Under/ estim/ ate/ s 7 страница

The problem of article determination has given rise to much controversy; there is much dispute about the status of the article itself and the status of its combination with the noun. The question is: is the article an independent word like other determiners, does it form a word-combination with the noun which it determines, or is it a purely grammatical, dependable, morpheme-like auxiliary word used to build an analytical form of the noun? There are pros and cons to sustain each of these two approaches, but it seems more plausible to interpret the article in terms of the general linguistic field approach as a lingual unit of intermediary status between the word and the morpheme, as a special type of grammatical auxiliary, and its combination with the noun as an intermediary phenomenon between the word and the word-combination.

Key terms: determination, determiner (lexical or grammatical), definite article, indefinite article, zero article (meaningful non-use, absence of an article), identification, individualization, classifying (relative) generalization, classification, absolute generalization, abstraction, substitution tests, insertion tests, contrast tests, omission, lexicalization, situational rules, unique objects, thematic (old) information and rhematic (new) information, limiting (restricting, particularizing) and descriptive attributes, the semantic category of “definiteness – indefiniteness – generalization” (determiners of definiteness, determiners of indefiniteness, determiners of generalization)


Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка

UNIT 10
ГЛАГОЛ VERB: GENERAL
Глагол как знаменательная часть речи обозначающая процессность. Его формаль­ные и функциональные признаки. Сложность грамматической системы гла­гола. Категория финитности: личные и неличные формы глагола. Грамматически существенные подклассы глагола; глаголы полнозначные и неполнозначные (служебные и полуслужебные). Группы неполнозначных глаголов: глаголы вспомогательные, модальные, связочные, глаголы-интродукторы. Группы полнозначных глаголов: глаголы акциональные и статальные, предельные и непредельные, переходные и непереходные, супплементативные и комплементативные; валентностные подгруппы глаголов. Проблема «подклассовой подвижности» глагола. The verb as a notional word denoting process. Its formal and functional pro­perties. The complexity of the grammatical system of the verb. The category of finitude: finite and non-finite forms of the verb. Grammatically relevant subclasses of the verb; notional, functional, and semi-functional verbs. The groups of (semi-)functional verbs: auxiliary verbs, link verbs, modal verbs, verbid introducers. The groups of notional verbs: actional and statal verbs, limitive and unlimitive verbs, transitive and intransitive verbs, supplementive and complementive verbs; verbal valency subgroups. The problem of “subclass migration” (transition) of verbs.
Глагол как знаменательная часть речи обладает категориальным значением «процессуальности»: глагол передает процесс, динамически развивающийся во времени, включая не только собственно действия (to work, to build), но также состояния, формы существования (to be, to become, to lie), различные виды отношений, чувства (to love, to appreciate) и др. В плане формальных показателей глагол характеризуется особым набором словообразовательных аффиксов, например: to activ ate, to wid en, to classi fy, to synchron ize, to over estimate, to r eread, и др.; кроме того, глаголы могут образовываться с помощью словообразовательных моделей с чередованием звуков и смещением ударений, например: blood – to bleed, import – to import. Существует также особый способ выражения процессуальной глагольной семантики, который занимает промежуточное положение между словом и словосочетанием: это так называемые «фразовые глаголы», состоящие из глагола и постпозитивного компонента. Некоторые фразовые глаголы находятся ближе к слову, поскольку их совокупное значение не выводимо из значений самого глагола или постпозитива, например: to give up, to give in и т.п.; другие фразовые глаголы по семантике ближе к словосочетаниям, например: to stand up, to sit down и т.п. Особую группу фразовых глаголов составляют сочетания широкозначных глаголов to have, to give, to take и существительных, например: to give a look, to have rest, to have a bite и др. Процессуальная семантика глаголов обусловливает их сочетаемость с существительными, которые обозначают либо субъект, либо объект действия, а также их сочетаемость с наречиями, которые обозначают признаки процессов. В определенных контекстах некоторые глаголы могут сочетаться с прилагательными (в составных именных сказуемых) и другими глаголами. The verb as a notional part of speech has the categorial meaning of dynamic process, or process developing in time, including not only actions as such (to work, to build), but also states, forms of existence (to be, to become, to lie), various types of attitude, feelings (to love, to appreciate), etc. Formally, the verb is characterized by a set of specific word-building affixes, e.g.: to activ ate, to wid en, to classi fy, to synchron ize, to over estimate, to r eread, etc.; there are some other means of building verbs, among them sound-replacive and stress-shifting models, e.g.: blood – to bleed, import – to import. There is a peculiar means of rendering the meaning of the process, which occupies an intermediary position between the word and the word-combination: the so-called “ phrasal verbs ”, consisting of a verb and a postpositional element. Some phrasal verbs are closer to the word, because their meaning cannot be deduced from the meaning of the verb or the meaning of the postposition separately,e.g.: to give up, to give in, etc.; others are semantically closer to the word-combination, e.g.: to stand up, to sit down, etc. A separate group of phrasal verbs is made by combinations of broad meaning verbs to have, to give, to take and nouns, e.g.: to give a look, to have rest, to have a bite, etc. The processual semantics of the verb determines its combinability with nouns denoting either the subject or the object of the action, and its combinability with adverbs denoting the quality of the process. In certain contexts, some verbs can be combined with adjectives (in compound nominal predicates) and other verbs.
