Ремонт токособирательной системы

К токособирательной системе электрических машин относят коллекторы, контактные кольца, щеткодержатели с траверсами и щеткоподъемным механизмом, короткозамыкающие кольца фазных роторов ранее изготовленных конструкций. В процессе работы система изнашивается, вследствие чего нарушается ее нормальная работа. При этом наиболее распространенными дефектами являются недопустимый износ коллектора и контактных колец, появление на их рабочих поверхностях неровностей и кольцевых износов (дорожек). Причиной возникновения таких дефектов выступают повышенная вибрация машины, неправильная установка и притирка щеток, вызывающие повышенное искрение и быстрый износ коллекторов и контактных колец. Повышенная вибрация является следствием неудовлетворительной балансировки ротора (якоря) машины, нарушения соосности валов и неправильного соединения полумуфт.

Ремонт коллекторов.

Устройст­во коллектора на пластмассе

Устройство коллектора с конусными шайбами

1,3 – стальные шайбы; 2 – стяжные винты; 4 – мика- 1 –коллектор; 2 – пластмасса; 3 – стальные нитовые шайбы; 5 – петушок; 6 – коллекторная плас- кольца; 4 –стальная втулка

тина.

Этот ремонт подразделяется на два вида—без разборки и с разборкой.. Первый состоит из обточки, продораживания, шлифования и полирования. Обточка необходима при появлении не­ровностей на коллекторе из-за его значительного на­носа или повреждения. При малых неровностях кол­лектора его достаточно отшлифовать.

Протачивают коллектор обычно на токарных станках.

Пилка из нажовочного полотна Резец для продораживания коллектора

для продораживания коллектора а – общий вид; б – продораживание

1-ручка; 2 – ножовочное полотно. коллектора резцом.

После разборки изоляцию между пластинами коллектора продораживают (фрезеруют) на глубину 0,5.. 2 мм в зависимости от размеров коллекто­ра. В некоторых случаях продораживание коллектора выполняют вручную ножовочным полотном или специаль­ным скребком.

На боковых сторонах канавок кол­лектора не должно оставаться чешуек слюды; грани пластин продороженного коллектора снимают шабером или тонким напильником. Продораживание делают при лю­бом ремонте коллектора, даже если его не протачивают. Шлифуют коллектор чаще всего на токарном станке при помощи мелкозернистой стеклянной бумаги, натянутой на деревянную колодку, имеющую форму коллектора. После обточки и шлифования коллектор и машину про­дувают сжатым воздухом и прочищают. Коллектор еще раз продораживают для того, чтобы удалить частицы меди, застрявшие в канавках, и отрегулировать глубину выбранной изоляции.

Для полирования используют мелкозернистую стек­лянную бумагу (№ 100), смазанную вазелином. Приме­нять наждачную бумагу для шлифования и полирова­ния недопустимо. При обточке, шлифовании и полиро­вании необходимо следить за тем, чтобы пыль не по­пала в обмотку машины.

После полирования коллектор протирают чистой салфеткой, слегка смоченной в бензине. После обработ­ки коллектор должен иметь зеркальную поверхность, эксцентриситет его должен быть не более 0,05 мм.

Ремонт коллектора с разборкой проводят при за­мыканиях между пластинами или их выгорании. При этом отпаивают концы обмотки, на коллектор надевают хомут и после этого его разбирают: отворачивают гай­ку, крепящую коллектор, сдвигают нажимной конус с манжетой и снимают весь комплект пластин с хому­том. Затем коллектор осматривают со всех сторон, устраняют обнаруженное повреждение и собирают его. Ремонт может касаться коллекторных пластин (опили ванне острых углов «ласточ­кина хвоста» или нажимно­го конуса, замена выгорев­шей пластины), миканитовой манжеты или прокладок между пластинами.

Сборку коллектора жела­тельно проводить при помо­щи пресса, подпрессовывая повторно коллектор после нагрева до температуры 70... 180 °С. Собранный коллектор проверяют на отсутствие замыкания, затем от­правляют на сборку с машиной.

Контактные кольца.

Узлы контактных колец электродвигателей с фазным ротором:

а - неразборная конструкция 1— кольцо; 2 — соединительный проводник; 3 — изоляционная втулка; б — разборная конструкция; 1 - втулка; 2 — изоляция; 3— изоляционные кольца; 4 — контактные кольца; 5 — держатель; б – шпилька.

Этот ремонт обычно не­сложен и заключается в проточке и полировке колец, утративших цилиндрическую форму или имеющих зна­чительные подгары, раковины или выбоины, и в усиле­нии или замене изоляции. Изоляция контактных колец может состоять из пропитанного льняным маслом элек­трокартона, микафолия или гибкого миканита.

При помощи пресса нагретые контактные кольца насаживают на изолированную втулку, затем отправ­ляют на сушку. После сушки наружные поверхности изоляции колец покрывают серой эмалью печной суш­ки и кольца в сборе снова подвергают сушке в печи.

Сопротивление изоляции колец должно быть не ме­нее 1 МОм и выдерживать пробивное напряжение не менее 2,5 кВ при рабочем напряжении двигателя 380...220 В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: