Определение оптимальной прибыли организации целесообразно рассматривать в условиях монополистической конкуренции, т.к. она в большей степени отвечает требованиям потребительского рынка. А именно, включает в себя относительно большое число фирм, которые участвуют в реализации дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Кроме того, лёгкость вхождения в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
При анализе экономической эффективности организации использовался предельный подход, представляющий собой сопоставление предельных издержек с предельным доходом. В случае равенства предельных издержек обращения и предельного дохода организация будет иметь максимально возможную прибыль.
Предельные издержки характеризуют приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением объёма продаж и вычисляются следующим образом:
МСобр = DUобр / DQ (1)
|
|
где МСобр – предельные издержки;
DUобр – приращение совокупных издержек;
DQ – приращение объёма реализации.
Как известно, совокупный доход организации равен произведению разности между продажной и покупной ценами (торговая надбавка) на количество проданного товара. Поэтому предельный доход (МD) будет вычисляться как прирост совокупного дохода при изменении объёма продаж на единицу товара:
МD = DD/ DQ (2)
где DD – прирост дохода; D = Т * Q – совокупный доход от реализации.
Средние издержки представляют собой отношение издержек обращения к объёму реализации:
__
Uобр = Uобр / Q, (3)
Связь цены продажи с объёмом реализации (при остальных равных условиях) зависит от рыночной конъюнктуры.
В упрощённом виде для организации цену продажи можно записать как:
Спр = Спр.о + КQ, (4)
где Спр.о – начальная цена продаж;
Спр – текущее значение продажной цены;
К = (Спр.1 - Спр.2) / (Q1 - Q2) – ценовая эластичность спроса.
Значительное место в устойчивой деятельности организации на потребительском рынке занимает экономическая эффективность (рентабельность), которая зависит от многих факторов, в том числе от процесса ценообразования объёма реализации и издержкоёмкости. Процесс ценообразования в организации предусматривает систему дифференциальных уровней надбавок на реализуемые товары, а также их оперативную корректировку в зависимости от условий потребительского рынка. При этом предприятие обладает определёнными границами их формирования. С одной стороны цена ресурса, с другой - спрос потребителей. Это позволяет в рамках диапазона надбавки формировать более высокий размер прибыли, и тем самым обеспечивать более устойчивое положение организации на потребительском рынке. Так как зона прибыльности характеризуется переменными значениями рентабельности, то необходимо обеспечить такой объём реализации, при котором, при существующих затратах, она была бы близка к максимальной. Рентабельность продаж торговой организации (Р) можно вычислить по следующей формуле:
|
|
Р = (1 - 1 / Ку) * 100%, (5)
где Ку = Спр /Спр.н – коэффициент экономической устойчивости торговой организации;
Спр – продажная цена;
Спр.н – продажная цена при нормальной прибыли (Спр.н = Спок + Uобр);
Спок – цена, по которой приобретался товар у поставщика.
Каждая торговая организация будет максимизировать свою прибыль, реализуя такой объём товаров, который позволил бы учесть спрос потребителей и свои затраты. На рис. 6.1. показан график оптимизации параметров коммерческой деятельности в случае линейного изменения издержек обращения.
С пр. опт А
спрос обр
обр. опт. С
В МCобр
MD
Qmin Qопт Qmax