Она является модификацией общей концепции реинжиниринга. Реинжиниринг представляет собой общую концепцию проектирования работ не по иерархическому вертикальному управлению функциями и специализации труда, а по горизонтальным, или идущим от начала до конца, процессам создания ценностей для потребителя. Основная философия реинжиниринга – управление процессами, пересекающимися со всеми функциональными задачами предприятия, что в последствии может потребовать радикальных изменений в структуре организации и в распределении ответственности.
Реинжиниринг бизнес-процессов как логистическая концепция имеет ряд различных направлений, используемых при решении задач по сокращению производственного цикла изготовления изделий, скорейшему выходу на рынок новой продукции, увеличению гибкости (мобильности) производства с целью наиболее полного удовлетворения растущих и постоянно меняющихся требований потребителя, а также увеличению фондоотдачи производства. К этим направлениям относятся: групповая технология, централизация обработки, конструирование ценностей, нулевой дефект, планирование материальных ресурсов, всеобщий контроль качества, всеобщее управление качеством, точно в нужный момент, компьютерная интеграция производства.
Основные положения реинжиниринга бизнес-процессов как логистической концепции состоят в следующем.
1. Реинжиниринг имеет дело с процессами, в том числе технологическими, а не с функциями (подразделениями) организационной структуры предприятия. В результате реинжиниринга может потребоваться изменение организационной структуры управления предприятием – его реструктуризация.
2. Процесс в теории реинжиниринга – это решение связанных между собой задач, результатом которого является создание ценностей для потребителя. Интеграция задач в процесс не отрицает необходимости функциональной специализации, предполагающей наличие компетенции и специальных знаний, необходимых для реализации задач процесса. Сформированные процессы как бы пересекаются со всеми функциями, которые в различной степени участвуют в решении задач процесса.
3. Существуют две основные характеристики производственного процесса: степень посредничества и степень сотрудничества. Высокая степень посредничества предполагает последовательный вклад каждого работника при отсутствии параллельных действий, а низкая степень посредничества – прямой вклад каждого, когда все действия выполняются параллельно. Низкая степень сотрудничества характеризуется работой без обмена информацией; при высокой степени сотрудничества имеет место полная координация с открытым доступом к общей информации. Реинжиниринг стремиться к такой организации работы по каждому процессу, которая увеличила бы степень сотрудничества (групповая работа) и уменьшила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость).
4. Реинжиниринг не ограничивается только тем процессом, который реконструируется, он должен касаться и всех смежных областей производства и распределения.
5. Необходимой базой для реинжиниринга является объединение всех компьютерных систем предприятия в одну сеть. Необходимо создать единую базу данных, которая должна интегрировать информацию по обработке и прохождению заказов с дистрибьюторской сетью, системой инвентаризации, базой данных системы контроля. Единая интегрированная база данных не только обеспечит своевременный доступ к необходимой информации, ускорит координацию и согласование, но и значительно сократит время принятия решений.
6. В решении задачи сокращения общего времени прохождения процесса главное место занимает сопоставление общего времени выполнения той или иной задачи (элемента) процесса и доли времени, в течении которого образуется добавленная стоимость. Анализ отношения времени образования добавленной стоимости к общему времени выполнения той или иной задачи, включая вспомогательные работы, позволяет выявить резервы сокращения времени всего цикла процесса.
Последовательность реализации концепции реинжиниринга в общем виде заключается в следующем:
- изучаются требования потребителей к конечному продукту, его фактические и желательные характеристики (доставка, сервис, качество);
- составляется проект маршрута процесса – от получения заказа до доставки продукции потребителям;
- составляется карта процесса с указанием его участников и задач функциональных подразделений на каждой стадии маршрута процесса (границы ответственности, отрезки времени, в которые образуется добавленная стоимость по всему производственному циклу);
- перепроектирование процесса в случае изменения потоков (маршрутов) процесса;
- реализация, контроль и стандартизация спроектированного процесса.
Как результат этой реализации – изменение организации процесса товародвижения с позиции рационализации и оптимизации (рис. 1).
Рис. 1. Содержание реализации логистической концепции реинжиниринга бизнес-процессов
Общая модель логистической концепции реинжиниринга бизнес-процессов выглядит следующим образом (К. Н. Таньков).
Процесс определяется совокупностью потоков функций всех подсистем предприятия и обеспечивает внутренние и внешние связи «предприятие-потребитель» в разрезе каждого материального изделия по показателям номенклатуры, качества, количества, цены, места и времени реализации согласно требованиям конкретного потребителя. Представления о процессе, результат реализации которого в полной мере удовлетворяет потребности потребителя, можна представить в виде зависимости:
ЛП = {ЛФ1, ЛФ2, …, ЛФn,..., ЛФN} (4)
где ЛФ – логистическая функция r –го вида;
В свою очередь состав любой логистической функции (например ЛФт) представим в виде:
ЛФт = {ЛОСФn,1, ЛОСФn,2, …, ЛОСФn,i,..., ЛОСФ,N} (5)
где ЛОСФm,i – логистическая операция і-го вида n – го вида функции.
Логистическая функция – это выделенная, не подлежащая декомпозиции совокупность действий, которая реализуется в рамках определенных задач формирования потребительских свойств продукции. В этом случае модель формирования интегрального результата функционирования процесса можна представить в виде:
G = f {G1, G2, …, Gn, …, GN} (6)
где G – интегральный результат функционирования процесса;
Gn, – логистическая функция n-го вида, n = (1, 2, …, n, …, N).
Представим логистический процесс как взаимосвязанную и взаимоопредпределенную совокупность последовательно выполняемых логистических функций. В качестве основного условия его эффективности принимаем надежность ее функциональной структуры и взаимосвязей. То есть, сбой любой функции в процессе приводит к сбою всего процесса в целом. Представим вероятность безотказного функционирования процесса в виде:
N
Р (ЛП) = ∏ P (ЛФn) (7)
n = 1
где P (ЛФn) – вероятность безотказного выполнения логистической функции n-го вида.
Поскольку каждая логистическая функция состоит из нескольких логистических операций, вероятность его безотказного выполнения определяется зависимостью:
Nі
Р (ЛФn) = ∏ P (ЛОn,і) (8)
і = 1
где P (ЛОn,і) – вероятность безотказного выполнения і-й логистической операции логистической функции n-го вида.
При совместном рассмотрении уравнений (7) и (8) получаем зависимость:
N Nі
Р (ЛП) = ∏ ∏ P (ЛОn,і) (9)
і = 1 n = 1
Теоретически для определения оптимального, с точки зрения производителя, уровня надежности логистического процесса, должно осуществляться своеобразное балансирование количества функций и вероятности их безотказного выполнения. Как свидетельствуют теоретические расчеты, должно осуществляться своеобразное балансирование количества привлеченных функций и вероятности их безотказного выполнения. Такая взаимозависимость является очень жесткой (табл. 1, рис. 2,а).
Таблиця 1
Зависимость вероятности безотказного функционирования логистического процесса от количества логистических функций с одинаковым уровнем надежности
Количество функций | Вероятность P (ЛФn) | |||
0,90 | 0,80 | 0,70 | 0,60 | |
0,81 | 0,64 | 0,49 | 0,36 | |
0,65 | 0,41 | 0,24 | 0,13 | |
0,53 | 0,26 | 0,12 | 0,05 | |
0,43 | 0,17 | 0,06 | 0,02 | |
0,35 | 0,11 | 0,03 | 0,01 | |
0,28 | 0,07 | 0,01 | ||
0,23 | 0,04 | |||
0,18 | 0,03 | |||
0,15 | 0,02 | |||
0,12 | 0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2. Зависимость надежности логистического процесса от количества функций с разным уровнем надежности P (ЛФ)
Так при вероятности безотказного выполнения каждой с 6 функций 0,90 вероятность безотказного функционирования процесса составит 0,53, то есть уменьшается в 1,4 раза. Соответственно при вероятности безотказного выполнения каждой функции 0,75 вероятность безотказного функционирования процесса уменьшается в 12,5 раза.
При соотношении вероятности безотказного выполнения 6 функций 0,80 (80 %) / 0,90 (20 %) вероятность безотказного функционирования процесса увеличивается в 1,6 раза. В случае соотношения 0,80 (80 %) / 0,60 (20 %) вероятность безотказного функционирования процесса уменьшается в 1,7 раза.