Экономические воззрения периода средневековья

Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, софистические рассуждения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расширения масштабов товарности экономики, осуждение либо неявное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.

Экономическая мысль средневековья опирается на труды античных авторов, в первую очередь - Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Влияние Аристотеля прослеживается в экономических взглядах самых известных авторов философских трудов западноевропейского и арабского средневековья.

Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма.

Источниками экономической мысли в период средневековья в арабских странах были Коран (между 650-655 была составлена редакция Корана, признанная канонической) и Хадис (конец VII–начало VIII вв.). Коран включает собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине (положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву). Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану, одним из пяти “столпов веры”, то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог “закат”), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (“саадака”). Хадис представляет священные тексты (предание о поступках и изречениях Мухаммеда), не вошедшие в Коран.

Экономические идеи арабов раннего феодального государства отражал Коран (7-8 вв.), в котором указывалось божественное происхождение социального и имущественного неравенства в обществе. Основное требование - повиновение обладателям власти. Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун, который жил и творил в северо-африканских странах Магриба.

Ибн-Хальдун (1332-1406) - арабский историк, философ, государственный деятель, последователь Ибн-Рушда. Его основной труд носит название “Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле”. В этом сочинении он изложил свои взгляды на развитие общества, историю народов мусульманского Востока (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой). Выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду; борьбе с расточительством и жадностью; пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Ибн-Хальдун не отвергает богоугодности торговли и основные принципы Корана. В его «теории общего прогресса» переход от примитивности и цивилизованности обусловлен добавлением к земледелию и скотоводству, ремесла и торговли. Мыслитель помечает, что чем ниже налоги, тем больше расцвет города.

К этому же здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившейся в начале VII в. новой религиозной идеологии — ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем исламa, некий пророк Мухаммед — несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки. Порицая скупость и жадность, Мухамедд утверждает принципы неприкосновенности частной собственности и осуждает расточительство. Коран требует строго соблюдения мер и весов. Разрешение торговли приписывается самому Аллаху. В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимущество одних людей перед другими». Ее основным достижением является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ, предупреждает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводительстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.

Ибн-Хальдун, как образец арабской средневековой мысли, показал понимание того, что обеспечение граждан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимости», зависит прежде всего от степени населенности города, символизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишенное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря участию в земледелии, в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) — будут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат малочисленности проживающего в нем населения обусловливает недостаток и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанавливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рыках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом. Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда человека», во-вторых, «его мест среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем (труде).

Аврелий Августин (354-430), христианский богослов, чьи главные труды и идеи соответствуют взглядам ранней канонической школы (“О граде Божием”, “Исповедь”). Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: “град Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” - духовная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до презрения к себе”.

Экономические воззрения Августина: а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как все виды труда равноценны; б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский (Аквинат)(1225-1274) - итальянский епископ, христианский богослов и философ, монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Будучи членом доминиканского ордена и учеником Альберта Великого (1206-1280), св. Фома преподавал во многих центрах образования, включая Париж, Кёльн, Рим, Неаполь. В своих изысканиях он использовал огромное количество источников, начиная от христианской традиции (основанной на св. Писании, отцах Церкви и римских авторах) и кончая греческой философией, включая систему "заново открытого" Аристотеля. Работы св. Фомы посвящены самым разным темам, и среди них есть даже комментарии к "Политике" и "Этике" Аристотеля. Наиболее знаменитым среди его произведений является “Сумма теологии”, написанная в 1265-1273 гг.

Экономические взгляды Фомы Аквинского содержатся во второй части "Суммы теологии", которые являлись для автора составной частью моральной философии и были изложены ради установления норм поведения людей. Деньги не могут порождать деньги; богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото, серебро); признание необходимости частной собственности и сословного деления общества. Справедливой ценой считалась цена, которая сообразна издержкам, а также цена, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию. Догмы Ф. Аквинского являются характерными для поздней канонической школы.

В период расцвета средневековой схоластики, доминирующей стала позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225-1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, такие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только в монастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство человека. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных законов в определенной исторической ситуации. В отношении этих законов действует строгая нормативная установка – требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый»– справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т. д. – является центральным для средневековых экономических воззрений. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).

Средневековая мысль не являлась однородной. Несмотря на необходимость ссылаться на общий источник – Священное писание, в богословии существовали различные школы и направления, между которыми часто возникали дискуссии. Остановимся на авторе, который являлся одним из самых влиятельных мыслителей этой эпохи, - Фоме Аквинском и на примере его воззрений проиллюстрируем особенности средневековой экономической мысли.

1. Богатство. По мнению Фомы Аквинского, богатство не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос – как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значимы для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного.

Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а следовательно, несправедливостью.

2. Частная собственность. С точки зрения Фомы Аквинского, человек имеет право на владение теми вещами, в которые он вложил часть своей души. Это право творца на свое творение. В первую очередь речь идет о результатах труда человека, о тех вещах, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков.

Необходимость частной собственности Фома Аквинский объясняет и греховностью человеческой природы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Помимо этого разделение собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции, т. е. обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или иной вещью. Тем не менее, потенциально сохраняется естественное право человека на все, что создано Творцом. Этим правом может пользоваться человек в случае крайней нужды. Он имеет право присвоить себе чужую собственность и не должен быть осужден за это.

3. Социальное неравенство. Фома Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид – справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения». Второй вид – справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого члена общества в общем продукте. Распределительное право основано не на арифметическом равенстве, а на пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе, значимости выполняемых им функций. Справедливость здесь заключается в воздаянии по заслугам. Поскольку каждое общество является иерархичным, то и заслуги членов этого общества различны. Следовательно, различными должны быть и уровни их доходов.

4. Справедливая цена. Рассуждения Фомы Аквинского о справедливой цене в первую очередь опираются на понятие обменного права (справедливости при обмене), о котором уже говорилось. «Справедливая цена» должна обеспечивать равенство при обмене, т. е. каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько он получил. Вопрос о том, как определяется «справедливая цена». Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, она является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара. Но не менее важным является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, т. е. меры своей потребности в нем. Продавец также должен учитывать качество товара, устанавливая на него цену. В дальнейших рассуждениях Фома Аквинский в основном в качестве «справедливой цены» рассматривает среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях.

Фома Аквинский большое внимание уделяет случаям нарушения правил справедливого обмена. Одним их них является сознательное искажение качеств товара продавцом. Продавец обязан снизить цену, если его товар обладает даже скрытыми, но известными ему дефектами. Но при этом он не обязан афишировать данные дефекты перед покупателем. Покупатель сам должен их обнаружить или догадаться о них, узнав о более низкой цене.

Другим мошенничеством является использование продавцом чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. Продавец не имеет права завышать цену в этом случае. В то же время покупатель сам может предложить более высокую цену, которая рассматривается как благодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации. Кроме того, если продавец по каким-то субъективным причинам оценивает имеющийся у него товар выше, чем его средняя цена на рынке, то он имеет справедливое право устанавливать цену, которая будет соответствовать этой субъективной оценке.

5. Оценка торговли. Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая что купец выполняет важную функцию, доставляя товары иуда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец обязан соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли.

6. Ссудный процент. Как и большинство средневековых авторов, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Он утверждал, что, отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму. Процент представляет собой дополнительную доплату за пользование деньгами. Но продажа денег и продажа права пользоваться ими – одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продаёт одну и ту же вещь дважды. Это всё равно, как если бы винодел продавал вино и отдельно – право это вино выпить.

Фома Аквинский признает, что торговля и торговцы необходимы в государстве. Конечно, было бы лучше, если бы каждое государство производило все то, что ему нужно, но так как это редко возможно, то нельзя не считаться с деятельностью купцов, даже иностранных. Но торговая деятельность, направленная к справедливому обмену, должна сообразовываться с требованиями христианской этики. Семьдесят седьмой раздел второй части второй книги "Суммы теологии" содержит любопытный анализ понятия ценности и его применения к практике купли и продажи. Не останавливаясь на схоластической форме изложения и на чисто богословских соображениях, отметим мысли, интересные с точки зрения развития экономических идей.

Само собой разумеется, что строгому осуждению подвергаются все разновидности обмана. Устами святого Фомы церковь требует, чтобы продавец обнаруживал недостатки товара, и чтобы покупатель не пользовался ошибкой или незнанием продавца. Труднее и интереснее вопрос о закономерности сделок, в которых явного обмана (скрытых дефектов товара) нет. В какой мере может продавец искать прибыли и повышать цену, а покупатель стараться купить дешевле обычной цены?

С точки зрения христианской морали, искание прибыли само по себе недопустимо. Но в зависимости от обстоятельств открывается возможность допустить добавочное вознаграждение против простого эквивалента по одному из двух соображений. Продавец, уступая принадлежащий ему предмет покупателю по цене высшей, нежели требовало бы точное равенство эквивалентов, может быть, расстается с предметом, лишение которого составляет для него личный ущерб и невыгоду более значительные, чем то среднее вознаграждение, которое полагается по общим условиям. Этот субъективный излишек - ущерб сравнительно со средней ценностью - должен быть по справедливости возмещен. Возможна и другая мотивация добавочной прибыли - именно как вознаграждения за особые выгоды, проистекающие для покупателя из предмета продажи. Но этой квалификации Фома Аквинский не признает, потому что никто не может продать то, что ему не принадлежит, а в данном случае особая выгода является условием, не зависящим от продавца.

Таким образом, становится ясно, что для Фомы главное дело в цели любого дела. Ради помощи бедным, или поддержания домохозяйства, или пользы общественной можно искать прибыли в торговом деле. Труд дает право купцу искать вознаграждения - в данном случае прибыли. Фома Аквинский не разъясняет, однако, условий такого рода труда. Остается также в тени существенный вопрос о способах определения справедливой цены.

Другой вопрос, по которому "Сумма теологии" содержит любопытные рассуждения, это вопрос о кредите. С точки зрения учения о справедливой цене Фома Аквинский не допускает возвышения цены в зависимости от отсрочки платежа или уменьшения его вследствие преждевременного платежа. С точки зрения нашего схоластика нельзя торговать временем, которое одинаково принадлежит всем. Что же касается пользования капиталом, будь то деньги или другие предметы, оно не может быть отчуждено отдельно от самого предмета, и потому всякая продажа в кредит является ростовщичеством.

В схоластической мотивировке главная причина запрещения продажи в кредит лежала еще глубже. Она стояла в связи с общим запрещением займа под проценты, опиравшимся на учение о бесплодности денег. Усвоив взгляд Аристотеля, по которому деньги являются лишь мерилом ценности и заем рассматривается главным образом с точки зрения передачи и возвращения денег, схоластика с Фомой Аквинским во главе развила любопытное, хотя и совершенно ложное учение о невозможности процентного займа.

Суть этого учения сводится к мысли, что передача предмета одним лицом другому сообщает последнему самую собственность вещи и новый собственник тем самым приобретает пользование. Взимать особое вознаграждение за пользование известной суммой денег было бы равносильно двойной продаже одного и того же предмета, ведь тот, кто продал бутылку вина, не может, кроме того, взимать вознаграждение за право выпить это вино.

Фома Аквинский так формулирует эту теорию: "следует сказать, что тот, кто даёт взаймы деньги, переносит право собственности на деньги на того, кому даёт; поэтому тот, кому даются взаймы деньги, держит их на свой страх и обязан возвратить их в целости, поэтому заимодавец не должен требовать большего. Но тот, кто ссужает свои деньги купцу или ремесленнику под видом какого-либо товарищества, не переносит на него право собственности на свои деньги, но оставляет его за собой; поэтому купец торгует на них или ремесленник работает под его ответственностью, и поэтому ему позволительно требовать себе часть получаемой от этого прибыли, как со своей собственности".

"Получать проценты на данные взаймы деньги есть само по себе несправедливость, ибо продается то, чего нет; и через это, очевидно, устанавливается неравенство, противное справедливости". "Для очевидности этого нужно знать, что есть вещи, употребление которых означает их потребление, например, вино мы потребляем, пользуясь им для питья, и пшеницу мы потребляем, пользуясь ею как пищей. Поэтому в таких предметах не должно отделять употребление вещи от самой вещи; кому уступается пользование, тем самым уступается и вещь; и вследствие этого в таких вещах путем займа переносится право собственности. Если бы кто захотел отдельно продавать вино и отдельно употребление вина, тот продавал бы дважды одну и ту же вещь или продавал бы то, чего нет; поэтому он явно погрешал бы справедливостью. На таком же основании совершает несправедливость тот, кто, давая взаймы вино или пшеницу, требует, чтобы ему давали два вознаграждения: одно как возвращение равноценной вещи; а другое - как плату за пользование, которая называется ростом".

Отметим характерное различение между займом денег и наймом дома или земли. В последнем случае плата за пользование законна, потому что собственность имущества остается в руках землевладельца и таким образом хозяйственное значение предмета раздваивается. Фома Аквинский пользуется термином “dominium” в римском значении полной собственности, который противополагается термину “usus” (пользование).

Фома Аквинский высказывается по поводу учения о греховности ростовщичества: "должно сказать, что если кто-нибудь за данные ему взаймы деньги отдаст в залог какую-либо вещь, использование которой может быть выражено определенной ценностью, то заимодавец должен включить этот доход в погашение долговой суммы; в противном случае, если он хочет оставить себе пользование этой вещью как бы даром, получается такое же взимание денег за заемную помощь, то есть деяние ростовщическое".

Учение о справедливой цене Фомы Аквинского. Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции, под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Фома Аквинский считал справедливой такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товаров, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория "справедливой цены" отражает интересы купечества.

Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых, ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Аквинский презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем, что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян. Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности не дано природой, но человеческим разумом. Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем с купцов". Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения, являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд). Фома Аквинский осуждал ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

- неполучение кредитором возможного дохода от этих денег; т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.

Развитие экономических взглядов за время, предшествовавшее Новому времени, представляет любопытный пример кристаллизации воззрений, соответствовавших в значительной степени условиям раннего средневековья, но стоявших в противоречии с потребностями и практикой хозяйственного возрождения, наступившего в XII и XIII вв.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Источники экономической мысли в период средневековья. 2. Экономические взгляды на арабском Востоке. 3. Экономика в религиозном мировосприятии: взгляды Августина Блаженного и Фомы Аквинского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: