Занятие № 5. Тема занятия:Анкетный тест изучения патологии у школьников на основе общего субъективного состояния

Тема занятия: Анкетный тест изучения патологии у школьников на основе общего субъективного состояния.

Цель занятия: Освоение методики изучения патологии у школьников на основе общего субъективного состояния

Приборы и оборудование: опросник

Ход занятия:

Для определения этого показателя используется "Анкетный тест". В предлагаемой (родителям или учащимся) анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные "ключевые" жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, при заболевании носоглотки и аллергических состояниях. Целенаправленный отбор таких детей при массовых осмотрах в школах имеет особое значе­ние, так как отсутствие данной информавди о патологиях ребенка часто приводит к несвоевременному назначению лечебных мероприятий и значительно снижает их эффективность.

При обследовании учащихся 1-5 классов эту анкету должны заполнять родители. При обследовании школьников 6-11 классов - вполне могут справиться сами учащиеся.

Вопросы 1 - 9 направлены на выявление возможной патологии нервной системы (неврологические и вегетативные расстройства). 10 - 11 - возможных заболеваний сердечно-сосудистой системы, 12 - 14 - носоглотки, 15 – 20 - органов пищеварения, 21 – 22 – почек, 23 - 25 - аллергии.

  Вопросы: Бывают ли... Ответ
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Головные боли беспричинные (при волнении, после физической нагрузки, после посещения школы). Слезливость, частые колебания настроения, страхи Слезливость, утомляемость после занятий (в школе, дома). Нарушения сна (долгое незасыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела. Обмороки. Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте). Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает, заикается).  
  10. Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои в деятельности сердца Повышение артериального давления.  
  12. 13. 14. Часто насморк (4 и более раз в году). Часто кашель (4 и более раз в году). Часто потеря голоса (4 и более раз в году).  
  15. 16. 17. 18. 19. 20. Боли в животе. Боли в животе после приема пиши. Боли в животе до еды. Тошнота, отрыжка, изжога. Нарушение стула (запоры, поносы). Заболевание желудка, печени, кишечника.  
    Боли в пояснице. Боли при мочеиспускании.  
    Реакция на какую-то пишу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки, затрудненность дыхания, сыпь) Реакция на прививки (сыпь, отеки., затрудненное дыхание). Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема  

Результаты анкетного опроса обобщаются медицинской сестрой школы. При обобщении результатов медицинская сестра подчеркивает (обводит кружком) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого врач школы (поликлиники) оценивает результаты опроса и дает предварительное заключение по его итогам. На основании этого заключения отбираются дети, нуждающиеся в обследовании, и после осмотра решает вопрос о необходимости дополнительных исследований и консультации специалистов (невропатолога, отоларинголога, ревматолога, гастроэнтеролога, нефролога, аллерголога). В машинном варианте обработку анкет осуществляет ЭВМ.

Оценка анкетного теста:

Вопросы 1-9. При положительном ответе на вопросы 1,3,5 - раздельно или в сочетании (например: 1и 2;2иЗ;3 и5и т.д.) рекомендуется наблюдение врачом учреждения. При положительном ответе на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9 раздельно или в сочетании (например: 1и2;2и6;3и7и т.д.), а также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела (в любом сочетании) рекомендуется консультация невропатолога обязательна.

Вопросы 10-11: При положительном ответе на каждый или оба вопроса рекомендуется обследование врачом учреждения, или по показаниям - консультация ревматолога.

Вопросы 12-14: При положительном ответе на каждый или несколько вопросов данного раздела рекомендуется консультация отоларинголога.

Вопросы 15-20: при положительном ответе на один из вопросов 15-20 рекомендуется обследование врачом учреждения. При положительном ответе на один из вопросов 16-19, а также на два и более вопросов данного раздела (в любом сочетании) рекомендуется обследование врачом учреждения с дополнительными специальными, исследованиями по показаниям (консультация гастроэнтеролога).

Вопросы 21-22: При положительном ответе на один или оба вопроса рекомендуется обследование врачом учреждения, по показаниям дополнительные исследования и консультации нефролога.

Вопросы 23-25. При положительном ответе на один или три вопроса рекомендуется обследование врача учреждения, по показаниям - консультация аллерголога.

Подготовьте заключение и рекомендации по результатам исследования.

Лабораторное занятие № 6

Тема занятия: связанная со здоровьем экспертиза различных сторон учебно-воспитательного процесса: экспертиза школы.

Цель занятия: освоить методику комплексной экспертизы образовательного учреждения по методике В.Н. Касаткина

Приборы и оборудование: анкета для образовательных учреждений В.Н. Касаткина

Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться значительную долю времени ребенок в возрасте от 3-7 до 17-18 лет. Не случайно, поэтому, среди факторов риска, формирующих пред- и патологические состояния у детей и подростков, важное место занимают различные стороны учебно-воспитательного процесса.

Традиционная система обучения, как правило, отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся [Баевский Р.М., 1975; Апанасенко Г.Л., 1992; Антропова М.В., 1993, 1995 и др.]. Перенапряжение функциональных систем [Нормализация.., 1988], десинхроноз [Куинджи Н.Н., 1989], снижение умственной и мышечной работоспособности [Антропова М.В., 1968; Нормализация.., 1988], выраженное утомление [Бородкина Г.В., 1992], нарушение кровообращения [Безруких М.М., 1989; Бородкина Г.В., 1992] – вот тот далеко не полный перечень «побочных» результатов, который характерен для стандартно-нормативной образовательной парадигмы. Нет полной ясности и с образовательными учреждениями нового типа [Антропова М.В., 1996; Яцышена Т.Л., 1998; Беляшина Н.А., 1999; В.М. Чимаров, 2000; Фуфаева О.А., 2000].

Все это говорит о необходимости связанной со здоровьем экспертизы различных сторон учебно-воспитательного процесса. Исходя из его логики, можно выделить, как минимум, четыре уровня такой экспертизы: экспертиза школы, учебного расписания, образовательной технологии и урока [В.А. Вишневский, 2003], (схема 4).

                 
   
ЭКСПЕРТИЗА ШКОЛЫ: 1.Экспертиза школы по В.Н. Касаткину (с учетом факторного веса показателей): материально-технические условия школы; кадровое обеспечение школы; медицинское обслуживание в школе; двигательная активность детей; организация питания в школе; политика содействия здоровью в школе; обучение здоровью в школе; превентивные меры в школе; сотрудники школы; взаимоотношения школы с родителями; внешние связи школы; 2. Оценка связанного со здоровьем поведения школьников в рамках международного проекта HBSC
 
ЭКСПЕРТИЗА ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ: 1.Оценка качества расписания с учетом трудности учебных предметов по таблице И.Г. Сивкова 2. Субъективная оценка трудности предметов учащимися 2.Оценка качества расписания с учетом соотношения «цена»- качество обучения: УФН + УПН «Цена»-качество = ---------------- КО УФН – уровень физиологического напряжения УПН – уровень психоэмоционального напряжения КО – качество обучения
 
 
 
   
ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: - самооценка и экспертное заключение степени выполнения требований к сберегающим здоровье функциям образовательной технологии; - «цена» обучения по новой технологии в сравнении с традиционной
 
ЭКСПЕРТИЗА ШКОЛЬНОГО УРОКА: - самооценка и экспертное заключение степени выполнения требований к сберегающим здоровье функциям урока; - «цена» обучения на уроке



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: