Конституция БССР 1927г

В связи с образованием СССР было решено в 1924 г. начать работу по созданию новой Конституции БССР. К 1927 г. работа была завершена и после внесения поправок проект Конституций был принят VIII Всебелорусским съездом Советов. Конституция 1927 г. состояла из 13 глав и 76 статей. Там объявлялось, что она базируется на основных положениях "Декларации прав трудового и эксплуатируемого народа", "Манифеста Временного рабоче-крестьянского Советского правительства", Конституции БССР 1919 г., "Декларации о провозглашении независимости ССРБ". В Конституции говорилось:

- БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам;

- закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода;

- определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы гос власти;

- подтверждался социалистич хар-р БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и4 транспортной системы в гос собственности;

- признавались основные права личности и гражданина;

- подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах;

- провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков (у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве);

- впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избират-го права (права избирателей признавались лишь за "трудящимися");

- впервые в качестве столицы официально определён Минск.

Система высших органов власти по Конституции 1927 г. в целом оставалась прежней. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов:

- союзные (по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные);

- союзно-республиканские (Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции);

- республиканские (земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление).

48. Конституция БССР 1937г.

Конституция 1937 г. была принята XII Чрезвычайным Всебелорусским съездом Советов. Состояла из 11 глав и 122 статей. В точности соответствовала Конституции СССР 1936 г. Согласно Конституции БССР провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян; экономической основой БССР признавалось социалистическое хозяйство и социалистическая форма собственности (в формах государственной и кооперативно-колхозной); труд объявлялся обязанностью каждого трудоспособного гражданина; закреплялся принцип "от каждого — по его способности, каждому — по его труду"; декларировался суверенитет БССР и добровольность её вхождения в состав Советского Союза; подтверждались основные права личности и гражданина.

Согласно Конституции 1937 г. создавались следующие органы власти:

- Верховный Совет БССР — высший орган власти, избираемый на 4 года. Обладал законодательными полномочиями;

- в промежутках между его сессиями действовал Президиум Верховного Совета;

- Верховный Совет формировал правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК).

При СНК существовали Экономическая и Государственная плановая комиссия. В его состав входили Председатель, заместители Председателя, председатель Госплана, 14 наркомов, уполномоченный Комитета заготовок СССР, начальник Управления по делам искусств, 8 уполномоченных союзных министерств (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжёлой и оборонной промышленности).

Существовало 14 наркоматов: пищевой промышленности, лесной промышленности, лёгкой промышленности, земледелия, зерновых и скотоводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, охраны здоровья, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, соц обеспеч. В 1946 г. СНК был переименован в Совет Министров БССР, а народные комиссариаты - в министерства.

Местные органы власти (Советы депутатов трудящихся) по Конституции 1937 г. должны были формироваться на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

49. Судебная система БССР в 20-30 гг.

Судебная система. В начале 1920-х гос органами правосудия являлись народные суды, Совет народных судов, революционные и воинские трибуналы, Коллегия высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции БССР. В зав-ти от хар-ра рассматриваемых дел народные суды действовали в составе одного судья или же судьи и 4-х заседателей. К их подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел гос значения, которые обычно рассматривал Революционный трибунал республики. Совет народных судов, состав которого избирался на республиканском съезде народных судей, являлся кассационной инстанцией для народных судов. Кроме того функционир чрезвычайные суд органы: Революционный и Кассационный трибуналы. Состав Революционного трибунала утверждался ЦИК БССР. К его компетенции относились все контрреволюционные и антигос преступления, а также дела по бандитизму, антисоветским выступлениям, финансовым и хоз нарушениям крупных гос чиновников. Надзор за его деят-тью осуществлял Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Контроль за деят-тью этих двух трибуналов возлагался на Коллегию высшего суд контроля Народного комиссариата юстиции БССР. Такая система суд органов просуществовала до второй половины 1922г. В мае 1922г в БССР была проведена частичная судебная реформа. Вместо прежних высших судов-трибуналов образовывался Высший Суд республики и Высший Кассационный Суд. С марта 1923г в БССР вводилась трёхзвенная система судов: народные суды, Высший Суд БССР и Верховный Суд БССР (вместо Высшего Кассационного Суда). Наконец, в 1924г было введено в действие новое Положение о судоустройстве БССР. Оно учитывало изменения в административном делении БССР, а именно вводило окружные суды в Минске и др областных центрах республики. Последующие изменения в суд системе БССР были предприняты в 30-е гг в связи с многочисленными территориально-административными преобразованиями.

Белорусизация. 20-е гг были временем подъёма белорусской нац культуры. Значительную роль в этом играла официальная политика рук-ва БССР – т.е. политика белорусизации. Основные положения национальной политики в СССР были закреплены в решениях 10 и 12 съездов РКП(б) (1921и 1923), которые главной целью провозглашали ликвидацию неравенства народов СССР в сферах экономической, социальной и культурной. Правовое обеспечение политики белорусизации:

- постановление ЦК КП(б)Б «конкретизация платформы ЦК РКП(б) в условиях БССР»1923г

- постановление ЦК КП(б)Б «о практических мероприятиях по проведению нац политики» 1924г.

Белорусизации способствовало то, что многие деятели белорусского нац движения в 20-е гг вошли в состав руководящей элиты БССР(Червяков, Жилунович). Активную роль в процессе белорусизации сыграла комиссия по осуществлению нац политики во главе с Хацкевичем. Политика белорусизации включала след основные направления:

& - бел яз: в 1920г при народном комиссариате просвещения БССР открылись курсы белорусоведения для учителей, на белорусский язык переводится делопроизводство нескольких наркоматов, подтверждается равенство белорусского, русского и др языков в Белоруссии;

&- образование и просвещение: в 1921г был открыт Белорусский гос университет, в 1922г- институт белорусской культуры и гос библиотека, издательство «Советская Белоруссия», журнал «Наш край».

В р-те белорусизации к 1928г 80% школ было переведено на бел яз обучения, на бел яз полностью было переведено делопроизводство во всех гос и партийных учреждениях. В конце 20-х гг процесс белорусизации был приостановлен, а в 1931г ЦК КП(б)Б принял постановление «об усилении борьбы с уклонами в национальном вопросе».

50. Нарушения законности в Беларуси в 30-е гг 20 века.

Политическая жизнь Беларуси в 20— 30-е гг. отличалась сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имели место самоотверженный труд народа во имя социализма, пафос социально-экономического развития, значительные достижения в развитии экономики, повышение жизненного уровня народа. С другой — последовательная борьба с малейшими проявлениями политического инакомыслия, репрессии против представителей интеллигенции, рабочих и крестьян, военных кадров.

В 20-е — начале 30-х гг. в Беларуси прошла кампания борьбы с национал-демократизмом. В 1925 г. пленум ЦК КП(б)Б отметил, что развертывание НЭПа и связанный с этим рост капиталистических отношений ведет к укреплению буржуазно-демократической идеологии, что в белорусских условиях ее влияние выражается в форме национально-демократических настроений. В 1927 г. острота критики национал-демократизма еще больше возросла. Он стал отождествляться с местным шовинизмом, объявлялся источником контрреволюции. В 1929 г. в компартии Беларуси была принята установка, что национал-демократизм является главной опасностью на данном этапе развития. В 1930 г. органами безопасности была «раскрыта нацдемовская, контрреволюционная антисоветская организация», получившая название «Союз освобождения Белоруссии» (СОБ), хотя такой организации в действительности не существовало. По этому делу было арестовано 108 человек, в их числе академики В. Ластовский, И. Лесик, С. Некрашевич, профессор А. Смолич, нарком земледелия Д. Прищепов, нарком просвещения А. Балицкий. писатели М. Горецкий, Я. Пуща и др. Обвинения в принадлежности к этой организации были предъявлены Я. Купале и Я. Коласу, видному государственному и общественному деятелю, занимавшему ряд ответственных постов, В. Игнатов-скому, секретарю ЦК КП(б)Б И. Василевичу и др. Большинство арестованных были осуждены на различные сроки заключения.

В мае—сентябре 1931 г. были исполнены приговоры и по другим «разработанным» и «вскрытым» ГПУ

контрреволюционно-вредительским организациям. 59 человек было осуждено по делу филиалов «Трудовой крестьянской партии», 30 — «Промпартии», 30 — «Союзного бюро РСДРП (меньшевиков)». Эти расправы сыграли зловещую роль в создании на Беларуси обстановки всеобщей подозрительности, доносительства, клеветы, поисков вредителей и «врагов народа». За «недоносительство» даже предусматривалось наказание. В общественной жизни стал как бы узаконенным выдвинутый И. Сталиным принцип, что по мере укрепления социализма классовая борьба в стране будет усиливаться. Пропаганда была поставлена таким образом, что люди одобряли все действия партии и советской власти, верили в необходимость жестокой борьбы с «внутренними врагами социализма».

Вторая половина 30-х гг. отличалась особым размахом репрессий в Беларуси. К этому времени в условиях культа личности в стране утвердился жесткий авторитарный политический режим. Партийная верхушка взяла на себя функции непосредственного государственного и хозяйственного руководства. Сама же партия все больше и больше превращалась в жестко централизованную организацию, в «орден меченосцев внутри государства советского». Отсутствие демократии в правящей партии приводило к свертыванию демократических процессов и в обществе в целом.

Вслед за борьбой с «нацдемовщиной», когда белорусской интеллигенции был нанесен ощутимый урон, репрессии были осуществлены против деятелей еврейской и польской культуры, против духовенства, особенно католического. Арестам и наказаниям подвергались, по терминологии тех лет, «белорусские национал-фашисты», «правотроцкисты», «польские шпионы» за участие в различного рода «контрреволюционных, антисоветских, вредительско-диверсионных, шпионско-террористических и повстанческих организациях». После воссоединения западной части Беларуси с БССР из западных районов было выселено 9 тыс. семей осадников и лесников, общей численностью 49,5 тыс. человек.

Руководящая верхушка не доверяла партийным комитетам и организациям. Время от времени в партии проводились так называемые чистки. Во время партийной чистки 1933 г. численность Компартии Беларуси уменьшилась с 65 тыс. до 37 тыс. человек. За время проведения обмена партийных документов в 1935— 1936 гг. ее численность снова сократилась и на 1 января 1936 г. составила 31 тыс. членов. В 1937 г. численность КП(б)Б уменьшилась на 2225 человек. В результате массовых чисток и политического террора Компартия Беларуси потеряла 40% своего состава. Несмотря на это, шел интенсивный процесс пополнения партии новыми членами. В январе 1941 г. в ее рядах было 72 177 коммунистов.

В 1937 г. во время наибольшего размаха репрессий был арестован первый секретарь ЦК КП(б)Б В. Ша-рангович. Доведенный до отчаяния, во время работы партийного съезда в июне 1937 г. застрелился председатель ЦИКа БССР А. Червяков. В это же время был арестован председатель СНК БССР Н. Голодед, впоследствии покончивший с собой. В 1937—1938 гг. были арестованы и погибли председатели ЦИКа и СНК БССР И. Адамович, Д. Волкович, Д. Жилуно-вич, Н. Стакун, многие их заместители, секретари ЦК Компартии Я. Гамарник, Н. Гикало, А. Криницкий и др. Были репрессированы многие наркомы, профсоюзные и комсомольские руководители, почти все, кто входил в белорусскую партийно-государственную элиту. Тяжелые утраты понесли научная и творческая интеллигенция Беларуси. Было репрессировано 26 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии наук, большое количество рядовых ученых, преподавателей вузов, более 100 писателей. Репрессиям подверглись многие генералы и офицеры Белорусского военного округа. В конце 30-х гг. началась «чистка» и среди исполнителей массового террора — работников ОГПУ — НКВД. В 1939 г. был осужден к высшей мере наказания ряд ответственных работников Наркомата внутренних дел БССР, в том числе пять председателей ОГПУ — НКВД Беларуси, некоторые их заместители.

Следует заметить, что правды о творившихся беззакониях трудящиеся, как правило, не знали. Они с энтузиазмом поддерживали политику и все начинания партии и советской власти, самоотверженно трудились на благо своей Родины.

51. Положение Западной Беларуси в составе Польши 1921-1939гг.

Согласно условиям Рижского мирного договора, который был подписан в 1921 году, территория западной Беларуси оказалась в составе Польши, в числе которых: земли бывшей Гродненской губернии, западные уезды Минской губернии, западные районы Минской и Витебской областей, Брестская область. Именно эти территории, которые были захвачены Польшей в 1920 году, которые были названы – Западная Беларусь. Власти Польши разделили всю захваченную территорию на 4 воеводства: Новогрудское, Полесское, Белостокское и Виленское. Национальность основной части населения Западной Беларуси были белорусы, которых было около 70%.

Западная Беларусь была отсталой страной и использовалась Польшей как рынок сбыта товаров, дешевой рабочей силой и источником сырья. Новые предприятия практически не строились, старые функционировали медленно. Если сравнивать Западную Беларусь с БССР, то можно отметить, что БССР изготавливала продукции в 9 раз большей, чем Западная Беларусь. Единственная отрасль, которая получила значительное развитие – была деревообрабатывающая. Это объяснялось тем, что лесные богатства территории использовались Польскими властями в больших объемах.

В лесоразработках, на транспорте, в промышленности было занято около 100 тысяч рабочих. Условия работы были трудные, приходилось работать по 12 часов в сутки, оплата была в 2 раза меньше, чем в других районах Польши, страхование и отпуска отсутствовали. Еще одна особенность Западной Беларуси в составе Польши – безработица, достигшая своего пика в период экономического кризиса (1929-1933гг.).

Для с\х Западной Беларуси было характерно малоземелье крестьянства, преобладание крупного помещичьего землевладения. От малоземелья, тяжелых податей, самоуправства чиновников и полиции крестьяне находились в бедственном положении.

Польские власти в 20-30-е года 20 века провели земельные реформы:

-камасацию - выселение крестьян на хутор и сведение мелких крестьянских полосок в один участок.

-парцелляцию - продажа банками государственных и помещичьих земель

ликвидацию сервитутов – использование сенокосов, выгонов, пастбищ совместно и помещиками и крестьянами

Одновременно с вышеперечисленным проводилось насаждение осадников – польских военнослужащих, которые получали участок земли либо безвозмездно, либо по небольшой цене.

Результаты Польских реформ в Западной Беларуси:

-помещичье землевладение значительно сократилось

-имело место укрепление крестьянских хозяйств и расселение крестьян на хутора

-была повышена продуктивность сельского хозяйства

По отношению к белорусам польские власти проводили политику ассимиляции и полонизации, даже несмотря на 6 статью Рижского мирного договора. Белорусские учебные заведения закрывались, в государственных органах запрещалось пользоваться белорусским языком. После установления в мае 1926 года режима Ю. Пилсудского, так называемого режима санации, национально-правовой гнет белорусов еще более усилился. К православному белорусскому населению применялась политика религиозной нетерпимости. Уже в середине 1920-х годов из 500 православных церквей, более 300 были преобразованы в католические костелы.

52. Объединение Западной Беларуси с БССР.

17 сентября 1939 г., когда почти вся территория коренной Польши была занята немецкими войсками, Советское правительство отдало приказ Красной Армии взять под защиту население Западной Беларуси и Западной Украины. В это время немецкие войска уже захватили Брест и Белосток, которые позже вошли в состав БССР.

К 25 сентября 1939 г. Красная Армия освободила Западную Беларусь. Большинство польских солдат и офицеров сдавались без боя. Только отдельные части оказали мощное сопротивление.

Во время похода Красной Армии в Западную Беларусь и Западную Украину были взяты в плен польские офицеры (точное их кол-во не установлено). Они находились в советских лагерях для военнопленных. В годы Второй мировой войны были обнаружены массовые захоронения расстрелянных польских офицеров в Катынском лесу около Смоленска. Проводились многочисленные расследования, но и сейчас из-за отсутствия необходимых документальных материалов и живых свидетелей этой трагедии точно не установлено, какая страна виновна в расстреле польских офицеров.

В некоторых исторических исследованиях утверждается, что «это преступление было осуществлено органами НКВД по решению Политбюро ЦК ВКП(б)». На сегодняшний день упомянутая версия не имеет документального подтверждения. Вторая версия — военнопленных польских офицеров расстреляли фашистские карательные войска после оккупации Смоленщины Германией в 1941 г. Независимо от того, кто совершил этот акт варварства, расстрел военнопленных польских офицеров в Катынском лесу около Смоленска, как и уничтожение пилсудчиками советских солдат и офицеров, попавших в плен к полякам во время проведения Варшавской операции 1920 г., — тяжелое преступление против человечности. Во взаимоотношениях между цивилизованными странами такое никогда не должно повторяться.

Большинство населения Западной Беларуси встречало советских солдат с радостью, цветами, хлебом-солью. С участием бывших членов Компартии и комсомола Западной Беларуси создавались органы новой власти: временные управы — в воеводских и поветовых центрах, крестьянские комитеты - в местечкахи деревнях.

28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали новый Договор о границе и дружбе. Согласно ему граница примерно совпадала с так называемой «линией Керзона», определенной еще в 1919 г. Верховным советом Антанты как восточная граница Польши. Это была этническая граница между белорусами и поляками Примерно по этой же линии проходит и сегодня белорусско-польская граница. К договору прилагались два секретных протокола согласно которым в сферу влияния СССР дополнительно включались Литва и Финляндия. Договор о границе и дружбе в целом и особенно в той части, которая касалась «дружбы» Советского Союза с фашистской Германией, нанес огромный ущерб международному авторитету СССР, дезориентировал антифашистские силы во многих странах в начале Второй мировой войны.

28-30 октября 1939 г. в Белостоке состоялось Народное собрание Зап Беларуси. В соответствии с докладами депутатов С. О. Притыцкого и Ф. Д. Манцевича Народное собрание приняло Декларацию о гос власти и Декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. Были приняты также резолюции о конфискац помещичьих земель, о национализации банков и крупной промышленности.

2 ноября 1939 г. внеочередная 5-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о включении в состав СССР Западной Беларуси и ее воссоединении с БССР, а 14 ноября 1939 г. 3-я (внеочередная) сессия Верховного Совета БССР постановила принять Западную Беларусь в состав БССР. В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР территория последней увеличилась со 125,6 до 225,6 тыс. км2, а население — с 5,6 до 10,3 млн человек. На присоединенной территории было образовано 5 областей — Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская, которые в свою очередь делились на районы и сельсоветы.

После воссоединения Западной Беларуси с БССР в границах республики оказались 3 епархии, ранее входившие в состав православной автокефальной церкви в Польше: Виленская, Гродненская и Полесская. Там действовало около 800 храмов и 5 монастырей. Советская власть не встала на путь закрытия храмов и проведения массовых репрессий в отношении духовенства, как это делалось в свое время в Белорусской ССР. Однако было объявлено о национализации церковного имущества, запрещении преподавания в школах Закона Божьего и свертывании книгоиздательской деятельности церкви. В средствах массовой информации развернулась широкая антирелигиозная кампания.

Воссоединение Западной Беларуси с СССР и БССР имело историческое значение. Был положен конец разделению белорусского этноса и белорусской этнической территории. Сбылась извечная мечта белорусского народа жить в едином белорусском национальном гос-ве. Включение западнобелорусских земель в состав СССР и БССР содействовало ускорению их социально-экономического и культурного развития.

53. Право БССР в годы Великой Отечественной войны.

Как известно, БССР была одной из первых союзных республик, принявших на себя удар войск фашистской Германии, кот оккупировала всю часть территории БССР.

В условиях оккупационного режима, введенного фашистами, значительная часть населения республики сражалась с врагом в партизанских отрядах. Естественно, что в партизанских зонах необходимо было обеспечить законность и правопорядок. С этой целью были образованы суды, кот имели свои особенности, в том числе и порядок рассмотрения дел. Так, сначала представитель командования или партийного органа докладывал собранию личного состава содерж уголовного дела, затем собрание выясняло обстоят-ва дела, задавало вопр подсудимому, свидетелям. Приговор выносился путем открытого голосов. При осмотре места происшествия протоколы не велись.

Судебные органы в партизанских отрядах сложились не сразу. В период зарождения партизанского движения правосудие осущ коллегиально подпольными или партийными организациями, а во время расширения партизанского движения функция осущ правосудия в некот партизанских зонах передалась партизанским судам, председатель и заседатели кот избирались на общем собрании личного состава партизанских отрядов.

Военно-полевые трибуналы были образованы в 1942-1943 гг. и рассматр дела, касающиеся командиров партизанских частей. Дела рассматривались коллегиально в составе 3 человек.

Но в действительности зачастую имело место совмещение партизанских судов и военно-полевых трибуналов.

Следует иметь в виду, что на территории Белоруссии в тылу врага в годы ВОВ вместе с партизанами действовало более 200 отдельных разведывательных диверсионных групп (6000 человек). В таких группах правосудие осуществляло коллегиально командование группы.

Таким образом, в годы ВОВ в партизанских зонах Белоруссии суд рассмотр и предварит расследование преступлений по сравнению с мирным периодом имело свои особенности. Они выражались в разнообразии форм осущ правосудия. Это разнообразие было обусловлено военной обстановкой в целом и местными условиями, складывающимися в конкретном районе, области, зоне и т. д. К началу 1943 г. повсеместно была создана довольно стройная и четкая суд система, кот с незначит изменен просущ до конца ВОВ.

В рассматриваемый период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значит изменениями, внесенными в нее после принятия.

54. Развитие права БССР во второй половине 40-80-е гг.

В середине - второй половине XX ст. право Белоруской ССР развивалась в русла общесоюзных тенденций. На первом этапе, в концы 40-х - 50-я гг., законодат деят-ть республики была направленно на воссоздание разрушенной войной народного хоз-ва, а в следующие годы, как отмечалась в решениях КПСС на "всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управления гос-вом, рук-ве хозяйственным и культурным строительствам, улучшение работы гос аппарата". Очень характерными нормативными актами, кот отображают суть данного этапа развития советской гос-сти, являлись совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и УЦСПС - высшего руководства профсоюзами СССР. Эти акты расширялись ни только в связи с решением общесоюзных вопросов, но и непосредственно касались вопросов деятельности республики. Например, по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 февраля 1957 г. "О мерах подъема сельского хозяйства Белоруской ССР" были списанный гос долги колхозов, повышенный заготовительные и закупочные цены на картофель и пр.

Зак-во Белоруской ССР этого периода развивалась в основном по трем главных направлениях:

1) на территории БССР продолжали действовать принятые раньше общесоюзные нормативные акты;

2) в связи с разграничением компетенции СССР и союзных республик, регламентированной конституционным законам, в сферы зак-ва начали приниматься Союзом ССР важные нормативные акты - Основы зак-ва, кот устанавливали основные правовые принципы, понятия и положения соответствующих ветвей права, а согласно этим законов союзные республики принимали новые и пересматривали действующие кодексы и законы;

3) в границах своей компетенции республикой принимались собственные нормативные акты.

О росте законодат активности свидетельствовать большое кол-во принятых Президиумом Верховного Совета БССР нормативных октав. С 1959 по 1967 гг. Верховным Советам БССР были приняты 124 законодат акта. Раньше выдавались только з-ны о народно-хоз-х планах, гос бюджетах и утвержд указы Президиума Верховного Совета БССР. В этот же период принимаются з-ны о покровительстве природы, о статусе и порядка отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского, поселкового и сельского советов, о судоустройстве, адвокатуры, порядка отзыва судей и народных заседателей, о сменах в системе органов управления. Были подготовленный и потом введенный в действие новые кодексы по основным ветвям права и пр. Таким образом, сфера самостоят Птворчества Белоруской ССР существенно расширялась.

В соответствия с указом Президиума Верховного Совета БССР от 30 мая 1959 г. был определенный порядок опубликования и вступления в действие законов БССР, постановлений Верховного Совета БССР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета БССР. В связи с этим потеряла силу постановление ЦИКА и СНК БССР от 14 мая 1927 г. "Об опубликовании и времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства БССР, а тоже распоряжений Народных Комиссариатов БССР".

В целях надлежащего обустройства дела, опубликования законов БССР и указов Президиума Верховного Совета БССР и уточнения терминов вхождения их в силу Президиум Верховного Совета БССР указам от 30 мая 1959 г. постановил, что все нормативные акты БССР принадлежат опубликованию в "Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР" ни позже двухнедельного срока после их принятия. Более важные из них принадлежали тоже широкому и срочному обнародованию путями публикации в газетах "Звезда" и "Советская Белоруссия". В необходимых случаях нормативные акты могли быть обнародованы по радио или телеграфе. Указы и постановления Президиума Верховного Совета БССР, которые не имели общей значимости или не носили нормативного характера, по решению Президиума Верховного Совета БССР могли не публиковаться.

З-ны БССР, постановления, акты Верховного Совета БССР, указы и постановления Президиума Верховного Совета БССР огульно-нормативного хар-ра входили в силу на всей территории республики одновременно по прошествии 10 дней после их опубликования, когда в самих актах не был указан др термин. Все др акты, кот не имели общенормативного хар-ра, входили в силу сразу с момента их принятия, когда в самих актах не был указан др термин введения в действие.

Первым подверглась существенным изменениям в послевоенный период уголовное право. Конституция СССР 1936 г. в первоначальной редакции предусматривала, что криминальный кодекс должен быть единственным для всего Союза ССР. В связи с этим после 1936 г. практично остановилась принятие новых криминально-правовых норм законодат органами союзных республик. Изменения и дополнения в криминальные кодексы вносились на основании общесоюзного зак-ва.

В первой полов 50-х гг. в СССР в сферы криминального зак-ва проявилась тенденция ужесточения криминальной от-ти. Смертельная кара, отмененная указам Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г., 12 января 1950 г. была снова введена применительно к предателям Родины, шпионам и диверсантам. В 1954 г. употребление смертельной казни было расширенно на лиц, кот совершили умыш убийства при отягощающих обстоят-вах. В след годы колеса преступных действий, за кот в кач-ве меры наказания была предусмотрено смертельная кора, расширяется. 12 марта 1951 г. был принят закон о защите мира, кот положил начало международному криминальному зак-ву в СССР. Этим нормативным актам определялась криминальная от-ть за пропаганду войны в любой форме. В СССР уже в 30-я гг., в связи с захватом нацистами власти в Германии, велись серьезные монографические исследования относительно от-ти за международные преступления. Только в 1996 г. в УК БССР был введенный раздел "Преступления против мира и безопасности человечества". В 50-я гг. проявляется и такая тенденция в развития криминального зак-ва, как сужение сферы криминальной от-ти. В 1955 г. в СССР была отменена Уот-ть за самовольный проезд в товарных поездах, отменяется Уот-ть рук-лей предприятий и организаций за продажу, обмен и отпуск на сторону оснащения и материалов, а в 1956 г. – Уот-ть рабочих и служащих за самовольное оставление предприятия и учреждения, за прогул без уважит причины и пр. После смертей Сталина в 1953 г. в СССР начался период определенной либерализации обществ отношений. Верховный Суд СССР приступил к пересмотру дел об осуждении за контрреволюционные преступления. Только за период с 1954 по 1956 гг. он реабилитировал 7679 необоснованно осужденных граждан.

В 1957 г. в БССР была создано спец правительственная комиссия, кот управляла разработкой криминального, криминально-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального кодексов. Главными источниками, на базе кот разрабатывались данные кодексы БССР, явл Основы У зак-ва СССР и союзных республик, Основы У судопроиз-ва СССР и союзных республик, принятые в 1958 г.. Основы гражданского зак-ва СССР и союзных республик и Основы гражданского судопроиз-ва СССР и союзных республик, принятые в 1961 г. На основании их потом были разработаны соответствующие кодексы Белоруской ССР.

В Основах криминального зак-ва 1958 г. получил значит развитие принцип гуманизма. Примерам тому явилось понижение максимального термина избавления свободы (с 25 лет заключ в исправительно-рабочем лагере к 10 годам по общему правилу, а в "исключит случаях к 15годам), повышение возраста привлечения к Уот-ти, а тоже расширение употребления условий на досрочное освобождение от наказания и пр. Смертельная казнь и ссылка не применялись к беременных женщин. Смертная казнь и ссылка также не применялись к женщинам, которые имели несовершеннолетних детей. Из системы наказаний были исключенный такие наказания, как избавление прав, изгнание из СССР, объявление врагом народа. Было значит сокращенно применение такой тяжелой меры наказ, кот злоупотребляли в сталинский период, как конфискация им-ва. В духе справедливости и гуманности были изложены нормы о давности терминов, по окончанию кот лица, кот соверш преступление, не притягивались к от-ти, а обвинительный приговор не приводился в выполнение. Смертная казнь предусматривалась только за осущ гос преступлений и за умышленное убийство при отягощающих обстоят-вах и определялась как исключит и временная мера ее отмены.

Новый Криминальный кодекс Белоруской ССР был принят Верховным Советам БССР 29 декабря 1960 г. и введен в действие с апреля І961 г. Он складывался с Общей и Особенной частей. Общая часть включ положения Основ криминального зак-ва и такие важные понятия, как преступление, соучастие, наказание, определение возраста криминальной от-ти, сфера криминальной от-ти, ограничение употребления наказания и пр. Отдельный раздел включал новые положения о принудит мерах мед и воспитательного хар-ра. УК БССР предусматривал возможность освобождения от Уот-ти в случае, когда ко времени рассмотр дела в суде совершенное преступление, потеряет хар-р общественно опасного или сам виновник перестанет быть общественно опасным. Новый Криминальный кодекс сохранил такие институты освобождения от криминальной от-ти и наказания, как окончание терминов давности притяжения к криминальной от-ти или приговора, условно-досрочное освобождение от от-ти, амнистия или помилование. Впервые были введены институты освобождения от Уот-ти с передачей дела в общественный суд и в связи с передачей виновника на поруки.

Уголовный кодекс БССР предусматривал следующие виды наказания:

1) избавление свободы;2) ссылка; 3) ссылка; 4) исправит работы без избавления свободы; 5) избавление права занимать опред должности или заниматься опред деят-тью; 6) штраф; 7) увольнение с должности; 8) общественное порицание; 9) направление в дисциплинарный батальон военнослужащих срочной службы; 10) конфискация им-ва; 11) избавление воинского или специального звания. В виде временной исключит меры наказания регламентировалось применение смертной казни.

С 25 до 15 лет сокращался термин лишения свободы, с 10 до 5 годов - максимальный термин ссылки. Уменьшался с 25 до 20 % размер удержания с заработка при назначении исправительных работ. Был конкретизированный институт условного осуждения с испытательным термином в 5 годов (вместо 10 годов по КК БССР 1928 г.). Впервые в Уголовном кодексе было дано понятие в особенности опасного рецидивиста и обозначено, что к таким лицам не может быть применено условно-досрочное освобождение, амнистия.

Особенная часть кодекса удерживала разделы, посвященные видам преступлений: 1) гос преступления; 2) преступления против социалистич собст-ти; 3) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства особы; 4) преступления против политич, рабочих, жилищных и др прав граждан; 5) преступления против личной собст-ти граждан; 6) хоз-ые преступления; 7) служебные преступления; 8) преступления против Псудия;

9) преступления против порядка управления; 10) преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения;

11) воинские преступления. В целом Криминальный кодекс 1960 г. по сравнению с предыдущим криминальным зак-вом был более гуманным и прогрессивным. Однако серьезно повлиять на преступность он не мог.

1973-1975 гг. устанавливается Уот-ть за доведение несовершеннолетней особы до состояния опьянения, за угон воздушного судна; за действия, кот способствуют наркомании, а также уточняется и повышается от-ть за изделие и сбыт сильных спиртных напитков и пр.

Как УК, так и УПК вступили в действие 1 апреля 1961 г. Повторяя положения Основ уголовного судопроизводства СССР и одновременно развиваясь и конкретизируя их, УПК БССР законодат закрепил более демократичные основы деят-ти органов дознания, следствия, прокуратуры по рассмотрению уголовных дел, значительно расширил права и гарантии прав участников суд процесса. В кодексе был регламентирован единственный процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел, исключ упрощение при расследовании и рассмотрении уголовных дел, придавалось внимание притяжению общественности к работы по борьбе со преступностью, говорилось не только об обеспечении неизбежности наказания, но и о необходимости выявления причин и условий, кот способствуют осущ преступлений, а также о профилактике преступной деят-ти.

УПК состоял из 7 частей, объединенных в 34 раздела, в каких были изложенный общие положения уголовного процесса, права и обязанности участников процесса, источники доказательств, порядок возбуждения криминального дела, порядок деятельности органов дознания и предыдущего следствия, порядок судопроиз-ва, порядок выполнения суд приговоров и пр.

Позже КПК был дополненный новыми положениями и нормами, причем увеличилась не только количество статей, но и появились две новые части и новые разделы. В 1966 г. КПК был дополненный новой восьмой частью "Проведение дел о хулиганстве", в 1977 г. девятой частью "Порядок употреб мер админ взыскания с особ, освобожд от криминальной от-ти".

Кодекс включал в себя нормы о презумпции невиновности, следования законности и установления истины по каждому криминальному делу, в связи с чем суд, прокурор, следователь и особа, которая проводила дознание, обязанные были принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного дознания обстоятельств дела, а также выявлять как обвинительные, так и оправдательные, как отягчающие, так и смягчающие вину обстоят-ва. Впервые в КПК был закрепленный принцип осуществления правосудия по криминальным делам только судом. Никто не мог быть признанный виноватым в осущ преступления и подвергнут наказанию иначе, как по судебному решению.

Были закрепленный также такие важные принципы уголовного процесса, как: осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, обязательное участие в суд рассмотрении народных заседателей и коллегиальное рассмотрение дел, независимость судей и подчинение их только закону, ведение судопроизводства на белорусском или русском языке или языке большинства местного населения, гласность суд рассмотрения, непосредственность, устность и безостановочность судебного процесса, обеспечение обвиненного права на защиту и пр.

В след годы вносились новые изменения и дополнения в криминально-процессуальное зак-во. О существ сменах в нем свидетельствует то, что с момента принятия КПК БССР к 1992 г. кол-во его статей увелич с 399 к 411.

Принятый в 1923 г. Гражданский кодекс БССР ни соответствовал новым условиям развития гос-ва и общественных отношений в послевоенный период. Возникла настойчивая нужда кардинального совершенствования зак-ва в сферы гражданского права. Новый Гражданский кодекс в республике был утвержденный Верховным Советам республики 11 июня 1964 г. и введенный в действие в БССР с 1 января 1965 г. Повторяя почти полностью систему и нормы Основ, ГК БССР в границах компетенции, данной республике в области гражданско-правового регулиров, конкретизировал регламентацию гражданско-правовых отношений. Гражданский кодекс складывался с 8 частей и 43 разделов, в кот рассматривались общие положения гражданского права, право собст-ти, обязательственное право, авторское право, право на открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный узор, наследное право, правоспособность заграничных граждан, особ без гражданства, употребление гражданских законов заграничных гос-в, международных соглашений и соглашений.

Общие положения ГК включали правила о приостановке деят-ти юр особ, об условных сделках, доверенности и пр. Точно были определенное содержание и объекты каждой с форм социалистич собст-ти и правовые формы ее сохранения. Правовое регулирование отношений личной собст-ти было направленно на недопущение ее перерастания в частную собст-ть. В области имущ отнош обеспечивалась осущ прав и выполнение обязанностей как организациями, да и гражданами в соответствия с принципами социалистич общества. Ни допускалась осуществление прав в противоречие этим принципам. Правовое регулирование отношений промеж юр особами шло в направления укрепления хоз плановой и договорной дисциплины, а также увеличения значимости хоз расчета. В ГК БССР удерживались также нормы, ни предусмотренных Основами гражданского зак-ва Союза ССР и союзных республик: договоры мены, дарения, хранения им-ва, безвозмездного пользования им-ом, поручения, отчуждения жилого дома с условием пожизненного удержания владельца и пр. По сравнению с предыдущим кодексом ГК 1964 г. более полно и точно регулировал имущ отношения. Он удерживал разделы, кот ни было в кодексе 1923 г.: о договорах поставки, переправы, подряда на кап строительство, гос покупок с\х продукции, о кредитно-расчетных отношениях промеж организациями и пр. В новом ГК были спец разделы об авторском, изобретат праве и праве на открытие, кот раньше регламентировались др законодат актами. В дальнейшем шеренга институтов гражданского права постепенно подвергался изменениям и дополнениям. Принятое Советам Министров СССР 4 октября 1965 г. Положение о социалистич гос производственном предприятии расширила права юр особ, в конфиденциальности в области оперативного управления им-вом и прежде всего, относительно управления обратимыми средствами. Расширение экономичных методов хозяйствования повысила роль хозяйственного договору как основного документа, кот определял права и обяз-ти сторон. Это сопровождалась появлением и усилением средств, что обеспечивали выполнение основанных на договоры обязательств, в том числе и усилением гражданско-правовой от-ти предприятий и организаций.

Большая значимость приобретает стимулирующая функция имущественной ответственности. Начиная с 1967 г., принимается шеренга нормативных октав, которые предусматривают увеличение размеров неустойки за неисполнение или ненадлежащее выполнение плановых и планово-договорных обязательств. Арбитраж представляет право, при полном нарушении условий договора повышать размер имущ от-ти до 50 % и сообщать эту часть взысканных сумм в прибыль бюджета СССР.

В связи с реконструкцией городов и других населенных пунктов в ГК БССР вносятся дополнения о расширении прав граждан при сносе их домоуправлениях в целях гос и общественных нужд. В этот период точно регламентируется порядок распределения жилищного фонда в дамах местных советов и ведомств, порядок обмена жилых помещений, уточняются основания выселения граждан с одновременным сокращением списания предприятий, кот было дано право выселения в суд порядке рабочих и служащих, что остановили рабочие отношения. 1 июля 1966 г. в БССР утверждается новый примерный Статус жилищно-строительного кооператива, который значительно поспособствовал дальнейшему развитию кооперативно-жилищного строительства в республике. Обновляется зак-во, кот регулировало договор купли-продажи товаров в кредит и пр.

7 июня 1950 г. Совет Министров БССР утвердил новое Положение о Государственном нотариате. В нем регулировался порядок организации нотариальных контор, определялись функции и общие правила их деятельности, давался подробный пересчет нотариальных действий, порядок их осуществления и пр. Сеть нотариальных контор в республике с 1954 г. утверждалась Министерством юстиции БССР. 29 апреля 1956 г. Совет Министров БССР утвердил новое Положение о Государственном нотариате.

11 июня 1964г. Верховный Совет республики принял закон "Об утверждении Гражданского процессуального кодекса БССР". Новый Гражданский процессуальный кодекс БССР складывался с 2 частей, 6 падчастей, разделенных на 32раздзелы.

В различие от предыдущего ГПК в новом кодексе более выразительно разграничивались права и обязанности сторон и всех особ, которые участвовали в процессе, регламентировался новый процессуальный порядок рассмотрения шеренги вопросов, упрощался порядок пересмотра дел по снова откровенных обстоятельствах и пр.

Позже в ГПК были внесены некоторые дополнения и изменения. Да, в 1966 г. был измененный порядок рассмотрения дел об упразднении брака: окончательное решение о упразднении брака было отнесено к компетенции районных (городских) народных судов, была ликвидировано обязательная публикация сообщения о упразднении брака в печати и пр.

Основные тенденции развития советского брачно-семейного зак-ва этого периода - это покровительство семьи и поддержание института брака. Юр базой совершенствования брачно-семейного зак- в союзных республиках стали принятые в 1968г. Основы зак-ва Союза ССР и союзных республик о браке и сям 'и. В соответствии с Основами был разработанный и утвержденный в 1969 г. Верховным Советам БССР новый Кодекс БССР о браке и семьи, который внес многочисленные изменения в регулирование наиважнейших институтов семейного права.

Кодекс складывался с 5 частей, которые разделялись на 23 разделы. Он включал в себя общие положения брачно-семейного зак-ва, вопросы брачных отношений (порядок и условия заключения брака, права и обязанности мужа и жены, прекращение и недействительность брака), регулирования семейных отношений (выявление происхождения чад, права и обязанности отцов по воспитанию чад, алиментные обязанности, порядок платы или взыскания алиментов, вопросы усыновления, опеки и попечительство). Актам гражданского состояния и правовой процедуры их оформления был посвященный целый отдельный раздел. Многочисленные нововведения были внесены в институты заключ и прекращения брака, алиментных обязанностей, усыновления и опеки. Да, в качества общего правила был сохраненный судебный порядок упразднения брака. Было определенно, что ради интересов семьи суд может отложить рассмотрение дела об упразднении брака и предназначить мужу и жене термин к 6 месяцев на примирение. Когда в течение этого термину примирение ни произойдет и будет установлено, что "дальнейшая совместная жизнь мужа и жены противоречить принципам коммунистической морали, а сохранение семьи ни способствует правильному воспитанию чад", суда представлялось право вынести решение об упразднении брака.

Помимо того, в кодексе были определенный основания развода через органы Загса: взаимное согласие на развод мужа и жены, которые ни имели несовершеннолетних чад, отсутствие без известий или недееспособность мужа или жены, осуждение за криминальное преступление мужа или жены, заключения на срок не менее трех лет.

При возникновении спора о чадах, о разделе им-ва, о выплате средств на удержание мужа или жены, кот живут в недостачи, брак обязательно должен был расторгаться в судебном порядке. Новеллой кодекса явилась норма, согласно какой муж без согласия жены ни имел право возбуждать дело об упразднении брака во время ее беременности и в течение года после рождения дитяти. Шеренга норм был направленный на покровительство прав дитяти. В следующий период в Кодекс БССР о браке и семьи вносились некоторые дополнения и изменения. Например, был увеличенный термин (к 2 годов), на кот в исключит случаях мог быть сниженный регламентированный кодексам брачный возраст, и пр.

Рабочее право. В сферы рабочего права БССР наиболее значительным коррективам подверглись нормы, которые регулировала вопросы трудоустройства, режим рабочего времени, рабочую дисциплину и оплату работы, формы привлечения к работе, пенсионное обеспечение. Многочисленные нормативные акты в послевоенный период в значительной степени были направленный на укрепление рабочей дисциплины, улучшение условий работы. Особенное внимание законодательницы была обращено на совершенствование зак-ва о повышении квалификации тружеников с 1960-х гг. принимаются меры по сокращению протяженности рабочего дня и рабочей недели. В 1960 г. Верховный совет СССР принял закон о проведении мероприятий по переводу основной категории рабочих и служащих на 7часовой рабочий день. В 1967 г. в СССР был введенная пятидневная раб неделя.

В 1970 г. были принятый Основы зак-ва СССР и союзных республик о работе, в каких были изложенный главные законодат положения относительно регулирования работы работников. На их основанию был разработанный новый Кодекс законов о работе Белорусской ССР (КЗАП), который в 1972 г. был утвержденный и введенный в действие.

КЗАП складывался с введения 18 разделов, кот включали в себя 258 статей. Все более важные институты рабочего права нашли в кодексе юр закрепление. В первые девять разделов кодекса были приобщены нормы, которые касались основных положений и принципов советского рабочего права, коллективного договору, рабочего договору, а тоже нормы, которые регулировала рабочее время и время отдыха, вопросы заработной платы и рабочей дисциплины. В остальных разделах регламентировались вопросы о работе и облегчениях отдельных категорий работников, порядка рассмотрения рабочих споров, деятельности профсоюзов работников и пр.

Характерными чертами КЗАП стола закрепление правовых гарантий надлежащего уровню условий работы и провозглашение целого комплекса рабочих прав работника. Более детально были изложены статьи, которые регламентировали разные аспекты упразднения рабочего договору. В кодексе было дано понятие рабочего договору, изложены основные права и обязанности сторон, закреплены гарантии приема на работу, основания прекращения и упразднения рабочего договору. В конфиденциальности, была регламентировано запрет на упразднение рабочего договору по инициативе администрации без согласия на это профсоюзного комитета предприятия или учреждения.

КЗАП детально регулировал порядок рассмотрения рабочих споров. Органами, которые имели право рассматривать рабочие споры, являлись комиссии по рабочим спорам, местные комитеты профессиональных союзов, народные суды.

В тот период права на работу, на гарантированную государством заработную плату, материальное обеспечение в старости сотоварищи права в сферы рабочих правоотношений были отнесенный к числу конституционных прав гражданина. КЗАП соответствовал существующим реалиям рабочих правоотношений и был призванный развить механизмы правового регулирования работы.

Земельное право. В 1955г. в земельном зак-ве были введенный обязательный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователях и государственная регистрация всех землепользователей по единственной общесоюзной системе. Учета подлежали все земли, которые находились в пользования колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий и организаций, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а тоже земли государственного земельного запаса и государственного лесного фонда.

Руководство учета земель и регистрацией землепользования, контроль за правильным использованием земель, в чьем бы подчинении они ни находились, возлагался на Министерство сельского хозяйства СССР, указания которого являлись обязательными для всех министерств, ведомств, учреждений, организаций. 3 1963 г. в этот порядок были внесенный изменения и функции учета и регистрации земель были возложенный на производственные колхозно-совхозные вправления, а в границах городов областного и республиканского подчинения - на горисполкомы.

В 1965 г. Совет Министров БССР в соответствия с общесоюзным законом принял постановление, которой ликвидировались твердые ограничения размеров личного падсобного хозяйства. Семьям рабочих, служащих и других граждан, ни членов колхозов, что проживали в сельской местности, были установленный дифференцирования (от 0,15 к 0,4 га) размеры приусадебных участков.

В декабри 1968 г. Верховный Совет Союза ССР принял Основы земельного законодательства СССР и союзных республик.

Верховный Совет БССР 24снежня 1970 г. принимает Земельный кодекс БССР, каким особенная значимость придавалась землям сельскохозяйственного назначения. Нормы кодекса предусматривали гарантии против необоснованной выдержки в особенности ценных сельскохозяйственных угодий, устанавливали права землепользователей и их ответственность за нарушение земельного законодательства.

В 1975 г. Совет Министров СССР принял постановление о выдаче всем землепользователям государственных октав на право пользования землей и утвердил единственную форму этих октав.

Другие сферы зак-ва. Необходимо отметить следующие нормативные правовые акты, принятые в этот период:

1969 г. - был принятый и утвержденный ЦК КПСС и Советам Министров СССР новый примерный Статус колхозов,

1971 г. - Исправительно-рабочий кодекс БССР,

1972 г. - Водный кодекс БССР, 1979 г. - Лесной кодекс БССР,

1983 г. - Жилищный кодекс БССР,

1984 г. - первый Кодекс об административных правонарушениях БССР.

Все кодифицированные законодат акты принимались в соответствия с общесоюзными Основами зак-ва. Их принятие стола основанием для дальнейшего развития соответствующих ветвей права и усиления позиции государства в регулирования этих правоотношений.

В то же время расширение сферы правового регулирования, кодификация законодательства, его определенная демократизация явились характерными тенденциями развития многочисленных ветвей права Белоруской ССР второй половины XX ст. Однако большое количество нормативных правовых октав, принятых в этот период, остро поставила вопрос о систематизации действующего советского законодательства в масштабах Союза ССР в целом.

55. Высшие органы гос власти и управления во второй половине 40-80-е гг.

В сентябре 1946г Верховный Совет БССР утвердил указ «О преобразовании Совета Народных Комиссаров БССР в Совет Министров БССР», а также об образовании новых союзно-республиканских министерств. В 1947г были проведены выборы в новый состав Верховного Совета БССР, сформирован состав Совета Министров БССР и Верховного Суда. Кроме того, была создана редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в Конституцию. В р-те её деят-ти в июле 1947г был принят закон «об изменении и дополнении текста Конституции БССР». В соответствии с ним, за высшими органами гос власти было закреплено право на принятие зак-ва о браке и семье, утверждение гос бюджета БССР, гарантии прав граждан на отдых и образование. После 20 съезда КПСС значительно активизировалась работа высших органов гос власти БССР. Так, Президиум Верховного Совета стал созывать сессии Верховного Совета в строгом соответствии с требованиями Конституции – не реже 2 раз в год. В законодат деят-ти стала проявляться общесоюзная тенденция расширения прав союзных республик в решении вопросов хоз и соц-культурного строит-ва. Уменьшилась опека союзных органов в вопросах планирования, местных финансов. В 1960 г были определены направления деят-ти постоянных комиссий Верховного Совета – подготовка законопроектов и контроль за выполнением законов и их эффективностью. До конца 1969г кол-во постоянных комиссий достигло 15 (по иностранным делам, промышленности, образованию, мед обслуживанию населения, с\х, соц обеспечению и др). Всё это вызвало рост законодат активности Верховного Совета БССР. В течение 1959-67гг им было принято 124 законодат акта. Среди особо важных документов были новые кодексы: Уголовный и Уголовно-процессуальный 1960г, Гражданский и Гражданско-процессуальный 1964г, Кодекс о браке и семье 1969г и др.был принят закон о судоустройстве 1959г. Высшим исполнительным органом БССР являлся Совет Министров, состав которого формировался заново на каждой сессии Верховного Совета. Кол-во членов Совмин колебалось от 35-50челов, во главе стоял Председатель. Регламентировал деят-ть правит-ва з-н о Совмине БССР. Высшим суд органом являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР (первоначально на 5 лет, а по Конституции 1978г на 10лет). Структурными звеньями Верховного Суда БССР являлись суд коллегии по гражданским и уголовным делам. Местными органами власти и управления оставались местные советы трудящихся и их исполнительные комитеты. Сохранилась 3звенная система Советов: областные советы и исполкомы; городские (районные) Советы и их городские (районные) исполнительные комитеты; сельские, поселковые Советы и их исполкомы. Во второй половине 1950-х гг роль местных Советов заметно повысилась. Им было предоставлено больше возможностей в вопросах формирования и расходования средств бюджета, выработке и реализации планов развития местной экономики, здравоохранения, просвещения и культуры.

Высшими органами гос власти по Конституции 1978г явл Верховный Совет БССР (высший законодат орган) и Совмин БССР (высший орган исполнит власти). Раздел 6 Конституции был посвящён местным органам гос власти и управления: определялась компетенция всех 3-х ур-ней местных советов народных депутатов.

56. Конституция БССР 1978г.

Разработка и принятие Конституции БССР 1978г. проходили в соответствии с общепринятыми стадиями правотворческого процесса. Были созданы, как принято, Конституционная комиссия высшего законодательного органа – Верховного Совета БССР для подготовки проекта новой Конституции в 1977г и Редакционная комиссия - по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978г. Председателем Конституционной и Редакционной комиссии был первый секретарь ЦК КПБ Машеров, т.е. весь ход работ над проектом Конституции шёл под непосредственным рук-вом первых лиц партийного и гос аппарата республики. Проект Конституции 1978г по Указу Президиума Верховного Совета БССР «О проекте Конституции БССР» от 16 марта 1978г. был 18 марта этого же года опубликован во всех республиканских и областных газетах. 14 апреля 1978г, на второй день своей работы, девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла Декларацию Верховного Совета БССР «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР», в которой указывалось, что Верховный Совет БССР принимает Конституцию БССР и объявляет о её введении с 14 апреля 1978г.

Конституция БССР 1978г, имея много общего с Конституцией 1937г, отличается от последней и структурой, и содержанием. В новой Конституции БССР, помимо глав и статей, есть ещё чётко названные разделы, что облегчает пользование её текстом. Значительно большим было кол-во статей (172 вместо 122). Статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции БССР 1978г, тогда как аналогичные статьи в Конституции 1937г содержаться в 8-й главе.

Как структура, так и содержание Конституции БССР 1978г отражают де-юре ту демократическую тенденцию в развитии всех сфер общественной и гос жизни, которая наметилась в СССР в середине 1950-х годов.

Особенно большие изменения глубоко демократического характера были внесены по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Гос-во и личность». Впервые на конституционном ур-не закреплялось право граждан на участие в управлении гос и общественными делами (ст46), право и жилище (ст42), право на гос охрану здоровья (ст40), право на пользование достижениями культуры (ст 44), право обращаться с жалобами на действия должностных лиц (ст56) и др.

Новым в Конституции является и положение, касающееся экономической системы, где наряду с гос и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций. Более того, за общественными органами впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и соц-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы. Это свидетельствует о большей самостоятельности и о возросшей их роли в жизни общества.

Демократичным является и положение, согласно которому значительно расширяется круг лиц, участвующих в управлении гос-вом, благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в Верховный Совет БССР с 21 года до 18 лет.

Но, к сожалению, как и многие положения Конституции БССР 1937г, некоторые положения новой Конституции носили декларативный характер и в реальной общественно-политической и гос жизни не действовали, так как уже в момент принятия Конституции БССР 1978г во всех сферах общественной жизни наметились застойные (кризисные) явления, которые в середине 1980-х годов вызвали острую необходимость проведения радикальных реформ во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях – в СССР и республиках. Руководящая партия вынуждена была публично заявить об этом на XXVII съезде КПСС в 1986г, на XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988г. и определить основные направления реформ.

57. Провозглашение независимости Республики Беларусь.

События 19—21 августа 1991 г. в Москве ускорили процесс распада СССР. 25—26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР», в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а сокращенно — «Беларусь». Государственными символами Республики Беларусь были объявлены герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.

В августе 1991 г. Верховный Совет БССР временно приостановил деятельность КПБ на территории республики. Ее имущество перешло в собственность государства.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, в правительственной резиденции Вискули (Пружанский район Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины Б. Н. Ельцин, С. С. Шушкевич, Л. М. Кравчук, проигнорировав волю своих народов, высказанную на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали Договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно уничтожили большое и могущественное государство. Советский Союз прекратил свое существование. На руинах СССР было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Документы, подписанные на встрече в Вискулях, были одобрены Верховными Советами России, Беларуси и Украины, большинство депутатов которых составляли бывшие коммунисты.

21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали Декларацию об образовании СНГ. Членами Содружества Независимых Гос-в стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.

В связи с прекращ существования СССР 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия. Красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Перестройка, начатая в целях совершенствования социализма, закончилась его уничтожением.

58. Конституция РБ 1994г.

За всю историю Беларуси было 5 Конституций: 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 г. Значительное влияние на первоначальную редакцию Конституции 1994 года оказал официальный проект Конституции Российской Федерации 1993 года[2]. Так, значительными полномочиями государственной власти наделялся Верховный Совет Республики Беларусь. Среди прочих его прав устанавливалось: принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судов республики, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты РБ, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины РБ а также объявление войны и заключение мира. Отдельной главы о правительстве (Кабинете Министров) Конституция не содержала, его деятельность регулировалась статьями 106—108, помещенными в главу о Президенте. Отдельной главой регулировалась деятельность Констит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: