double arrow

Анализ себестоимости продукции


Задачи, направления и информационное обеспечение анализа расходов на производство и продажу продукции.

Тема 7. Анализ и управление затратами и себестоимостью

Одна из основных целей предприятия, ведущего свою экономическую деятельность в рыночных условиях, – получение максимально возможной прибыли. Возможности достижения этой цели ограничены затратами производства и реализации, а также рыночным спросом на продукцию предприятия. Затраты, таким образом являются фактором, определяющим величину предложения и размера прибыли. Следовательно, принятие управленческих решений не возможно без анализа текущих затрат.

Основными задачами такого анализа являются:

1. Проверка выполнения сметы издержек обращения.

2. Изучение динамики затрат в целом и по статьям в соответствии с динамикой объема производства или реализации.

3. Изучение структурных сдвигов в составе затрат.

4. Выявление суммы относительной экономии или перерасхода.

5. Определение размера влияния факторов на сумму и уровень затрат.

6. Выявление резервов снижения затрат.

Источниками информации при анализе затрат является: форма №5 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности (раздел 6); форма №2; годовой отчет формы № 5-з (статистическая) "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции"; данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера, первичные документы; плановые (сметные) данные о затратах.




Себестоимость продукции – текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

В торговле – издержки обращения, в производстве – себестоимость продукции.

Во многом именно себестоимость определяет финансовые результаты деятельности предприятия.

Анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:

1. анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

2. анализ себестоимости единицы продукции;

3. анализ структуры затрат, ее динамики;

4. анализ себестоимости продукции по статьям;

5. факторный анализ себестоимости;

6. выявление резервов снижения себестоимости.

Основными источниками информации являются6

- форма №5-З «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции »

- синтетические и аналитические счета, отражающие элементы материальных, трудовых и денежных средств;

- ведомости, журналы-ордера, в необходимых случаях первичные документы, отражаются данные о затратах на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции по элементам складывается их следующих затрат:



1. материальные затраты:

- стоимость сырья и материалов;

- покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов;

- стоимость топлива и энергию

2. затраты на оплату труда

3. отчисления на социальные нужды

4. амортизация основных средств

5. прочие расходы:

- платежи по обязательному страхованию;

- арендная плата;

- другие расходы.

Группировка затрат по статьям несколько отличается от группировки по элементам.

Исчисление себестоимости продукции и учет затрат по ее конкретным видам ведется по статьям калькуляции.

К основным статьям калькуляции относятся:

- сырье и материалы;

- покупные изделия и полуфабрикаты;

- топливо и энергия;

- основные и дополнительные заработные платы производственных рабочих;

- отчисления на медицинское и социальное страхование;

- расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудование;

- потери от брака;

- прочие производственные расходы.

Структурный анализ себестоимости означает определение доли каждого элемента затрат к себестоимости и выявление абсолютных и относительных отклонений от плана с последующим изучением причин этих отклонений.

Относительные отклонения фактической структуры затрат от плановой связанны с использованием основных производственных средств, материалов и трудовых ресурсов. Поэтому следующим этапом анализа является всесторонняя оценка использования отдельных видов ресурсов



Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за:

- объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ);

- ее структуры (Удi)- уд.вес i-ого вида продукции в общем выпуске;

- уровня переменных затрат на единицу продукции (bi);

- суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):

Зобщ = ∑ (VВПобщ* Удi* bi) + А

В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.

В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:

∆Зц = ∑(∆Цi*Piф)

Следующий этап анализа— изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.

Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию. Взаи­мосвязь перечисленных факторов показана на рис. 1

Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит следующим образом:

Зобщ ∑_(VВПобщ * Удi * bi) + А

УЗ = ВП = ∑ (VВПобщ * Удi * Цi)

Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки.

После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на выручку за фактический объем реализации продукции по плановым ценам.

∆Пxi = ∆УЗxi*∑ (VРПiф * Цiпл)

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Снижение затрат на 1 руб. объема продукции характе­ризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании матери­альных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и ис­пользованию внутренних резервов.

Основными источниками резервов снижения себестоимости к промышленной продукции (Р↓С)являются:

1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП);

2) сокращение затрат на ее производство (Р↓З)за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудо­вания, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Величина резервов может быть определена по формуле

Зф - Р↓З + Зд__ _ Зф

Р↓С = Св – Сф = VВПф + Р↑VВП VВПф

Где Св, Сф - соответственно возможный и фактический уро­вень себестоимости изделия;

Зд - дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.

Резервы увеличения производства продукциивыявляются в процессе анализа выполнения производственной программы.При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается се­бестоимость изделий.

Резервы сокращения затратустанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Дополнительные затраты на освоение резервов уве­личения производства продукцииподсчитываются отдель­но по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополни­тельный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорци­онально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на фактический уровень удельных перемен­ных затрат:

Зд = Р↑VВП i * biф







Сейчас читают про: