Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:
- назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;
- надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);
- технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость);
- эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;
- безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;
- эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;
- экологичности и т.д.
|
|
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и рекламированной продукции, потери от брака и др.
Задачами анализа качества произведенной продукции являются:
- выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции;
- изучение динамики показателей качества;
- изучение причин изменения показателей качества;
- влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Его сущность состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравненияфактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
1) отношением количества продукции первого сорта к общему количеству;
2) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.
Влияние изменения качества продукции на стоимостные показатели работы организации рассчитывается следующим образом (формула 4.19):
(4.19)
где К1 – объем реализации продукции повышенного качества;
Ц1 и Ц0 – цена изделия соответственно после и до изменения качества;
С1 и С0 – себестоимость единицы продукции соответственно после и до повышения качества.
|
|
Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на нее. При реализации продукции повышенного качества, как правило, возрастает ее себестоимость за счет применения более качественных дорогостоящих материалов и сырья, закупки нового современного оборудования, инструментов, установления более высокой оплаты труда за производство продукции повышенного качества, увеличения косвенных расходов (например, в результате разработки и внедрения технико-экономических мероприятий по повышению качества продукции). Поэтому высокие цены за продукцию повышенного качества зачастую бывают обоснованными.
Различают следующие виды качества:
- высокое – товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая;
- конкурентоспособное – товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя;
- низкое – товар уступает по качественным характеристикам аналогов, цена низкая;
- неконкурентоспособное – качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар с производства.
Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют организацию изменять подход к проблеме качества. В настоящее время уже недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия – от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.
Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества».
«Петля качества» – это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на разных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности организации, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:
- маркетинг, поиск и изучение рынка;
- проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;
- материально-техническое обеспечение;
- подготовку и разработку производственных процессов;
- производство;
- контроль и испытание;
- упаковку и хранение;
- реализацию и распространение продукции;
- монтаж и эксплуатацию;
- помощь и обслуживание;
- утилизацию после использования изделия.
Система качества призвана обеспечивать управление им на всех стадиях «петли качества», участие всего коллектива работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов в устранении вызвавших их причин
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств организации. За невыполненные поставки продукции организация платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
|
|
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят коэффициент ритмичности коэффициент вариации.
Коэффициент ритмичности (). определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня и рассчитывается по формуле 4.20:
(4.20)
где – плановый выпуск продукции за i-е периоды (по группам продукции), руб.;
– недовыполнение плана по выпуску продукции за i-е периоды (по группам продукции), руб.
При оценке ритмичности целесообразно учитывать как отрицательные, так и положительные отклонения от плана. Для этого определяются числа аритмичности (в долях единицы) путём суммирования положительных и отрицательных отклонений от планового выпуска продукции по месяцам.
Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску и рассчитывается по формуле 4.21:
(4.21)
где – фактический выпуск продукции, руб.;
– плановый выпуск продукции, руб.;
– среднесуточный плановый выпуск, руб.;
n – число суммируемых плановых заданий.
Например, значение коэффициента 0,09 означает, что суточный выпуск продукции отклоняется от графика на 10,0%.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине организации, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности организации по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
|
|
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.