Сегментация представляет собой разделение рынка по самым разным характеристикам на четко выраженные группы покупателей (сегменты), каждая из которых имеет сходные предпочтения и одинаково реагирует на предложенный товар или на виды маркетинговой деятельности (рекламу, цену и т.д.).
Сегментация имеет огромное значение для товара производителя, так как позволяет:
1. Повысить конкурентоспособность товара и его производительность, эффективность хозяйственной деятельности;
2. Лучше удовлетворить нужды и потребности людей, путем большего соотношения товаров представлением покупателей;
3. Более четко и направленно осуществить маркетинговую политику.
Сегментация рынка проходит с учетом определенных критериев и признаков.
Критерии – это показатель того на сколько верно предприятие выбрало тот или иной рынок.
Признак – способ выделения данного сегмента на рынке.
К критериям сегментации относятся:
1) Количественные границы определяются емкостью сегмента, то есть, сколько изделий и по какой цене могут быть реализованы, на какой площади они проживают и т.д.;
|
|
2) Доступность сегмента для предприятия, то есть, могут ли быть наложены каналы распределения и сбыта, есть ли условия для хранения, транспортировки и реализации на данном сегменте;
3) Существенность сегмента, то есть, на сколько реальна та или иная группа потребителей, на сколько она устойчива;
4) Прибыльность сегмента с помощью этого критерия определяется, насколько доходной будет деятельность для предприятия на данном сегменте;
5) Защищенность выбранного сегмента от конкуренции – важно правильно оценить свои возможности в конкурентной борьбе.
Получив ответы на все поставленные вопросы, оценив возможности своего предприятия по всем критериям можно принимать решения, подходит ли данный сегмент для предприятия.
Признаки сегментации:
ü географические признаки – климатическая часть света, страна, плотность, население, и т.д. Эта сегментация самая простая;
ü демографические признаки – пол, возраст, уровень рождаемости, национальность. Они относятся к наиболее часто принимаемым признаком;
ü социально-экономические признаки – доходы, уровень потребления, образования и т.д.;
ü психографические признаки – образ жизни, тип личности, черты характера и т.д.;
ü поведенческие признаки – мотивы совершения покупки, искомые выгоды, тип покупателя и т.д.
Сегментация осуществляется не только для товаров народного потребления. Важными признаками сегментации на рынке товаров производственного назначения является:
· периодичность заказов на товары;
· сроки поставки;
· условия оплаты;
· методы расчетов.