Оглавление
Предисловие ………………………………………………………………………………………….3 Раздел I Теоретические основы методики развития речи …………………………………………4
|
Предисловие.
Уважаемый студент!
Данная тетрадь по изучаемой вами дисциплине МДК 03.02 «Теория и методика развития речи детей» предназначена для самостоятельного выполнения заданий, которые помогут утвердиться в своих знаниях, обеспечат необходимую подготовку к сдаче экзамена по предмету.
Разнообразные задания помогут в закреплении полученных знаний, развитию интереса к изучаемым темам.
Разделы тетради соответствуют программному содержанию учебной программы, выполнять задания следует по мере прохождения учебного материала прямо в тетради. В данной тетради даны задания на изучение речевых навыков и умений детей, а также задания на обобщение данных своих наблюдений. Даны задания творческого характера: разработка занятий, планирования работы с детьми в разных возрастных группах.
Желаем успехов! Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна.
«Теоретические основы методики развития речи»
Темы:
«Предмет, задачи, содержание методики»
«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
«Развитие речи детей в зарубежной педагогике»
«Развитие методики в России»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Предмет методики развития речи детей и задачи курса.
· Основы методики
· Истоки зарождения и становления методики развития речи детей дошкольного возраста.
Литература основная:
1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г.
2. Е.И.Тихеева «Игры и занятия малых детей» - М., 1965г.
3. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 1981г.
4. К.Д.Ушинский «О первоначальном преподавании русского языка»// Избр.пед.соч. – Т.1.- М., 1974г.
5. К.Д.Ушинский «Родное слово» //соч. –Т.2
Литература дополнительная:
1. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994г.
2. Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи // Физиология высшей нервной деятельности ребенка / Под ред. З.Н.Коларовой. – М., 1968.
3. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развитияречи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника. – М., 1990.
«Предмет, задачи, содержание методики».
1.1 Продолжите определение – МРР - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 Заполните схему:
1.3 Какими знаниями и умениями должен овладеть студент педагогического колледжа в ходе профессиональной подготовки?
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4 Назовите научные основы методики развития речи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5 Назовите смежные науки объектом, которых является речь, язык, речевая деятельность. Обоснуйте ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6 Заполните схему:
1.7 Продолжите определения:
Язык – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Речевой навык – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое умение – это __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
1.8 Объясните почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.9 Раскройте функции которые выполняет язык и речь.
Группы функции | Функциональные характеристики родного языка |
1.10 Как вы считаете, какова роль слуха и зрения в развитии речи детей?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.11 Заполните таблицу:
Этап | Характеристика |
Подготовительный (до1) | |
Преддошкольный (1 - 3) | |
Дошкольный (до 7) | |
Школьный (7-17) |
«Развитие речи детей в зарубежной педагогике».
«Развитие методики в России»
1.12 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу
Труды | Задачи по р/р, основные принципы, методы и приемы по р/р | |
Я.А. Коменский (__________г.г.) | ||
И.Г.Песталоцци (__________г.г.) | ||
Ф. Фребель (__________г.г.) | ||
М. Монтессори (__________г.г.) |
1.13 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу.
Труды | Задачи по р/р | Основные принципы | Методы и приемы по р/р | |
Л.Н. Толстой | ||||
К.Д. Ушинский | ||||
Е.Н. Водовозова | ||||
А.С. Симонович | ||||
Е.И. Тихеева | ||||
Е.А. Флерина |
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.
№ п/п | Вопросы по теме | Варианты ответов |
1. | Кто автор руководства по дошкольному воспитанию «Материнская школа или О заботливом отношении юношества в первые шесть лет» | · Я.А.Коменский · И.Г.Песталоцци · Ф.Фребель · М.Монтессори |
2. | В чем заключалось достоинство Метода Монтессори? | · в обогащении содержания жизни детей · в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе работы с искусственным дидактическим материалом · в обучении связной речи |
3. | В каком году, и под каким названием создал учебное заведение Фридрих Фребель? | · 1825г. «Детский дом» · 1840г. «Детский сад» · 1849г. «Дом ребенка» |
4. | Определите последовательность задач по обучению родному языку по И.Г.Песталоцци | · обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах · обучение звуку, или средству развития органов речи · обучение слову, или средству ознакомления с отдельным предметом |
Развитие методики в России.
№ п/п | Вопросы по теме | Варианты ответов |
1. | Отметьте годы жизни Е.И.Тихеевой | а) 1824 – 1870г.г. б)1840 – 1933г.г. в) 1869 – 1936г.г. г) 1867 – 1944г.г. |
2. | .Кто создал систему первоначального обучения отечественному языку, в который входили такие вопросы, как - роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности - цели преподавания, дидактические принципы - средства, методы и приемы обучения. | а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина |
3. | Кто автор программы наблюдений с методическими рекомендациями с искусственным дидактическим материалом? /по Фребелю/ | а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина д)Е.И.Конради е) А.С.Симанович ж) Е.И.Тихеева |
4. | Какую из работ написала А.С.Симанович? | а) Родное слово б) Детский мир в) О детском языке г) Развитие речи дошкольников |
6. | Кто был куратором дошкольного воспитания в Наркомпросе? | . а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина д)Е.И.Конради е) А.С.Симанович ж) Е.И.Тихеева з)Р.И.Жуковская |
6. | С чем был связан научный интерес Е.А.Флериной? | а) наблюдения детей в природе, за трудом взрослых, на строительстве, в быту и т.д. б) обучение детей диалогической речи в) развитие детского изобразительного творчества и развития речи г) изучение проблем ГСР, словаря, ЗКР |
7. | Кто из исследователей (Е.А.Флерина,М.М.Конина) работал над проблемой по ознакомлению детей с художественной литературой: о чтении, рассказыванию и заучиванию наизусть литературных произведений. | а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в) Е.И.Конради г) А.С.Симанович д) Е.И.Тихеева е)Р.И.Жуковская |
Задание: решите кроссворд:
По горизонтали:
1.К числу, каких задач относятся: исследование процессов овладения детьми родного языка, речью, речевым общением; изучение закономерностей обучения родной речи; определение принципов и методов обучения?
4.Положение материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Какая это основа?
5.Какую основу составляет учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющие механизмы формирования речи?
7.Какую основу составляет теория речи и речевой деятельности?
10.Наблюдение, беседа, изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент – какие это методы?
По вертикали:
2. Речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию – это речевой …
3.Способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков – это речевые …
6.Назовите методы, к которым относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование; анализ и обобщение материала.
8.Какие задачи определяются следующими вопросами: чему учить, как учить, почему так, а не иначе?
9.Учение о языке как знаковой системе – это … основа методики.
«Система работы по развитию речи в детском саду»
Темы:
«Цель и задачи развития речи»
«Методические принципы развития речи.
«Процесс формирования речи детей строится с учетом
общедидактических и методических принципов обучения»
«Программа развития речи»
«Средства развития речи»
«Методы и приемы развития речи»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Научные основы программы развития речи и ее структуру.
· Задачи развития речи дошкольников, лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование задач.
· Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам.
· Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.
· Методические принципы работы по развитию речи дошкольников.
· Методы и приемы развития речи детей в детском саду.
Литература основная:
1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. –С.-Петербург, 1996г.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». –М., 2006.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006.
4. Программа «Развитие» (основные положения)/ Науч.рук.Л.А.Венгер. –М.,1994.
5. Радуга. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Сост.Т.Н.Доронова. –М., 1993.
6. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 1984г.
7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.
Литература дополнительная:
1. Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского //Дошкольное воспитание. – 1979. - № 1.
2. Ушинский К.Д. Употребление «Родного слова» в начальных русских школах 60-х годов. Рецензии и другие отзывы на «Родное слово»// Собр.соч. – М.; Л., 1948. – Т.6. – с.346
«Цель и задачи развития речи».
2.1 Какова основная цель по развитию речи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2 Назовите задачи развития речи. Дайте краткую характеристику каждой задаче..
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Методические принципы развития речи.
Процесс формирования речи детей строится с учетом общедидактических и методических принципов обучения».
2.4 Что такое методические принципы? Назовите их и раскройте их содержание.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Программа развития речи».
2.5 Дайте определение программы развития речи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.6 Раскройте содержание программ.
«Программа воспитания и обучения в детском саду»________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Детство»____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Радуга»_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Развитие»____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Школа – 2100_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Средства развития речи».
2.7 Что является основным средством речевого развития ребенка? Почему?
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.8 Назовите виды деятельности, в которых осуществляется речевое общение детей дошкольного возраста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.9.Какие виды игровой деятельности используются для речевого развития? Коротко раскройте их основную цель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.10 Продолжите определение:
Обучение – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.11 Назовите основную форму организации обучения речи и языку. Почему именно эта форма обучения является основной формой обучения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2.12 Назовите виды занятий по развитию речи.
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.13 Какие требования предъявляются к проведению занятий по развитию речи:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________7.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________8.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Методы и приемы развития речи».
2.13 Заполните таблицу.
Методы | Содержание | |
Наглядные методы | ||
Словесные методы | ||
Практические методы | ||
2.14 Назовите приемы и раскройте их в таблице.
Группы приемов | Содержание | |
1. | ||
2. | ||
3. |
«Методика развития связной речи»
Темы:
«Понятие, задачи, значение, функции связной речи»
«Задачи и содержание обучения связной речи»
«Беседа как метод обучения диалогической речи»
«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания
по предметам и игрушкам, по картине.
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие связной речи, ее функции и формы, характеристику диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.
· Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного возраста.
· Задачи и содержание обучения детей связной речи.
· Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем возрасте и у детей дошкольного возраста.
· Воспитательно-образовательное значение беседы, виды, тематику и содержание бесед, структуру обобщающей беседы, приемы активизации мышления и речи в процессе беседы.
· Особенности восприятия и понимания картин, типы картин для детских садов, требования к картинам.
· Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек, требования к подбору предметов и игрушек.
Литература:
1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 1992г.
2. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию Д/в № 9, 1975г.
3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. Д/в № 9, 1981г.
4. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов. Д/в № 5, 1989г.
5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. –М., 1982г.
6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. –М., 1982г
7. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников.
8. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа. Д/в № 4, 1973г.
9. Люблинская А.А. Восприятие картинки //Очерки психического развития ребенка. –М., 1965г Развитие речи детей дошкольного возраста /Под.ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984г.
10. Лямина Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. –М., 1964г.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред.Ф.А.Сохина. – М., 1984г.
12. Ушакова О.С. Связная речь.// Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.
13. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Д/в № 12, 1987г.
14. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. –М., 1961г.
Литература дополнительная:
1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 1992г.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.
3. Короткова Э.П. Учим рассаматривать картины.. –М., 1982г
4. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987г.
5. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.
«Понятие, функции связной речи».
3.1 Продолжите определения:
Связная речь – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высказывание – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 Укажите в каких значениях употребляется термин «связная речь».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3 Укажите основные функции связной речи, в каких формах она существует.
1.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________2.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3.4 Назовите две формы коммуникативной функции. Дайте им краткую характеристику.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5 Раскройте взаимосвязь монологической и диалогической речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6 Заполните таблицу:
Вид речи | Характеристика |
Ситуативная речь | |
Контекстная речь |
3.7 Почему связная речь оказывает влияние на эстетическое воспитание? Приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Задачи и содержание обучения связной речи».
3.8 На что направлена работа по развитию диалогической речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.9 Раскройте группы диалогических умений.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.10.Отметьте основные признаки монологической речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.11.Какие умения необходимы для достижения связной речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.12.Заполните таблицу:
Тип речи | Функции связных высказываний | Структура связного высказывания | Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
«Беседа как метод обучения диалогической речи».
3.13 Продолжите определение:
Беседа – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.14 В чем состоит ценность беседы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.15.Что включает в себя содержание беседы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.16.Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы. Какие три типа бесед она выделила?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.17.Чем определяется тематика бесед?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».
«Рассказы по игрушкам».
3.18 Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.19 Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.20 Какие виды игрушек используют для обучения детей монологической речи?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.21 Какие виды занятий по игрушкам вы знаете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Рассказывание по картине».
3.22 Какие серии картин специально разработаны для формирования умений описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте краткое содержание этим картинам.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.23.Какие требования предъявляются при отборе картин?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.24.В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Назовите виды рассказов и дайте краткое содержание.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.25.Определите возрастную группу, составьте конспект занятия исходя из программных задач
Конспект занятия для_________ группы по развитию речи
Тема: Рассматривание картины «кошка с котятами»
Программное содержание:
1.Закрепить знание детей о домашних животных /кошка/. Учить отличать по характерным особенностям /усы, хвост, уши/.
2.Обогащать представление детей о поведении, питании кошки и котят.
3.Закреплять четкое произношение звука К /кошка, котята, котенок, клубок, молоко, лакает, корзина/.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к животным.
5.Учить использовать в речи предлоги «на», «под».
Материал к занятию:
Ход занятия:
________________________________________________________________________________________________________________