1. Расскажите о меценатах г. Иваново-Вознесенска Д.Г. Бурылине и Я.П. Гарелине.
2. Какие произведения декоративно-прикладного искусства находятся в собраниях музеев Ивановской области? В чем своеобразие изделий из стекла, фаянса, кости, дерева?
3. Какие произведения русского искусства XVIII-нач. XIX вв. представлены в коллекции Ивановского художественного музея?
4. Какими живописными полотнами представлено движение передвижников в Ивановском художественном музее?
5. Дайте характеристику стилистических поисков конца XIX-нач. ХХ вв. в работах художников объединений «Мир искусства», «Бубновый валет» из собрания Ивановского художественного музея.
6. Как представлен русский авангард в художественном музее г. Иваново.
7. Дайте характеристику произведений православного искусства музеев области (иконы, текстильные атрибуты церковной службы и т.д.).
8. Как, когда и кем создан музей промышленности и искусства в г. Иваново-Вознесенске?
9. Сохранились ли памятники письменности? К какому времени они относятся? Сопоставьте со временем возникновения славянской письменности.
10. В чем уникальность коллекции древнеегипетских памятников? Назовите предметы культа мертвых.
11. Каково назначение ваз, представленных в античной части коллекции художественного музея? Объясните технику росписи чернолаковых сосудов.
12. Какие мозаики из Помпеи представлены в художественном музее?
13. Чем отличается римский скульптурный портрет от древнегреческого? Объясните на примере портрета римлянки III в. н. э.
14. Какие художественные стили представлены в архитектуре г. Иваново?
15. Какие памятники монументального искусства установлены на улицах и площадях г. Иваново в ХХ в.?
16. Вспомните самые древние памятники архитектуры г. Иванова.
17. Назовите и дайте характеристику народных промыслов в нашем крае.
18. Какие традиции русского художественного рисунка на тканях используются в настоящее время? Вспомните восточные мотивы на тканях.
19. Какие народные промыслы отразились на современных тканях?
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ:
1. Культура: основные подходы и определения. Функции культуры.
2. Виды искусства и их взаимосвязь.
3. Структура культуры (материальная, духовная, массовая, элитарная культура, субкультура).
4. Соотношений понятий «культура» и «цивилизация».
5. Определите сущность концепций Н.Я. Данилевского, П. Сорокина, Ф. Ницше, З. Фрейда, К.-Г. Юнга, К. Ясперса, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, Э.Б. Тайлора.
6. Особенности первобытного типа культуры
8. Религия и культура.
9. Греция и Рим: общее и особенное. Их вклад в мировую культуру.
10. Культура средневековой Западной культуры.
11. Художественная культура эпохи возрождения.
12. Европейская культура Нового времени.
13. Классицизм барокко, сентиментализм, романтизм, реализм: общая характеристика стилей.
14. Основные направления модернизма.
15. Новые явления в культуре Западной Европы конца XIX- начала XX века.
16. Тоталитаризм в культуре XX века.
17. Постмодернизм в культуре XX века.
18. Массовая и элитарная культура XX века.
19. Древнерусская культура. Основные особенности.
20. «Золотой век» Древнерусского искусства: архитектура, иконопись, литература.
21. Культура Русского Предвозрождения.
22. Русская культура XVIII века.
23. Художественная культура XIX века
24. Русская культура «серебряного века».
25. Соцреализм в советской культуре.
26. Противоречия развития культуры советского периода.
27. Советская культура в годы Великой Отечественной войны.
28. Специфика и основные этапы развития советской культуры в 50-80 гг. XX века
29. Современное российское социокультурное развитие.
30. Русские меценаты и их вклад в развитие отечественной культуры.
Краткий терминологический словарь:
Абстракционизм (абстрактное искусство) – направление в искусстве ХХ века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Возник в 1910-х годах как анархический вызов общественным вкусам.
Авангардизм – условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя.
Автопортрет – изображение художника, выполненное им самим, разновидность портретного жанра в живописи, графике, скульптуре.
Академизм – направление в изобразительном искусстве XVII - XIX вв., догматически следовавшее внешним формам классического искусства.
Ампир – художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, возникший во Франции времен империи Наполеона Бонапарта в начале XIX века. Позднее распространился в других странах, в том числе и России. Ампир ориентировался на древнеримское искусство.
Анимализм (анималистический жанр) – жанр в живописи, скульптуре, графике, изображающий животных. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами.
Анимизм – одна из ранних форм религий, вера в душу, духов и всеобщее одухотворение природы.
Архитектура (зодчество) – один из ведущих видов пространственного искусства, позволяющий возводить постройки, соответствующие определенным целям с учетом основного принципа - «польза, прочность, красота». Это искусство проектировать и строить здания и сооружения, являющиеся частью материальной культуры общества.
Архитектурный ансамбль – согласованное и продуманное единство в расположении группы зданий, образующих целостную архитектурную композицию.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме - судебные и торговые здания, позже – один из главных типов христианского храма.
Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью не более чем на половину своего объема.
Барокко – художественный стиль, распространившийся в странах Европы в XVII - XVIII вв., отличавшийся своей декоративностью, пышностью, динамичными сложными формами, живописностью.
Батальный жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике.
Беллетристика: – 1) художественная проза; 2) в ХХ веке массовая литературная продукция развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.
Бытовой жанр (жанровая живопись) – жанр изобразительного искусства, который посвящен сюжетам повседневной жизни людей, городскому и сельскому быту.
Бюст – погрудное изображение человека в круглой скульптуре.
Ваяние – синоним термину скульптура; в более узком и точном понимании слова высекание скульптурного произведения из камня.
Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.
Витраж – вид монументальной живописи, орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского искусства в XIV - XVI вв. Эстетический идеал этой эпохи: соединение материального и духовного, выдвижение на первый план отдельной творческой личности, светский характер искусства. Гуманистическое мировоззрение. Здесь берет свой исток профессиональное художественное творчество.
Горельеф – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение возвышается над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
Готика, готический стиль – художественный стиль в западноевропейской культуре XII - XV вв., проявившийся в строительстве христианских соборов и связанном с ним искусством каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей. Черты стиля в архитектуре: устремленность ввысь («готическая вертикаль»), огромные шпилеобразные ажурные башни, многоцветные витражи в окнах, множество рельефных украшений.
Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Она возникла на рубеже XIV - XV вв. Виды гравюры: ксилография -гравюра на дереве, офорт -гравюра на металле, литография -гравюра на камне, линогравюра -гравюра на линолеуме.
Графика – вид изобразительного искусства, близкий к живописи, основными изобразительными средствами которого являются линия и светотень, а роль цвета ограниченна и условна.
Граффити – 1) разнообразные надписи, рисунки, знаки, процарапанные и наносимые краской на стене; 2) направление в авангардизме последней четверти ХХ века, ориентирующееся на выполнение на стенах уличных кричащих ярких рисунков.
Гуманизм – социокультурное и литературное движение эпохи Возрождения, противостоящее схоластике, стремившееся к возвращению античного идеала красоты.
Дадаизм – авангардистское направление в западноевропейской культуре, преимущественно французском и немецком искусстве (1916-1922 гг.), выражавшееся в иррационализме, антиэстетизме, своеобразном творческом эпатаже. Дадаизм вовлекал в творческий процесс предметы из нехудожественной сферы деятельности. Он стал одним из источников поп-арта.
Декаданс (декадентство) – общее наименование кризисных упадочных явлений в культуре XIX-начала XX вв. Возникновение декаданса связано с крушением традиционных ценностей культуры. Для эстетических концепций декаданса характерен отказ от гражданственности в искусстве, культ красоты как высшей ценности.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – вид пространственного пластического искусства, имеющий свой особый смысл и декоративную образность и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека.
Духовная культура – совокупность нематериальных элементов культуры: правил, норм поведения, законов, ценностей, ритуалов, идей, обычаев, традиций, науки, философии, религии и т.д.
Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная определенным кругом тем, предметов изображения.
Живопись – один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на ту или иную поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет. По видам различают станковую, монументальную, миниатюрную, театрально-декоративную живопись. По технике исполнения живопись подразделяют на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.
Изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура) – искусства, отражающие действительность в зрительных, наглядных образах. Их также называют пространственными искусствами, т.к. они воссоздают видимые формы в реальном или условном пространстве.
Иконопись – вид станковой живописи религиозной по содержанию и культовой по назначению.
Импрессионизм – направление в искусстве (живописи, музыке, литературе, скульптуре) последней трети XIX– начала XX вв. Наиболее полно нашло отражение во французской живописи. Художники-импрессионисты стремились сохранить силу и свежесть первого впечатления, которое позволяет запечатлеть в живописном произведении неповторимо характерные черты.
Искусство – художественное творчество, одна из важнейших областей духовной жизни человечества; вид творческой деятельности, в котором картина мира представлена в художественных образах.
Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества.
Китч – одно из направлений в массовой культуре, дешевая безвкусная продукция (журналы с яркими обложками, комиксы, реклама и.т.п.), а также промышленная имитация уникальных изделий, произведений народных промыслов.
Классицизм – направление в европейском искусстве и литературе XVII- начале XIX вв., художественный стиль и соответствующая ему эстетическая теория, обратившаяся к античному наследию как к идеальному образцу.
Клетской тип храма – первый тип деревянного православного храма на Руси после принятия христианства, заимствованный у обычного жилища. Клеть – круглый прямоугольный деревянный сруб, использовавшийся для строительства изб, амбаров и т.д.
Конструктивизм - направление в архитектуре 20-х гг. ХХ века, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека посредствам использования возможностей новой техники, технологий, материалов для создания новых форм – простых утилитарных, разнообразных.
Контркультура – категория современного общества, обозначающая новые социокультурные ценности и установки, противоречащие фундаментальным принципам традиционной культуры.
Контррельеф – вид углубленного рельефа, представляющий собой негатив барельефа.
Крестово-купольный тип храма – система перекрытий православного храма, при которой в центре находится купол, опирающийся на столбы, а к куполу примыкают крестообразно расположенные цилиндрические своды.
Круглая скульптура – один из двух основных видов скульптуры, в отличие от рельефа её произведения могут восприниматься при круговом обходе с разных точек зрения.
Кубизм – авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века, уделявшее основное внимание конструированию объемных форм на плоскости, разложению сложных форм на простые, выявлению простых геометрических форм.
Культура – это продукт развития человеческого общества, совокупность материальных и духовных ценностей созданных человечеством в процессе его жизни.
Культурология – наука об особенностях развития, функционирования и восприятия культур, об их исторических типах и методах исследования.
Ландшафтная архитектура – искусство гармонически сочетать естественный ландшафт с архитектурными сооружениями, населенными пунктами.
Магия – совокупность приемов и действий, в основе которых лежит вера в то, что с помощью их можно влиять на людей, явления природы, животных и т.д.
Маньеризм – направление в западноевропейском искусстве XVI века, отразившее кризис гуманистических идей Возрождения, когда главной целью творчества стало следование «красивой и ученой манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей ей глубины содержания и гуманизма.
Марина – поджанр пейзажа, изображающий море.
Массовая культура – совокупность явлений культуры ХХ века, получившее распространение в связи с научно-технической революцией и развитием средств массовой информации. Характерные черты массовой культуры: распространенность, общедоступность. Произведения массовой культуры не требуют изысканного утонченного вкуса для восприятия.
Мифологический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы, сказки, предания, Библия и т.д.
Мозаика – разновидность монументальной живописи, изображение из простейших цветных элементов: кусочков разноцветных камней, смальты, керамики и т.п.
Модернизм – общее название направлений искусства и литературы начала ХХ века (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм и т.д.), которые характеризуются разрывом с традициями реализма и внешнего подобия.
Монотеизм – единобожие. Монотеистические религии: христианство, ислам, иудаизм и т.д.
Монументальное искусство – род изобразительных и декоративных искусств, которые украшают какое-либо архитектурное сооружение внутри или снаружи.
Нарышкинское (раннее русское или московское) барокко – условное (по фамилии Нарышкиных) название архитектурного стиля в России конца XVII-начала XVIII вв., для которого характерно строительство многоярусных церквей с резным белокаменным декором и элементами архитектурного ордера.
Натурализм - 1) направление в искусстве, стремившееся к объективному точному и беспристрастному воспроизведению наблюдаемой реальности; 2) противостоящий реализму художественный метод, выражающийся во внешне жизнеспособном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы (утварь, цветы, фрукты и т.п.), размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.
Ордер – канонизированная художественная система стоечно-балочной конструкции, определенное сочетание несущих (колонна, база, пьедестал) и несомых (архитрав, фриз, карниз) частей, их структура и художественная обработка. Например, в Древней Греции – ионический, дорический, коринфский ордер.
Панно – произведение монументальной живописи, украшающее внутренние или внешние стены зданий, которое может быть частью стены или потолка, выделенной соответствующим обрамлением, или размещаться в определенном месте интерьера.
Панорама – вид изобразительного искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, когда живопись в виде лентообразной картины на круговом подрамнике дополняется другими художественными средствами, что создает эффект присутствия.
Парсуна – название произведений портретного жанра в России во второй половине XVI - XVII вв., выполненных в иконописной технике.
Пейзаж – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа.
Политеизм – многобожие.
Поп-арт – модернистское художественное течение, возникшее во второй половине 1950-х гг. в США и Великобритании. Поп-арт культивирует намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов.
Постимпрессионизм – течение в живописи конца XIX –начала XX вв., возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Постимпрессионисты противопоставляли импрессионистам поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов.
Постмодернизм – общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы ХХ века, для которого характерно ориентация на все слои общества, бесконечное многообразие стилей, эклектизм, поиски универсального художественного языка и т.д.
Примитивизм – направление в искусстве конца XIX-начала XX вв., следовавшее нормам первобытного и народного творчества, принципиально отказавшееся от устоявшихся норм художественной культуры.
Пластические искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь во времени, имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Их разделяют на изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (архитектура, ДПИ) искусства.
Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Выделяют камерный, парадный, двойной, групповой портрет.
Реализм – максимально правдивое, объективное изображение действительности в искусстве специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Религия – система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным священным существом (Богом), которое создает все на земле, а также управляет мыслями и поступками людей. Мировые религии: буддизм, христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам (мусульманство). Национальные религии: иудаизм, синтоизм, индуизм, конфуцианство и др.
Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Выпуклый рельеф подразделяют на низкий (барельеф) и высокий (горельеф).
Рококо – стилевое направление в искусстве конца первой половины XVIII века, для которого были характерны изящество, декоративность, изысканность, применение орнаментальных мотивов в виде раковин. Использовался главным образом в оформлении интерьеров и предполагал нарочитую ассиметричность, сложность извилистых линий, тяготел к украшательству.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII-начала XIX вв., которое отвергает повседневную прозаическую жизнь, стремится ко всему необычному, к художественному осмыслению и идеализации предшествующих эпох, к раскрытию внутреннего мира человека.
Романский стиль – стиль, преемственно связанный с древнеримской культурой, получивший наибольшее распространение в архитектуре на территории бывшей Западной Римской империи в X -XII вв. Для него характерны четкость форм, суровая красота, внушительность, мощь, тяжеловесность.
Садово-парковое искусство – искусство создания садов, парков, скверов, бульваров.
Светское искусство – искусство, освобожденное от влияния и вмешательства церкви в определении форм, направлений, характера и тематики своих произведений.
Сентиментализм - художественное течение в литературе, музыке, изобразительном искусстве второй половины XVIII-начала XIX вв., возникшее как противопоставление культу разума эпохи Просвещения.
Символизм - общеевропейское культурное течение, зародившееся в литературе и распространившееся в живописи, театре, музыке в конце XIX-начале XX вв. В художественном творчестве символизм признавал главным бессодержательное, интуитивное начало, а идеи, находящиеся за пределами восприятия, выражались посредствам символа.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму. Различают круглую скульптуру (статуя, бюст и др.), рассчитанную на всесторонний осмотр и рельеф – изображение на плоскости.
Стиль – устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства.
Субкультура – это культура определенной социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка, художественного творчества. Выделяют молодежные, криминальные и др. субкультуры.
Супрематизм – разновидность абстракционизма, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов.
Сюрреализм – модернистское направление в искусстве ХХ века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (сновидения, галлюцинации и т.д.), а методом искусства – замену логических связей субъективными ассоциациями.
Тотемизм – одна из ранних форм религий, вера в родственную связь между какой-либо группой людей и тотемом (растением, животным, явлением природы) и поклонение ему.
Традиционная культура – это устойчивая нединамичная культура, в которой все изменения происходят слишком медленно, и поэтому практически не фиксируются представителями этой культуры.
Фетишизм – ранняя форма религиозных верований, поклонение неодушевленным предметам и наделение их сверхъестественной силой.
Фовизм - течение во французской живописи 1905-1907гг., для которого было характерно противопоставление цветов, упрощенность форм, яркость красок, которые наносились на холст хаотическими разноцветными мазками или одноцветными крупными, плоскими пятнами.
Фреска – один из основных видов монументальной живописи, роспись стен по сырой штукатурке водяными красками, не допускающая исправлений во время работы.
Футуризм – авангардистское направление в европейском искусстве начала ХХ века, заявившее о разрыве с традиционной культурой и стремившееся создать «искусство будущего».
Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника.
Шатровый стиль – стиль в архитектуре России, берущий свое начало в 30-е гг. XVI века. Шатровые постройки – вытянутые к верху сооружения, которые завершаются главой, напоминающей шатер.
Эклектика (эклектизм) – формальное, механическое соединение различных стилей, разнородных художественных элементов в искусстве.
Экспозиция – выставка произведений искусства, подобранных на какую-либо тему и по определенной системе.
Экспонат – произведение искусства, выставленное на всеобщее обозрение на выставке, в музее, в салоне, галерее.
Экспрессионизм – направление в европейском искусстве и литературе первой трети ХХ века, для которого было характерно тяготение к иррациональному, обостренная эмоциональность, фантастический гротеск.
Элитарная культура – культура, производителями и потребителями которой являются привилегированные слои общества, также она может создаваться профессиональными творцами по заказу элиты. Данный тип культуры труден для понимания и восприятия неподготовленным человеком, т.к. требует утонченного вкуса.
Эллинизм – исторический период в развитии античной культуры со времен завоеваний А.Македонского (334 г. до н. э.) вплоть до подчинения этих территорий Римской империей (30 г н. э.).
Язычество – феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов (идолопоклонство).
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Тесты по теории культуры:
1. Соответствие между понятием и его определением:
1) маргинальная культура
2) срединная культура
3) субкультура
А) периферийная, пограничная
Б) доминирующая в обществе
В) специфическая, автономно существующая.
2. Культура, производителями и потребителями которой являются привилегированные слои общества, также она может создаваться профессиональными творцами по заказу элиты. Данный тип культуры труден для понимания и восприятия неподготовленным человеком, т.к. требует утонченного вкуса:
1. элитарная
2. массовая
3. традиционная
4. субкультура.