Отдельно хотелось бы остановиться на случаях, когда заказчиком работ (услуг), перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, выступает иностранная организация.
Если иностранная организация не имеет представительства на территории РФ, то, как правило, трудностей с определением места реализации не возникает. Поскольку иностранная организация не зарегистрирована на территории РФ, а ее официальный адрес и место нахождения управляющих органов расположены за пределами России, то при выполнении работ (оказании услуг) объекта налогообложения по НДС на территории РФ не возникает (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Об этом неоднократно заявляли контролирующие органы (Письма Минфина России от 07.12.2010 N 03-07-08/358, от 08.10.2008 N 03-07-08/227, от 08.10.2008 N 03-07-08/228). Такого же мнения придерживаются и суды (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2007 N КА-А41/11210-07).
Сложности могут появиться в ситуациях, когда заказчиком работ (услуг) выступает иностранная организация, у которой есть постоянное представительство в России.
Тогда порядок налогообложения будет зависеть от того, кто непосредственно заказчик (пользователь) работ или услуг: сама иностранная организация (головной офис) или ее постоянное представительство в РФ.
Дело в том, что в соответствии с абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ территория РФ признается местом реализации работ (услуг), если покупатель фактически присутствует на территории РФ в том числе на основании места нахождения постоянного представительства. Но при условии, что работы (услуги) выполнены (оказаны) через данное представительство.
Поэтому если оказанные услуги (выполненные работы) не касаются российского представительства и осуществлены непосредственно для головной иностранной организации, то местом реализации услуг (работ) территория РФ не признается. Следовательно, обязанности уплатить НДС не возникает. Это подтверждается и разъяснениями Минфина России (Письма от 29.01.2010 N 03-07-08/21, от 28.11.2008 N 03-07-08/261), и судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2012 N А40-82827/11-129-357).
Например, российская организация "Альфа" оказывает немецкой организации "Beta" научно-исследовательские услуги в области нанотехнологий.
Результаты соответствующих исследований необходимы организации "Beta" для целей совершенствования технологии производства оборудования, на выпуске которого она специализируется.
У организации "Beta" есть торговое представительство в России, через которое и был заключен контракт. Несмотря на это, научно-исследовательские услуги, оказываемые организацией "Альфа", НДС не облагаются, поскольку они не связаны с деятельностью российского представительства немецкой организации.
Правоприменительную практику по вопросу о том, считается ли Россия местом оказания услуг, если покупателем услуг является головной офис иностранной организации, у которой есть филиал (представительство) в РФ, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.
Если же работы (услуги) выполняются (оказываются) для постоянного представительства, то местом их реализации будет территория РФ. Это правило действует и в тех случаях, когда представительство осуществляет исключительно деятельность вспомогательного и подготовительного характера в интересах головного офиса (см., например, Письмо Минфина России от 20.11.2012 N 03-07-08/325). Соответственно, со стоимости оказанных работ (услуг) нужно исчислить и уплатить НДС.
Например, российская организация "Дельта" (исполнитель) заключила с французской организацией "Эль" (заказчик) контракт на предоставление для российского представительства организации-заказчика юридической консультации по вопросам трудового законодательства РФ. Оплата за услуги поступает непосредственно из Франции.
Несмотря на то что со стороны заказчика выступает головная организация, которая оплатила оказанные услуги, организация "Дельта" обязана начислить НДС на их стоимость. Ведь из контракта и актов приемки оказанных услуг следует, что предоставленные услуги используются российским представительством организации "Эль".
Место выполнения работ (оказания услуг) подтверждают (п. 4 ст. 148 НК РФ):
- контракт, заключенный с иностранной организацией;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (услуг) <1>.
--------------------------------
<1> Чаще всего это акт приемки-сдачи, счет или счет-фактура. О том, какими еще документами можно подтвердить факт выполнения вами работ (оказания услуг), см. Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утвержденный МВЭС России 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России 03.07.1997 N 07-26/3628.
Обращаем ваше внимание на то, что не имеет значения, от чьего имени заключен контракт и оформлены другие подтверждающие документы: представительства или головной иностранной организации. Ведь представительство - это не самостоятельное юридическое лицо, а лишь часть единого юридического лица - иностранной организации. В данном случае важно лишь то, для кого оказаны услуги (выполнены работы) согласно имеющимся документам (Письмо Минфина России от 28.11.2008 N 03-07-08/261). Есть пример и судебного решения, основанного на таком подходе (Постановление ФАС Московского округа от 27.02.2008 N КА-А40/14285-08).
Чтобы избежать споров с налоговиками, рекомендуем вам в контрактах и других подписываемых с зарубежными партнерами документах четко отражать, для кого вы выполняете работы (оказываете услуги).