Предисловие

Оглавление

Предисловие ………………………………………………………………………………………….3 Раздел I Теоретические основы методики развития речи …………………………………………4
  1. Предмет, задачи, содержание методики…………………………….………………………5
  2. Роль родного языка и речи в развитии ребенка…………………………………………….7
  3. Развитие речи детей в зарубежной педагогике………………………………………...….10
Развитие методики в России Раздел II Система работы по развитию речи в детском саду…………………………………….17
  1. Цель и задачи развития речи……………………………………………………………..…18
  2. Методические принципы развития речи……………………………………………….….19
Процесс формирования речи детей строится с учетом общедидактических и методических принципов обучения.
  1. Программа развития речи…………………………………………………………………..20
  2. Средства развития речи…………………………………………………………………..…22
  3. Методы и приемы развития речи………………………………………………………..…25
Раздел III Методика развития связной речи……………………………………………………….27
  1. Понятие, задачи, значение, функции связной речи……………………………………....29
  2. Задачи и содержание обучения связной речи………………………………………….….32
  3. Беседа как метод обучения диалогической речи………………………………………….34
  4. Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания
по предметам и игрушкам, по картине……………………………………………………..35 Раздел IV Методика развития словаря………………………………………………………….….44
  1. Понятия, смысл, значение словарной работы…………………………………………..…46
  2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста…………………………....48
  3. Задачи и содержание словарной работы………………………………………………..…50
  4. Общие вопросы методики словаря…………………………………………………………51
Раздел V Формирование грамматического строя речи…………………………………………...53 1. Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития детей…………………………………………………………………………………………..56 2. Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка…………………………………………………………………………………………..58 3. Пути формирования ГСР у детей………………………………………………………...…59 4. Диагностика уровня речевого развития детей………………………………………..……61 Раздел VI Методика воспитания звуковой культуры речи……………………………………….63
  1. Понятие звуковой культуры речи, значение…………………………………………..…..64
  2. Особенности усвоения ЗКР дошкольниками…………………………………………..….66
  3. Этапы обучения правильному звукопроизношению…………………………………..….68
Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР
  1. Методы и приемы обучения ЗКР………………………………………………………….69
  2. Диагностика по ЗКР в разных возрастных возрастах………………………………….…71
Раздел VII Методика ознакомления детей с художественной литературой…………………….74
  1. Роль детской художественной литературы………………………………………………..76
  2. Особенности восприятия детьми литературных произведений……………………….…77
  3. Задачи и содержание ознакомление детей с художественной
Литературой…………………………………………………………………………………78 4. Методика художественного чтения и рассказывания, заучивание стихотворений……………………………………………………………….....79 5. Использование художественной литературы вне занятий………………………………..84 Раздел VIII Подготовка детей к обучению грамоте……………………………………………....86
  1. Сущность подготовки к обучению грамоте……………………………………………….88
  2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте…………………………………..92
  3. Ознакомление детей со словом…………………………………………………………….94
  4. Ознакомление детей с предложением……………………………………………………..95
  5. Ознакомление со словесным составом предложений…………………………………….96
  6. Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова………………………………..97
  7. Подготовка к обучению письму……………………………………………………………99
Раздел IX Методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях………………………………………………………………………………………..104
  1. Роль заведующей в организации работы по развитию речи детей……………………..105
  2. Создание условий для правильного развития речи………………..…………………….106
  3. Формы методической работы……………………………………………………………..108
Приложение ………………………………………………………………………………………..112

Предисловие.

Уважаемый студент!

Данная тетрадь по изучаемой вами дисциплине МДК 03.02 «Теория и методика развития речи детей» предназначена для самостоятельного выполнения заданий, которые помогут утвердиться в своих знаниях, обеспечат необходимую подготовку к сдаче экзамена по предмету.

Разнообразные задания помогут в закреплении полученных знаний, развитию интереса к изучаемым темам.

Разделы тетради соответствуют программному содержанию учебной программы, выполнять задания следует по мере прохождения учебного материала прямо в тетради. В данной тетради даны задания на изучение речевых навыков и умений детей, а также задания на обобщение данных своих наблюдений. Даны задания творческого характера: разработка занятий, планирования работы с детьми в разных возрастных группах.

Желаем успехов! Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна.

«Теоретические основы методики развития речи»

Темы:

«Предмет, задачи, содержание методики»

«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»

«Развитие речи детей в зарубежной педагогике»

«Развитие методики в России»

Студент при прохождении темы должен усвоить:

· Предмет методики развития речи детей и задачи курса.

· Основы методики

· Истоки зарождения и становления методики развития речи детей дошкольного возраста.

Литература основная:

1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г.

2. Е.И.Тихеева «Игры и занятия малых детей» - М., 1965г.

3. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 1981г.

4. К.Д.Ушинский «О первоначальном преподавании русского языка»// Избр.пед.соч. – Т.1.- М., 1974г.

5. К.Д.Ушинский «Родное слово» //соч. –Т.2

Литература дополнительная:

1. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994г.

2. Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи // Физиология высшей нервной деятельности ребенка / Под ред. З.Н.Коларовой. – М., 1968.

3. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развитияречи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника. – М., 1990.

«Предмет, задачи, содержание методики».

1.1 Продолжите определение – МРР - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2 Заполните схему:

1.3 Какими знаниями и умениями должен овладеть студент педагогического колледжа в ходе профессиональной подготовки?

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4 Назовите научные основы методики развития речи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5 Назовите смежные науки объектом, которых является речь, язык, речевая деятельность. Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6 Заполните схему:

1.7 Продолжите определения:

Язык – это ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Речевой навык – это ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое умение – это __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»

1.8 Объясните почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.9 Раскройте функции которые выполняет язык и речь.

Группы функции Функциональные характеристики родного языка
   
   
   

1.10 Как вы считаете, какова роль слуха и зрения в развитии речи детей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.11 Заполните таблицу:

Этап Характеристика
Подготовительный (до1)  
  Преддошкольный (1 - 3)  
  Дошкольный (до 7)  
  Школьный (7-17)  

«Развитие речи детей в зарубежной педагогике».

«Развитие методики в России»

1.12 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу

  Труды Задачи по р/р, основные принципы, методы и приемы по р/р
Я.А. Коменский (__________г.г.)    
И.Г.Песталоцци (__________г.г.)    
Ф. Фребель (__________г.г.)    
М. Монтессори (__________г.г.)    

1.13 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу.

  Труды Задачи по р/р Основные принципы Методы и приемы по р/р
Л.Н. Толстой        
К.Д. Ушинский        
Е.Н. Водовозова        
А.С. Симонович        
Е.И. Тихеева        
Е.А. Флерина        

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.

№ п/п Вопросы по теме Варианты ответов
1. Кто автор руководства по дошкольному воспитанию «Материнская школа или О заботливом отношении юношества в первые шесть лет» · Я.А.Коменский · И.Г.Песталоцци · Ф.Фребель · М.Монтессори
2. В чем заключалось достоинство Метода Монтессори? · в обогащении содержания жизни детей · в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе работы с искусственным дидактическим материалом · в обучении связной речи
3. В каком году, и под каким названием создал учебное заведение Фридрих Фребель? · 1825г. «Детский дом» · 1840г. «Детский сад» · 1849г. «Дом ребенка»
4. Определите последовательность задач по обучению родному языку по И.Г.Песталоцци · обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах · обучение звуку, или средству развития органов речи · обучение слову, или средству ознакомления с отдельным предметом

Развитие методики в России.

№ п/п Вопросы по теме Варианты ответов
1. Отметьте годы жизни Е.И.Тихеевой а) 1824 – 1870г.г. б)1840 – 1933г.г. в) 1869 – 1936г.г. г) 1867 – 1944г.г.
2. .Кто создал систему первоначального обучения отечественному языку, в который входили такие вопросы, как - роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности - цели преподавания, дидактические принципы - средства, методы и приемы обучения. а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина
3. Кто автор программы наблюдений с методическими рекомендациями с искусственным дидактическим материалом? /по Фребелю/ а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина д)Е.И.Конради е) А.С.Симанович ж) Е.И.Тихеева
4. Какую из работ написала А.С.Симанович? а) Родное слово б) Детский мир в) О детском языке г) Развитие речи дошкольников
6. Кто был куратором дошкольного воспитания в Наркомпросе? . а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина д)Е.И.Конради е) А.С.Симанович ж) Е.И.Тихеева з)Р.И.Жуковская
6. С чем был связан научный интерес Е.А.Флериной? а) наблюдения детей в природе, за трудом взрослых, на строительстве, в быту и т.д. б) обучение детей диалогической речи в) развитие детского изобразительного творчества и развития речи г) изучение проблем ГСР, словаря, ЗКР
7. Кто из исследователей (Е.А.Флерина,М.М.Конина) работал над проблемой по ознакомлению детей с художественной литературой: о чтении, рассказыванию и заучиванию наизусть литературных произведений. а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в) Е.И.Конради г) А.С.Симанович д) Е.И.Тихеева е)Р.И.Жуковская

Задание: решите кроссворд:

По горизонтали:

1.К числу, каких задач относятся: исследование процессов овладения детьми родного языка, речью, речевым общением; изучение закономерностей обучения родной речи; определение принципов и методов обучения?

4.Положение материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Какая это основа?

5.Какую основу составляет учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющие механизмы формирования речи?

7.Какую основу составляет теория речи и речевой деятельности?

10.Наблюдение, беседа, изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент – какие это методы?

По вертикали:

2. Речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию – это речевой …

3.Способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков – это речевые …

6.Назовите методы, к которым относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование; анализ и обобщение материала.

8.Какие задачи определяются следующими вопросами: чему учить, как учить, почему так, а не иначе?

9.Учение о языке как знаковой системе – это … основа методики.

«Система работы по развитию речи в детском саду»

Темы:

«Цель и задачи развития речи»

«Методические принципы развития речи.

«Процесс формирования речи детей строится с учетом

общедидактических и методических принципов обучения»

«Программа развития речи»

«Средства развития речи»

«Методы и приемы развития речи»

Студент при прохождении темы должен усвоить:

· Научные основы программы развития речи и ее структуру.

· Задачи развития речи дошкольников, лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование задач.

· Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам.

· Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.

· Методические принципы работы по развитию речи дошкольников.

· Методы и приемы развития речи детей в детском саду.

Литература основная:

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. –С.-Петербург, 1996г.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». –М., 2006.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006.

4. Программа «Развитие» (основные положения)/ Науч.рук.Л.А.Венгер. –М.,1994.

5. Радуга. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Сост.Т.Н.Доронова. –М., 1993.

6. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 1984г.

7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.

Литература дополнительная:

1. Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского //Дошкольное воспитание. – 1979. - № 1.

2. Ушинский К.Д. Употребление «Родного слова» в начальных русских школах 60-х годов. Рецензии и другие отзывы на «Родное слово»// Собр.соч. – М.; Л., 1948. – Т.6. – с.346

«Цель и задачи развития речи».

2.1 Какова основная цель по развитию речи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2 Назовите задачи развития речи. Дайте краткую характеристику каждой задаче..

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Методические принципы развития речи.

Процесс формирования речи детей строится с учетом общедидактических и методических принципов обучения».

2.4 Что такое методические принципы? Назовите их и раскройте их содержание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Программа развития речи».

2.5 Дайте определение программы развития речи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6 Раскройте содержание программ.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

«Детство»____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

«Радуга»_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

«Развитие»____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Школа – 2100_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

«Средства развития речи».

2.7 Что является основным средством речевого развития ребенка? Почему?

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.8 Назовите виды деятельности, в которых осуществляется речевое общение детей дошкольного возраста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.9.Какие виды игровой деятельности используются для речевого развития? Коротко раскройте их основную цель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.10 Продолжите определение:

Обучение – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.11 Назовите основную форму организации обучения речи и языку. Почему именно эта форма обучения является основной формой обучения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.12 Назовите виды занятий по развитию речи.

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.13 Какие требования предъявляются к проведению занятий по развитию речи:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________7.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________8.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема «Методы и приемы развития речи».

2.13 Заполните таблицу.

Методы Содержание
Наглядные методы    
   
Словесные методы  
Практические методы    
   

2.14 Назовите приемы и раскройте их в таблице.

Группы приемов Содержание
1.    
   
   
   
   
   
2.  
3.  

«Методика развития связной речи»

Темы:

«Понятие, задачи, значение, функции связной речи»

«Задачи и содержание обучения связной речи»

«Беседа как метод обучения диалогической речи»

«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания

по предметам и игрушкам, по картине.

Студент при прохождении темы должен усвоить:

· Понятие связной речи, ее функции и формы, характеристику диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.

· Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного возраста.

· Задачи и содержание обучения детей связной речи.

· Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем возрасте и у детей дошкольного возраста.

· Воспитательно-образовательное значение беседы, виды, тематику и содержание бесед, структуру обобщающей беседы, приемы активизации мышления и речи в процессе беседы.

· Особенности восприятия и понимания картин, типы картин для детских садов, требования к картинам.

· Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек, требования к подбору предметов и игрушек.

Литература:

1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 1992г.

2. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию Д/в № 9, 1975г.

3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. Д/в № 9, 1981г.

4. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов. Д/в № 5, 1989г.

5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. –М., 1982г.

6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. –М., 1982г

7. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников.

8. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа. Д/в № 4, 1973г.

9. Люблинская А.А. Восприятие картинки //Очерки психического развития ребенка. –М., 1965г Развитие речи детей дошкольного возраста /Под.ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984г.

10. Лямина Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. –М., 1964г.

11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред.Ф.А.Сохина. – М., 1984г.

12. Ушакова О.С. Связная речь.// Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.

13. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Д/в № 12, 1987г.

14. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. –М., 1961г.

Литература дополнительная:

1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 1992г.

2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.

3. Короткова Э.П. Учим рассаматривать картины.. –М., 1982г

4. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987г.

5. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.

«Понятие, функции связной речи».

3.1 Продолжите определения:

Связная речь – это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Высказывание – это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2 Укажите в каких значениях употребляется термин «связная речь».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 Укажите основные функции связной речи, в каких формах она существует.

1.____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________2.____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3.4 Назовите две формы коммуникативной функции. Дайте им краткую характеристику.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.5 Раскройте взаимосвязь монологической и диалогической речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.6 Заполните таблицу:

Вид речи Характеристика
Ситуативная речь  
Контекстная речь  

3.7 Почему связная речь оказывает влияние на эстетическое воспитание? Приведите примеры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Задачи и содержание обучения связной речи».

3.8 На что направлена работа по развитию диалогической речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.9 Раскройте группы диалогических умений.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.10.Отметьте основные признаки монологической речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.11.Какие умения необходимы для достижения связной речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.12.Заполните таблицу:

Тип речи Функции связных высказываний Структура связного высказывания Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний
       
       
       

«Беседа как метод обучения диалогической речи».

3.13 Продолжите определение:

Беседа – это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.14 В чем состоит ценность беседы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.15.Что включает в себя содержание беседы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.16.Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы. Какие три типа бесед она выделила?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.17.Чем определяется тематика бесед?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».

«Рассказы по игрушкам».

3.18 Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.19 Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.20 Какие виды игрушек используют для обучения детей монологической речи?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.21 Какие виды занятий по игрушкам вы знаете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Рассказывание по картине».

3.22 Какие серии картин специально разработаны для формирования умений описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте краткое содержание этим картинам.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.23.Какие требования предъявляются при отборе картин?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.24.В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Назовите виды рассказов и дайте краткое содержание.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.25.Определите возрастную группу, составьте конспект занятия исходя из программных задач

Конспект занятия для_________ группы по развитию речи

Тема: Рассматривание картины «кошка с котятами»

Программное содержание:

1.Закрепить знание детей о домашних животных /кошка/. Учить отличать по характерным особенностям /усы, хвост, уши/.

2.Обогащать представление детей о поведении, питании кошки и котят.

3.Закреплять четкое произношение звука К /кошка, котята, котенок, клубок, молоко, лакает, корзина/.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к животным.

5.Учить использовать в речи предлоги «на», «под».

Материал к занятию:

Ход занятия:

________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: