Компоненты компетенций

Решение всякой задачи предполагает наличие у субъекта каких-то необходимых для этого знаний, а также выполнение определенных действий. Эти действия делятся на две группы: ориентировочные и исполнительские. Благодаря выполнению действий первого вида выявляется потребность в решении задач, ставятся цели, планируется их достижение, подбираются методы выполнения исполнительских действий, оцениваются их результаты. Действия второго вида – это собственно исполнительские, практические действия, в результате выполнения которых достигаются поставленные цели. Например, в теории учебной деятельности задается общая структура действий, которые должны выполняться при решении учебных задач. Действия постановки учебной задачи, контроля хода ее решения, оценки результата решения – это ориентировочные действия. Действия моделирования и работы с моделью – исполнительские.

Исполнительские действия могут осуществляться разными методами. Например, сбор информации о каком-то объекте может выполняться посредством наблюдения, изучения документации, применения опросников и др. Действие в единстве со способом образуют операцию.

Наличие у субъекта знаний, средств выполнения ориентировочных и исполнительских действий еще не гарантирует, что он сможет применить их для решения соответствующих задач. Все компоненты способа решения задачи должны быть синтезированы в целостную функциональную систему. Такое синтезирование происходит только в деятельности. Человек может прекрасно знать устройство автомобиля, правила дорожного движения, способы управления автомобилем, но пока он не накопит необходимый опыт, все компоненты способа вождения не будут находиться в гармонии и обеспечивать компетенцию высокого уровня. Также и умственные действия. Они формируются только в процессе их выполнения.

Исходя из представленных выше соображений, в дальнейшем в содержании каждой компетенции будут выделяться четыре компонента: знаниевый, ориентировочный, операциональный и опыт.

Когнитивный компонент компетенции включает в себя комплекс знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач.

О риентировочный компонент включает в себя способы постановки, планирования решения этого типа задач и оценки результатов решения.

В о перациональный компонент входят методы выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа.

Опыт – это компонент компетенции, благодаря которому другие ее компоненты оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: