Фундаментальные понятия онтологии 1 страница

1111 1

Платон. Диалоги: Пир (204 а- б) / Платон. М., 1986. С. 204.


человека? Это так называемые вечные философские1 вопросы, всегда сохраняющие свое значение для чело­века, человечества. В их постановке и поиске ответов на них просматривается соотношение вечного и сиюминутного. Французский философ Э. Вейлъ писал, что люди были, остаются и останутся философами, пока они ста­вят вопросы о смысле своей жизни, о смысле мира. Они забудут философию, вернее, не будут больше философ­ствовать, если поверят, что они постигли этот смысл, или станут сомневаться в том, что он существует.

Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, а известный немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) писал: «Яс­ность сознания, на которой основывается потребность и философии и дарования к ней, сказывается, прежде все­го, в изумлении, вызываемым человеческим миром и нашим собственным существованием, в изумлении, кото р ое тревожит дух и делает для него невозможным жизнь без размышления над нею. Уже Платон видел в этом изумлении источник философии»!.

Другой известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) утверждал, что древнегреческая философия появилась на свет в период упадка древнегреческого государства Ионии, когда остановленный в своем движении дух обратился вовнутрь. Факторы, способствующие появлению филосо­фии в Древней Греции, - это благоприятное географи­ческое положение, исторические и соци о культурные обстоятельства, богатство и многосторонность дарова­ний, энергичность в сочетании с тонким чувством кра­соты, мифология без догматики и без касты жрецов, демократия, уважение к закону и порядку, и, наконец, любовь к поэзии.

Первые филос о фские учения, появившиеся в Дрен ней Греции, Китае и Индии, были своего рода ответом

Шопенгауэр, А. Введение в философию / А. Шопенгауэр // Сочинения: в V т. М.,' 1910. Т. IV. С. 590.


на исторический вызов эпохи перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием первым земледельческим и городским цивилизациям древности. В условиях усложнения социальных сношений и связей, возникновения классовых отношений и многообразных новых видов деятельности потребовалась выработка обновленных мировоззренческих ориентации. Каждая из культур и цивилизаций создала специфический тип философствования. Восточная культура, ориентированная на воспроизводство существующего уклада жизни, сохранение устойчивых корпоративных связей и кастово-клановой иерархии, способствовала формированию философии, во многом сохраня­ли связь с мифологическим сознанием, традициями, сложившимися социальными ценностями, житейск о й мудростью, нравственным воспитанием и духовным самоконтролем. В античной же культуре, развивающейся социальной жизни полиса, торгово-ремесленных пений, гражданско-демократических ориентации, складывается филос о фский тип мышления, для которого характерна связь с наукой, логико-рациональное

построение системы знания, стремление к философскому

доказательству высказываемых положений.

I ,2. Философия в системе мировоззрения

В отличии от мифологии и

Философия как рационально - религии, которые строят

теоретическое общую картину мира,

осмысление мира фантастические представления

 

о мире и веру, на уровне эмоционально- чувственной ступени познания «философия строит общую картину мира на основе рационального познания, она пытается понять мир, исходя из него с а м о г о, из законов этого мира, используя логические и гносеологические обоснования своих положений»1.

Ранняя филос о фия еще не отрицает сверхприродное,

но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Так
Древнегреческий философ Анаксимен (VI в. до н. э.),

Чипышев А.Н.. Начало философии / А.Н. Малышев. М., 1982.


утверждая, что все вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не бога­ми, боги сами возникли из воздуха.

Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между ми­фологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассуд­ка и в соответствии с методами рационального постиже­ния мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему, а значит, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Фи­лософия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Древнегреческий философ Гераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.) говорил, что разум управляет всем при помощи всего. Осуществляется поиск единого во многом. Философия судит о единой для всех явлений ми­ра основе, ищет в ней условия единства и целостности ми­ра. Этот поиск позволяет ответить на вопрос: совпадает ли философия с мировоззрением? Нет, не совпадает. Филосо­фия - не первая и не единственная форма духовного осво­ения действительности по следующим причинам:

• зарождение мировоззренческого сознания предше­ствует становлению философии;

• функции мировоззрения до возникновения филосо­фии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание;

• мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личност­ного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воз­зрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы пе­ред взрослыми и отвечает по-своему на них. Ибо дух от­дельного человека склонен идти в своем развитии тем же путем, каким пело развитие человеческого рода. Этот путь начинается с размышления о внешнем мире и за­канчивается размышлением о себе!.

1 Шопенгауэр, А. Введение в философию / А. Шопенгауэр // Сочинения: в V т. М., 1910. Т. IV. С. 590.

2 0


Историческая динамика предмета философии. Структура философского знания

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Наличие в структуре философского зна­ния так называемых вечных вопросов, затрагивающих существовование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим предмет философии, изменялся вместе с развитием общества, науки, самого философского Несмотря на невозможность философских уче­нии признать наличие единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Назовем эти основные философские проблемы (философские темы).

Во-первых, проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиска первоосновы всего сущего. Первые вопросы, с

которых начиналось философское познание и которые

заявляют о себе вновь и вновь, - это что собой представляет мир, в котором мы живем? Как он возник? каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на достижения науки, синтезируя полученные знания, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) писал, что философия - дочь своего времени, и в соответствии с этим формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена

первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.

Во-вторых, проблема человека, т.е. смысла, существования человека в мире. Проблема человека всегда находилась

в центре многих древневосточных философских школ.

Антропологический поворот, совершившийся

в древнегреческой философии в лице ученых-софистоф

а затем Сократа, зафиксировал еще одну вечную философскую тему. Ее сформулировал Протагор (ок. 490 -

120 до 11. э.): «Человек -- мера всех вещей». Софисты

с и |-| тис к от рассмотрения космологической проблема-


тики и повернулись к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является само­познание.

В средневековой философии человек рассматривался как существо, тяготеющее к злу вследствие своей приро­ды, первородного греха и т. д.

В эпоху ранних буржуазных революций французский философ, математик Репе Декарт (1596-1650) провоз­глашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: «Мыслю, следовательно, существую». «Человек - венец природы», с точки зрения уже упомя­нутого Фейербаха, и в этом смысл его философской ант­ропологии. С марксистской точки зрения, человек есть совокупность общественных отношений. В рамках за­падной философии XX в. анализируются различные фе­номены человеческого бытия - страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т. п. До сих пор проблема челове­ка - самая трепетная философская тема.

Третья важнейшая философская проблема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассмат­ривает сознание, дух, мышление, психическое, субъек­тивное как свойство материи в противоположность идеа­лизму, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.. На протяжении всей истории фи­лософской мысли формировалось специфическое реше­ние проблемы познаваемости человеком мира, соотноше­ния мнения и знания, истины и заблуждения, возмож­ностей и пределов познания, проникновения в механиз­мы и тайны познавательной деятельности человека, по­иска критерия истинности наших знаний и т. п.

И, наконец, четвертая философская проблема. Она связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривает человека в мире людей. Существует огромный пласт вопро­сов, связанных с поиском идеальной модели общест­ва, начиная от идеального государства Платона и


К онфуция (ок. 551-479 до н. э.), далее - города Солнца Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и кончая марксистской

моделью гармоничного коммунистического общества.
В рамках решения самых разнообразных проблем человека,

погруженного в социум, возникла тема герменевтики - понимания человека человеком, понимания человеком текстов, большей частью древних, благодаря кото­рым человек, порою через века, проникает в сокровенный

смысл произведений и постигает свои личностные смыслы.
Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности,

гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой - они взаимодополняют друг друга. Вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме: построению модели мира, проблеме человека, исследованию субъективного, взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических

вопросов, анализу отношения человека и общества,
человека, погруженного в социум, в мир людей.
В исторической динамике менялись акценты в реше­нии этих философских проблем, однако уже в древних

философских учениях можно зафиксировать постановку

и своеобразное решение каждой из выделенных философских

проблем, определивших все позднейшие тины
философского мировоззрения.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в связи с этим Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.

Обобщая различные подходы к определению филосо­фом и проблемного поля ее исследования, мыслители на протяжении времени по-разному трактовали этот воп­рос. Аристотель делил философию на теоретическую (умозрительную),цель которой - знание
ради знания, практическую, цель которой - знания


ради деятельности, и творческую (поэтическую), ее цель - знание ради творчества.

Византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (ок. 675 - до 753) в своем труде «Источник знания» дает шесть определений философии:

• философия есть познание природы сущего;

• философия есть познание вещей божественных и че­ловеческих, т. е. невидимых и видимых;

• философия есть помышления о смерти, как произ­вольной, так и естественной;

• философия есть уподобление богу, ибо уподобляемся богу мы через мудрость, справедливость, праведность, доброту, когда мы благодетельствуем нашим обидчикам;

• философия есть искусство искусств и наука наук, через нее изобретается всякое искусство и всякая наука;

• философия есть любовь к мудрости, истинная же философия есть бог, а потому любовь к богу есть истин­ная философия!.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значе­нии, считает родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804), имеет реше­ние вопросов, отражающих типы отношения человека к миру: что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без колебаний на пер­вый план выносит практический разум - то, чему учит философия. Философия воплощает в себе идею совер­шенной мудрости и указывает высшие цели человече­ского разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями человеческого разума. Если существует нау­ка, писал Кант, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно, подобающим образом за­нять указанное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть че­ловеком1-. По мнению Канта, ориентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии до­стоинство и внутреннюю ценность.

-1См.: Дамаскан, И. Источник знания / И. Дамаскин /,' Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т\ 1. Ч, 2. С. 622.

2'См.: Кант, И Сочинения: и 6 т. / И, Кант. М., 1964. Т. 2. С. 206,


Отдавая дань рационалистически-аналитическому, объективистскому взгляду на мир, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отноше­ния мышления к бытию. Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс (1820 - 1895), акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир, в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» констатирует: «Ве­ликий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бы­тию»!. Основной вопрос философии, согласно этой пози­ции, имеет две стороны. Первая сторона основного вопро­са философии - это вопрос о том, что является первичным -дух или материя, материя или сознание. Философы раз­делились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отношении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде приро­ды, составили и д е а л и с т и ч е с к и й лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкну­ли к различным школам м а т е р и а л и з м а. Вторая сторона основного вопроса философии - как относятся паши мысли об окружающем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, отрицающие познавае­мость мира, называются а гное т и к а м и.

Чтобы показать многообразие предмета философии, приведем в качестве примера попытки отдельных филосо­фов решить известные проблемы философского знания.

Датский философ и теолог Серен Кьеркегор (1813-1855), чьи философские воззрения сложились под влиянием немецкого романтизма и переоценки ра­ционалистического, холодного взгляда на мир, основное предназначение философии видел в осмыслении вопро­сов: - Где «Я»? Что значит сказать «мир»? Каково значе­ние этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «Я»?

Осуществив пересмотр западной философии кате от­влеченной рассудочности и негативной философии, рус­ский религиозный философ, поэт и публицист В. С. Со-

Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: 1; 50 т. / Ф. Энгельс. М., 1961. Т. 21. С. 282-288.





ловъев (1853-1900) противополагает ей цельную фило­софию всеединства и связывает философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса быть или не быть правде на земле, понимая правду как реали­зацию христианского идеала. Нравственный аспект не только может, но и должен был быть положен, с точки зрения мыслителя, в основу теоретической философии.

Для французского писателя и философа Альбера Ка­мю (1913-1960) в философии «есть лишь одна по-насто­ящему серьезная философская проблема - проблема са­моубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, что­бы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три из­мерения, руководствуется ли разум девятью или двенад­цатью категориями - второстепенно»! В более широком контексте Камю стремится основной вопрос философии связать с проблемой ценности человеческой жизни, фи­лософской основы отказа от нее. Сущность человеческой драмы, пишет Камю, выражают ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту.

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифферен­циация, в результате которой выделились такие фило­софские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и по­степенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

Философия и мировоз­зренческие основания культуры. Универса­лии культуры и фило­софские категории

гносеология - раздел философии, в котором изу­чаются проблемы природы познания и его возможнос­тей, отношение знания к реальности, выявляются усло­вия его достоверности и истинности;

аксиология - учение о природе и структуре цен­ностей, их месте в реальности, о связи ценностей меж­ду собой;

праксеология - учение о практическом отноше­нии человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;


антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

социальная философия - раздел, описывающий спе­цифические особенности общества, его динамику и перс­пективы, логику социальных процессов, смысл и пред­назначение человеческой истории.

Эти разделы не редуцируемы (не сводимы друг к дру­гу), но тесно связаны между собой. В целях наглядности можно предложить схему так называемого «философ­ского квадрата», вершинами которого будут онтоло­гия, гносеология, аксиология, праксиология. Точкой, объединяющей эти различные разделы философского знания, будет точка соприкосновения полей социальной философии и антропологии в центре квадрата.

О..Г

Гносеология

Онтология

Антропология

Социальная философия

Аксиология

П Праксиология

Мировоззренческие универса­лии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых че­ловек определенной эпохи оце­нивает, осмысливает и пережи­вает мир, сводит в целостность все явления действитель­ности, попадающие в сферу его бытия!.

Чтобы подчеркнуть историчность содержания миро­воззренческих универсалий, особую социальную значи­мость, их иногда называют «категориями культуры», а также «универсалиями культуры».



^Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990. С. 24.


1Данный раздел написан на основе идей, изложенных в работах Степана В. С: Философская антропология и философия науки. М., 1992; Теоретическое знание. М., 2000.



2 6



Мировоззренческие универсалии — это формы мышле­ния, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах. Категории культуры фиксируют наиболее общие определенности бытия, выявленные развитием познания и практики. Это квинтэссенция (ос­нова) накопленного человеческого опыта, опираясь на который, каждое новое поколение познает и преобразует мир. Категории культуры - исторически развивающие ся формы организации осмысления мира, связанные с развитием человеческой деятельности (практической и познавательной). Это не только познавательные струк­туры, схемы, оказывающие активное программирую­щее воздействие на сознание человека, формирующие его деятельность, поведение и общение, они определяют эмоциональное переживание человеком мира, оценку яв­лений и событий окружающей действительности.

В системе категорий культуры можно выделить так называемые базисные (универсальные), субъект - объект­ные категории. В базисных категориях обнаруживают­ся атрибутивные (неотъемлемые, необходимые, сущест­венные) свойства и характеристики объектов, которые развивающаяся практика выявляет в предметном ми­ре и, перенося их в идеальный план сознания, фикси­рует в форме категорий: пространства, времени, движе­ния, вещи, свойства, отношения, количества, качест­ва, меры, формы, содержания, причинности, случайнос­ти, необходимости и т. п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответ­ствующие характеристики и свойства.

Посредством субъект субъектных категорий выра­жаются характеристики и свойства субъекта деятель­ности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям соци­альной жизни. К ним относятся категории: человек, об­щество, «Я», другие, труд, сознание, добро, красота, ве­ра, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и-~ т. п. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедея­тельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения


индивидов в систему социальных отношении и комму­никаций, определяют его как субъекта деятельности.

Категории возникают, развиваются и функциониру­ют в культуре как целостная система, где каждый эле­мент прямо или косвенно связан с другими. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается инди­видами в процессе социализации. В соответствии со сло­жившейся в культуре категориальной моделью мира осуществляются те вариации 'деятельности и поведения людей, которые характерны для определенной эпохи со­циального развития. В этом плане категориальная мо­дель мира, взятая в историческом конкретном содержа­нии, может быть рассмотрена в качестве основания куль­туры соответствующей эпохи. Она выражает мировоз­зрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира.

В каждом типе культуры присутствует специфиче­ский категориальный строй сознания, который диалек­тически соединяет в своем содержании моменты абсо­лютного, непреходящего, выражающего глубинные, ат­рибутивные характеристики бытия, и моменты относи­тельного, исторически выражающего особенности куль­туры определенного типа общества, а также присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую шкалу ценностей.

Каким образом проявляется эта двоякая природа ка­тегорий культуры? Сравнительный анализ культур Древнего Востока - китайской, индийской, японской, и культуры античной Греции позволяет зафиксировать не только наличие общих категориальных форм мышле­ния и общих черт содержания категорий культуры, но и ряда существенных различий в смыслах этих категорий, а значит, и в продиктованных этими смыслами миропониманиях, свойственных соответствующим типам обще­ства. Так, категории бытия и небытия фигурируют в качестве фундаментальных во всех культурах. Но если древние греки понимали небытие как отсутствие бы тия, то в культурах Древнего Востока небытие понима­ется иначе - как источник бытия. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все не рожденное, не ставшее


и не оформленное ситуацией видимого реального, вещ­ного бытия. Вещи как бы выплывают из невидимого, по­коящегося небытия и, исчерпав себя, опять погружают­ся в него.

Поэтому в любом событии, в их смене и становлении, в фиксации их неповторимости дана истина мирозда­ния. Все эти особенности категориального членения ми­ра мышления человека древневосточных обществ нераз­рывно связаны со специфическим для культуры этих об­ществ пониманием места человека в мире. Если человек в античной культуре понимается как активное деятель­ное начало, то в культуре Древнего Востока идеалом че­ловеческого бытия выступает не столько реализация се­бя в предметной области, сколько нацеленность на вжи­вание в окружающую среду и обращенность человече­ской активности на свой собственный внутренний мир.

Два основных взаимосвязанных принципа выражают этот идеал: «не-деяние» («у-вей»)и «освобождение от са­мости». «Не-деяние» означает не пассивное бездействие, а следование естественному порядку мира, стремление минимально вмешиваться в этот порядок. «Освобожде­ние от самости» выражает установку на подчинение Я общественной и групповой дисциплине, на растворение индивидуального «Я» в абсолюте путем освобождения от личного интереса к своему малому «Я», в его слиянии с миром, которая избавляет «Я» от страдания.

Итак, система категорий, лежащая в основании куль­туры, выступает в качестве ее фундаментальных миро­воззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления об ос­новных компонентах и сторонах человеческой жизнеде­ятельности: о месте человека в мире, о социальных отно­шениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т. д. Для человека, сформированного соответствующей культу­рой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он строит свою деятельность. Типы миропонимания и ми­роощущения, свойственные разным типам общества, оп­ределены различным содержанием категорий, лежащих в основании культуры. Категориальные структуры об­наруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной


культуры общества того или иного историче­ского типа (в обыденном языке, феноменах нравственно­го сознания, художественном освоении мира и т. п.). Фи­лософская и естественнонаучная экспликация (разъяс­нение) этих категорий предстает лишь как один из аспек­тов их социокультурного смысла. Так, философское и на­учное понимание категорий пространства отлично от ее понимания на уровне обыденного языка, где применяют­ся такие понятия, как «здесь», «там», «дальше», «бли­же», в которых конкретизируется данная категория.

Преобразование базисных смыслов универсалий куль­туры и соответственно изменение типа культуры всегда связано с переломными этапами человеческой истории, ибо означает трансформацию не только образа человече­ского мира, но и продуцируемых им типов личности, их отношения к действительности, их ценностных ориента­цией. Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная переоценка ценнос­тей, смыслов мировоззренческих универсалий, ранее ка­завшихся очевидными и само собою разумеющимися.

Как соотносятся между собой философские катего­рии и универсалии культуры?

Прежде всего философские категории и универсалии культуры не тождественны друг другу, и с точки зрения своего генезиса (происхождения), и с точки зрения их структурно-функциональных характеристик.

Философские категории - предельно общие, фунда­ментальные понятия, отражающие наиболее существен­ные, закономерные связи и отношения реальной дейст­вительности и познания. В них синтезируются знания из различных областей культуры.

С помощью философских категорий осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом, предметное рассмотрение самого зна­ния, критический анализ его форм, содержания и мето­дов познания. Происходит деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духов­ного мира человека.

Система философских категорий с точки зрения их структурно-функциональных характеристик выражает мировоззренческий строй реально функционирующего в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: