3. Организационные цели — идея, заложенная в эти цели, — направить усилия всех участников к достижению общей цели.
4. Система вознаграждений — важно, чтобы благодарности, премии, повышение по службе не поощряли неконструктивное поведение.
Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются ПЕРЕГОВОРЫ, которые выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления.
Переговоры — это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.
Таблица 3
Возможности переговоров в зависимости от этапа развития конфликта
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА | ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ |
напряженность, несогласие | переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились |
соперничество, враждебность | переговоры рациональны |
Агрессивность | переговоры с участием третьей стороны |
насилие, военные действия | переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
Стили поведения в конфликтных ситуациях
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ методы — при создании конфликтной ситуации или развертывании самого конфликта его участники должны выбрать стиль своего дальнейшего поведения.
ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ:
Уклонение, избегание, уход.
Что делает: старается уйти от конфликта, игнорирует само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров.
Когда выбирает: не хочет отстаивать свои права, проблемы на самом деле нет.
Почему выбирает: исход конфликта для индивида не особенно важен, ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу, не любит конфликтных ситуаций.