Теоретические положения. Определение оптимальной прибыли организации целесооб­разно рассматривать в условиях монополистической конкуренции

Определение оптимальной прибыли организации целесооб­разно рассматривать в условиях монополистической конкуренции, т.к. она в большей степени отвечает требованиям потребительского рынка. А именно, включает в себя относительно большое число фирм, которые участвуют в реализации дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Кроме того, лёгкость вхождения в отрасль способствует появлению конку­ренции со стороны новых фирм.

При анализе экономической эффективности организации ис­пользовался предельный подход, представляющий собой сопоставление предельных издержек с предельным доходом. В случае равенства предель­ных издержек обращения и предельного дохода организация будет иметь максимально возможную прибыль.

Предельные издержки характеризуют приращение совокупных издер­жек, вызванное бесконечно малым увеличением объёма продаж и вычисля­ются следующим образом:

МСобр = DUобр / DQ (1)

где МСобр – предельные издержки;

DUобр – приращение совокупных издержек;

DQ – приращение объёма реализации.

Как известно, совокупный доход организации равен произве­дению разности между продажной и покупной ценами (торговая надбавка) на количество проданного товара. Поэтому предельный доход (МD) будет вычисляться как прирост совокупного дохода при изменении объёма продаж на единицу товара:

МD = DD/ DQ (2)

где DD – прирост дохода; D = Т * Q – совокупный доход от реализации.

Средние издержки представляют собой отношение издержек обращения к объёму реализации:

__

Uобр = Uобр / Q, (3)

Связь цены продажи с объёмом реализации (при остальных равных условиях) зависит от рыночной конъюнктуры.

В упрощённом виде для организации цену продажи можно записать как:

Спр = Спр.о + КQ, (4)

где Спр.о – начальная цена продаж;

Спр – текущее значение продажной цены;

К = (Спр.1 - Спр.2) / (Q1 - Q2) – ценовая эластичность спроса.

Значительное место в устойчивой деятельности организации на потребительском рынке занимает экономическая эффективность (рента­бельность), которая зависит от многих факторов, в том числе от процесса ценообразования объёма реализации и издержкоёмкости. Процесс ценооб­разования в организации предусматривает систему дифференци­альных уровней надбавок на реализуемые товары, а также их опе­ративную корректировку в зависимости от условий потребительского рынка. При этом предприятие обладает определёнными границами их формирования. С одной стороны цена ресурса, с другой - спрос потребителей. Это позволяет в рамках диапазона надбавки формировать более высокий размер прибыли, и тем самым обеспечивать более устойчивое положение организации на потребительском рынке. Так как зона прибыльности характеризуется переменными значе­ниями рентабельности, то необходимо обеспечить такой объём реализации, при котором, при существующих затратах, она была бы близка к макси­мальной. Рентабельность продаж торговой организации (Р) можно вычис­лить по следующей формуле:

Р = (1 - 1 / Ку) * 100%, (5)

где Ку = Спр /Спр.н – коэффициент экономической устойчивости торговой организации;

Спр – продажная цена;

Спр.н – продажная цена при нормальной прибыли (Спр.н = Спок + Uобр);

Спок – цена, по которой приобретался товар у поставщика.

Каждая торговая организация будет максимизировать свою прибыль, реализуя такой объём товаров, который позволил бы учесть спрос потреби­телей и свои затраты. На рис. 6.1. показан график оптимизации параметров коммерческой деятельности в случае линейного изменения издержек об­ращения.

               
   
 
     
     
 
 
 


С пр. опт А

спрос обр

обр. опт. С

В МCобр

MD

Qmin Qопт Qmax


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: