Раздел 1. Содержание курса

«Современные технические средства обучения»

1) Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители, психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

2) Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование.

3) Технические средства и аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование, оптическая проекция (статическая и динамическая); звукозапись (аналоговая и цифровая), телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая), компьютеры и мультимедийные средства.

4) Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий, типология учебных видеозаписей, банк аудио-, видео-, компьютерных материалов, дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий, интерактивные технологии обучения. Новые информационные технологии как неотъемлемый компонент структуры образования. Технология мультимедиа, виртуальная реальность, сетевая технология, case-технология, электронный учебный курс.

1.1. Краткое содержание теоретического материала по курсу «Современные технические средства обучения»

В таблице приведено краткое содержание (перечень рассматриваемых вопросов), изучаемых в конкретных разделах курса «Современные технические средства обучения».

Таблица №1

№ п/п Тема Краткое содержание
1. Информация как атрибут материи. Аудиовизуальная информация Понятие информации, аудиовизуальной информации. История развития вопроса об аудиовизуальной информации. Природа происхождения информации, источники, виды, формы, свойства информации. Преобразование информации
2. Аудиовизуальная культура в современном обществе Понятие аудиовизуальной культуры. Структура, функции, свойства аудиовизуальной культуры. Концепции аудиовизуальной культуры, их применение в современном обществе
3. Восприятие и переработка аудиовизуальной информации человеком Особенности восприятия аудиовизуальных носителей информации. Основные положения теории деятельности: субъект и объект, активность, функциональная система, афферентный синтез, принятие решения, цель, действие, коррекция действия. Зрение и слух: пропускная и разрешающая способность. Строение зрительного анализатора, процессы восприятия зрительной информации. Строение слухового анализатора, процессы восприятия звуковой информации человеком. Психофизические эффекты: инерционный, бинокулярный, бинауральный, синестетический, стробоскопический, киноэффект
4. 1. Аудиовизуальные технологии: технология фотографирования, технология звукозаписи 1. История фотографии и процесс фотографирования. Технология обработки снятого материала. Оптическая проекция: объекты проекции, источники света, объективы, экраны. Статическая и динамическая проекция изображений. История звукозаписи, воспроизведения звука, история создания звуковых средств обучения и воспитания. Технологии звукозаписи: аналоговая и цифровая, механическая, магнитная и оптическая. Основные технические характеристики: полоса воспроизводимых частот, динамический диапазон, нелинейные искажения, детонация, шумы, плотность записи
  2. Аудиовизуальные технологии: технология видеозаписи 3. Типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий 4. Технология создания аудиовизуальных пособий 2. История развития телевидения. Телевидение: черно-белое и цветное, цифровое телевидение. Передающие и приемные преобразователи изображения: видиконы и полупроводниковые матрицы, кинескопы и жидкокристаллические дисплеи. Параметры разложения изображения на элементы: частота строк, частота кадров 3. Типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий: кинофильмы, слайды, транспаранты, видеозаписи, мультимедийные программы. Дидактические принципы построения учебного аудиовидеопособия: научность, систематичность, преемственность, доступность, наглядность, активность и сознательность, связь обучения с жизнью. Типология учебных видеозаписей: видеомодуль, видеофильм, видеофрагмент, видеослайд, видеоприложение к учебнику, учебный видеосериал, компьютерные материалы (CD-ROM). Банк аудиовидеокомпьютерных материалов 4. Режиссура, монтаж и озвучивание учебно-телевизионного сообщения (УТВС). Замысел, драматургия, режиссура, съемка, монтаж, озвучивание УТВС. Технология изготовления УТВС. Аннотация, монтажный лист УТВС. Тиражирование УТВС
5. Дидактические особенности применения аудиовизуальных средств обучения, возможности их использования в образовательном процессе школы Дидактические возможности аудиовизуальных технологий. Комплексное использование аудиовизуальных средств в учебном процессе школы. Анализ учебных программ школы: структура, содержание, обеспеченность информационными материалами и методическими разработками, потребность в аудиовизуальных учебных пособиях. Создание банка информационных материалов: полиграфические материалы, телевизионные записи, копии учебных видеокассет, собственные съемки, компьютерные графические файлы, тексты, музыка, шумы
6. Физиологические особенности применения аудиовизуальных средств обучения в образовательном процессе школы Аудиовизуальные учебные пособия в структуре различных методов обучения. Новые информационные технологии как неотъемлемый компонент структуры образования. Технология мультимедиа, виртуальная реальность, сетевая технология, case-технология, электронный учебный курс. Особенности применения аудиовизуальных средств обучения для различных возрастных групп учащихся

1.2. Вопросы к зачету по курсу

«Современные технические средства обучения»

1. Понятие информации как атрибута материи, связь информации с аудиовизуальной информацией

2. Аудиовизуальная информация: понятие, виды, формы, свойства

3. Концепции применения аудиовизуальной информации в современном обществе

4. Аудиовизуальная культура: понятие, структура, функции, свойства

5. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком

6. Строение зрительного анализатора, бинокулярный эффект, процессы восприятия зрительной информации.

7. Строение слухового анализатора, бинауральный эффект, процессы восприятия звуковой информации человеком

8. Типология СТСО (примеры различных классификаций)

9. Оптическая проекция (статическая и динамическая)

10. Аппараты статической проекции. Устройство и принцип действия диапроекторов, эпипроекторов и графопроекторов

11. Строение кинопленки и кинофильма, хранение и эксплуатация 16-мм кинофильма.

12. Устройство правила эксплуатации кинопроектора «Радуга- 7»

13. Устройство правила эксплуатации киноустановки «Украина-7»

14. История звукозаписи и воспроизведения звука, история создания звуковых средств.

15. Способы и виды (механическая аналоговая и цифровая) звукозаписи

16. История развития телевидения. Механическое телевидение

17. Телевидение высокой четкости. Существенные характеристики новых цифровых стандартов

18. Технология кодирования аудиовизуальной информации по алгоритму MPEG-2, область применения данной технологии кодирования аудиовизуальной информации

19. Характеристика аналоговых видеокамер. Современные форматы аналоговой видеозаписи, их достоинства и недостатки.

20. Характеристика цифровых видеокамер. Современные форматы цифровой видеозаписи, их достоинства и недостатки.

21. Виды фокусировки в видеокамере, возможности их использования. Назначение регулятора цветового баланса

22. Устройство и правила эксплуатации цифрового фотоаппарата

23. Особенности цветопередачи при различном освещении

24. Назначение и виды монтажных переходов

25. Компьютер и мультимедийные средства обучения

26. Интерактивные технологии обучения

27. Научно–педагогические основы применения аудиовизуальных технологий обучения

28. Дидактические возможности аудиовизуальных технологий

29. Типология учебных видеозаписей, банк аудиовидео– компьютерных материалов

30. Мультимедийные проекторы (устройство, принцип работы)

31. Санитарно-гигиенические нормы и требования техники безопасности при использовании современных аудиовизуальных средств обучения в школе

32. Первичные средства пожаротушения

33. Доврачебная помощь пострадавшему от электрического тока

34. Защитное заземление электрооборудования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: