Допускает ли индивидуальный стиль оздоровительной деятельности использование традиционных средств оздоровления (физических упражнений, рационального питания, закаливания и т.д.)?

- нет, индивидуальный стиль предполагает использование совершенно других средств; (0)

- допускает, но в этом случае традиционные средства используются с учетом индивидуальных особенностей человека; (1)

- стиль оздоровительной деятельности может считаться индивидуальным, если к традиционным средствам добавляются новые (0)

(максимально возможное количество баллов – 50)

28. Уровень саморазвития культуры здоровья в целом _____ баллов, _____ %, ___________ уровень;

Подготовьте заключение и рекомендации по результатам индивидуального исследования.

Лабораторное занятие № 3

Тема занятия: разработка функциональной карты формирования компетенции, связанной с культурой здорового и безопасного образа жизни учащегося

Цель занятия: освоить методику разработки функциональной карты компетенции на примере конкретного образовательного учреждения

Приборы и оборудование: программно-аппаратный комплекс «Атоматизированное рабочее место специалиста по оздоровительной работе»

Всякое образование в конечном итоге должно приводить к формированию у человека каких-то новообразований в виде ценностных ориентаций, знаний, интеллектуальных и практических умений, т.е. к изменению определенных составляющих его психики и ее структур. Поэтому всякое образование (осознанно или нет) базируется на том или ином понимании психики человека. Для деятельностного подхода характерно особое понимание природы человеческой психики, источников и механизмов ее развития, а также соотношения между образованием и развитием человека. Все это имеет принципиальное значение для научно обоснованного определения целей высшего образования.

С позиций деятельностного подхода, психика человека является социокультурным и семиотическим образованием, развиваю­щимся в ситуациях общения и деятельности. Развитие психики осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов деятельности. Источником развития психики служит культура. Культура – это идеальное представительство реальных способностей людей, опредмеченнных в знаково-символической форме. Присвоение новыми поколениями продуктов культуры (эталонов умений как идеальных форм вещей) служит основой исторического наследования людьми реальных умений и способностей, наработанных человечеством. Движущая сила психического развития человека — его деятельность. Культура как источник психического развития выступает в этой своей функции только тогда, когда индивид выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в вещественной и знаково-символической формах.

Такое понимание психики принципиально отличается от ее естественнонаучного понима­ния, поэтому его называют неклассическим. Основы неклассической психологии были заложены в культурно-исторической теории Л.С. Выготского и развиты в трудах его учеников и последователей. Сегодня деятельностное понимание психики получает все большее признание в мире.

Для деятельностного подхода к образованию характерно также особое понимание соотношения между образованием и развитием человека. Существуют известные теории, в которых развитие и образование понимаются как разные процессы, и естественное развитие психики рассматривается условием образования. Существуют также теории, в которых образование и развитие отождествляются, т.е. получение образования трактуется как процесс развития. С позиций деятельностного подхода образование и развитие это не одно и тоже, но это и не два разных процесса. Образование и развитие соотносятся как форма и содержание единого процесса. Если рассматривать образование и развитие как разные процессы, тогда цели образования не могут формулироваться в терминах развития чего-либо. Если отождествлять образование и развитие, то тогда всякий результат образования (даже заучивание текстов) может интерпретироваться как развитие. Различение образования и развития как формы и содержания ставит вопрос о том, при какой форме возможно развитие тех качеств, которые хотят получить на выходе образовательного процесса? Цель и форма образования должны быть взаимосогласованы. Например, если целью ставится развитие мышления студентов, то при образовании, осуществляемом в лекционной форме, достижение такой цели не может обеспечиваться.

Главное, что должно обеспечивать образование – это развитие личности человека. Сегодня модно говорить о "личностно-ориентированном образовании". Но в психологии существует не один десяток теорий личности и каждая из них может лежать в основе соответствующей модели образования. В логической структуре деятельностного подхода различаются понятия человека как личности, субъекта и индивида. Личность есть индивид, но не всякий индивид личность. Точно также, личность есть субъект, но не всякий субъект реализует себя как личность. Личность – это особое системное качество человека. Этим качеством обладает только тот, кто реализует себя как субъект творческой деятельности. То есть тот, кто изменяет окружающий его мир, внося в него продукты своего творчества, и в этом процессе развивает, творит самого себя. Нет творчества – нет и личности. Есть индивид, отличающийся от других индивидов совокупностью своих качеств, но вся эта совокупность характеризует его индивидуальность, а не личность. Конечно, результатом образования может быть не только развитие личности, но если личность в нем не развивается, образование не может считаться полноценным, так как не выполняет своего основного назначения. Личность, способная к творческому выполнению своей профессиональной деятельности, становится все более востребованной на рынке труда и эта тенденция будет усиливаться. Исходя из этого, главная цель образования состоит в том, чтобы развить у студентов качества творческих субъектов деятельности. В содержании компетенций, которые являются конкретизацией общей цели образования, это должно найти отражение. Состав компетенций должен представлять собой не набор частных умений и навыков, а быть целостным единством, обеспечивающим выпускнику вуза способность творчески включиться в трудовую деятельность в качестве ее субъекта.

Быть субъектом деятельности – значит определять ее строение, т.е. строить ее в имеющихся условиях. Структура всякой деятельности включает следующие компоненты: потребности, мотивы, задачи, цели, действия, условия, операции (А.Н.Леонтьев).

Человек осуществляет деятельность потому, что посредством этого он удовлетворяет ту или иную потребность. Потребность – это состояние испытываемой субъектом нужды в чем-то, недостатка чего-то. Потребность может существовать в двух формах – неопредмеченной (нужды в чем-то) и опредмеченной (направленной на определенный предмет). Опредмеченная потребность, т.е. потребность, имеющая предметное определение, является мотивом. Отдельные деятельности могут различаться по множеству признаков: по форме, по способам осуществления, и др. Но главное их отличие состоит в их предмете, т.е. в предмете потребности или иначе – мотиве.

Всякая деятельность реализуется через действия. Они – основные образующие всякой деятельности. Действие – это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в сознании субъекта в форме цели. Действия различаются прежде всего своими целями. Если деятельность направлена на мотив, то действие – на цель. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Например, ведение дискуссии, передача сообщения, перемещение из одного пункта в другой могут реализоваться в разных видах деятельности. Развернутая деятельность осуществляется как сложная структура действий, она предполагает выполнение множества связанных между собой действий, а значит и достижение множества целей.

Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия называют операциями. Выбор операции определяется существующими условиями. При изменении условий цель остается, но способы ее достижения меняются. Цель в единстве с условиями ее достижения образуют задачу. Разным условиям будут соответствовать разные по сложности задачи.

Чтобы дать деятельностное определение понятия компетенции, его нужно включить в логическую структуру понятийного аппарата деятельностного подхода.

Иметь компетенцию – значит обладать всем, что необходимо для успешного решения каких-то задач. Иметь знания и какие-то умения – еще не значит быть компетентным. Знать технику плавания – не значит уметь плавать. Владеть методами измерения и математическими методами анализа их результатов – не значит уметь вести экспериментальные исследования. С представленных выше теоретико-методологических позиций компетенция будет в дальнейшем пониматься как функциональная система психики, обеспечивающая человеку способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Компетенция – это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий. Сформировать компетенцию – значит сформироватьсоответствующую функциональную систему психики как целостное, интегративное образование. Именно этого и не обеспечивают традиционные системы высшего образования. Составляющие способа решения деятельностных задач формируются в них разрозненно и не синтезируются в целостный способ деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: