Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рисунок 4.9).
Рисунок – 4.9. Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке продукции, то баланс продукции будет иметь следующий вид:
Отсюда
.
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то баланс продукции можно записать таким образом:
Отсюда
,
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ВП – стоимость выпуска продукции в отчетном периоде;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
|
|
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность организации трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
;
,
где ЧР – среднесписочная численность работников организации;
ГВ –среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;
2) обеспеченность организации основными средствами производства и эффективность их использования:
где ОС – среднегодовая сумма основных средств;
ФО – фондоотдача основных средств;
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
где МЗ – сумма потребленных материальных запасов для производства продукции;
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
|
|
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рисунке 4.10.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
где РВПкр, РВПфрв, РВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
РКР – резерв увеличения количества рабочих мест;
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине организации;
РЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
Рисунок – 4.10. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК) времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (PЧB) рассчитываются по формуле:
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i -го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
в) планируемое сокращение нормы расхода j -го ресурса на единицу i -го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i -го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах организации и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.