) і (3.16), які враховують умови отримання оптимальної прибутковості виробничо-сервісного комплексу.
Виходячи з теоретичних ідей Ю. М. Неруша побудови економічної моделі потокових процесів [57], рівняння (1.8) може бути представлено наступним чином:
Q = {Qпрод.} - {Qвитр.} (3.18)
Продуктивна частина критерію («зовнішня» перемінна) Qпрод. оцінює кінцевий результат функціонування підприємства з позиції споживача. Вона відбиває уподобання груп споживачів на той чи інший вид продукції з відповідним сервісним забезпеченням і будується на групі споживачів певного регіону. Qпрод. є цільовою функцією споживання, що побудована за всіма параметричними показниками кінцевого результату діяльності підприємства, отриманого у b-у регіоні. У найбільш загальному підході функція Qпрод. є адитивною відносно індексу b і може бути представлена наступним чином:
Qпрод. (t) = Σ Qb[zb(t), u (t) t] (3.19)
bÎ B, z Z, b Î B, uÎ U, t Î T
де Qb[zb(t), t] – цільова функція, побудована за всіма параметрами сервісного продукту підприємства, що споживається у b-у регіоні;
zb(t) – встановлені показники споживання продукції у b-у регіоні.
ub (t) – встановлені показники параметрів функціонування s-ї сервісної філії підприємства в b-у регіоні.
Витратна частина критерію («внутрішня» перемінна) Qпрод. характеризує сукупні витрати на виробничо-сервісну діяльність.
Модель виробничо-сервісного комплексу (3.1) – (3.17) представлена у найбільш загальній постановці. Вона, визначаючи основні стратегічні напрямки його формування, встановлює значимість загальної структури та рівня споживання у певних регіонах окремих видів продукції, оптимізації розвитку сервісного забезпечення продукції виробничо як складової частини загальної багаторівневої системи управління промисловим підприємством.
Тема 2