Глагол обычно характеризуется как наиболее сложная часть речи, поскольку обладает наибольшим количеством словоизменительных категорий по сравнению с другими знаменательными частями речи. Глагол изменяется по категориям лица и числа, времени, вида, залога и наклонения. Кроме того, все глаголы обладают набором неличных форм (инфинитив, герундий, причастие I и II), которые еще называются «вербалиями» и противопоставляются личным формам глагола, называемым еще «финитными»; их оппозиция рассматривается как особая категория - «категорию финитности». Такой широкий набор форм обусловлен функцией, которую глагол выполняет в составе предложения: основной функцией глагола (и единственной функцией для личных форм глагола) является функция сказуемого – центрального члена предложения, его организационного центра, через который выражаются основные предикативные значения, т.е. отношения между обозначенной в предложении ситуацией и реальной действительностью. Неличные формы глагола, вербалии, выполняют функции, которые свойственны другим знаменательным частям речи, таким как существительные, прилагательные и наречия; тем не менее, вербалии могут выражать вторичную предикацию в предложении и обладают некоторыми другими глагольными признаками (см. Раздел 11). The verb is usually characterized as the most complex part of speech, because it has more word-changing categories than any other notional part of speech. It is changed according to the categories of person and number, tense, aspect, voice and mood. Besides, each verb has a specific set of non-finite forms (the infinitive, the gerund, participles I and II), otherwise called verbals, or “ verbids ”, opposed to the finite forms of the verb, otherwise called “ finites ”; their opposition is treated as “ the category of finitude ”. Such a wide range of forms is mainly due to the importance of the function that the verb performs in the sentence: its primary function (and the only function of its finite forms) is the function of a predicate – the central, organizing member of the sentence, expressing its crucial predicative meanings, or the relations of the event denoted by the sentence to actual reality. The non-finite forms of the verbs, verbids, perform functions characteristic of other notional parts of speech – nouns, adjectives, or adverbs, but still, they can express partial predication and share a number of other important verbal features with the finites (see Unit 11).
Сложность глагола как части речи проявляется также в многоярусной системе его грамматически существенных подклассов. На верхнем уровне все глаголы по семантической (номинативной) ценности подразделяют на два подкласса: подкласс полнозначных глаголов и подкласс служебных и полу-служебных глаголов. Полнозначные (знаменательные) глаголы обладают полной номинативной ценностью (лексической полноценностью) и непосредственно обозначают различные процессы, например: to work, to build, to lie, to love и т.д.; эти глаголы образуют ядро класса, большую его часть и являются открытой группой слов. Служебные и полу-служебные (илиполу-знаменательные) глаголы представляют собой закрытую группу слов частичной номинативной ценности. Они не могут обозначать процесс самостоятельно, однако через свои формы выражают предикативные значения в предложении (являются предикаторами). Неполнозначные глаголы далее распадаются на группы. Вспомогательные служебные глаголы используются для образования аналитических форм знаменательных глаголов, например: have done, was lost и т.д. Связочные глаголы служат для объединения номинативной части составного именного сказуемого (предикатива) с подлежащим. Они могут быть двух типов: чистые и спецификативные (уточняющие) связующие глаголы. Чистые связки выполняют только предикативно-связующую функцию в составе предложения; в английском языке есть лишь один чистый связочный глагол to be; спецификативные (уточняющие) связки уточняют характер связи между субъектом и его признаком, ср.: He was pale. – He grew pale. Характер подобного уточнения может быть либо «перцептивным», связанным с восприятием, например: to seem, to look, to feel и т.д., либо «фактуальным», например: to grow, to become, to get и т.д. Необходимо отличать полуслужебные связочные глаголы от омонимичных полнозначных глаголов, например: to grow может быть либо полнозначным глаголом, либо уточняющей связкой, ср.: The child grew quickly. – He grew pale. Модальные глаголы – предикаторы, которые передают различные субъективные отношения к действию, например, его долженствование, желательность, возможность, вероятность и т.д.: can, must, may и др. Особую группу полузнаменательных глаголов составляют так называемые интродукторы, которые используются для введения вербалий в синтаксическую конструкцию: они грамматически неотделимы от вербалий и вместе составляют сказуемое, например: He happened to know all about it. Глаголы-интродукторы передают следующие значения: оценка тождества, когда говорящий оценивает действие, обозначенное неличной формой глагола, как кажущееся, случайное или неожиданное, например: to seem, to prove, to appear, to happen; отношения между агентом действия и действием (способность к волевому действию), например: to try, to fail, to manage и др.; фаза действия, например: to begin, to start, to continue, to finish и др. Эти полу-знаменательные глаголы также необходимо отличать от омонимичных знаменательных глаголов, ср.: It happened ten years ago (happen в данном случае является полнозначным самостоятельным глаголом). - He happened to be there at the same time with her (happen в данном случае является полузнаменательным интродуктором инфинитива и представляет действие как неожиданное). Разбиение глаголов на знаменательные и (полу-)служебные грамматически существенно, поскольку глаголы этих двух подклассов выполняют разные синтаксические функции в предложении: знаменательные глаголы функционируют как самостоятельные сказуемые (предикаты), а полуслужебные и служебные глаголы – только как части сказуемых (предикаторы). The complexity of the verb is also manifested in the intricate system of its grammatically relevant subclasses. On the upper level, all the verbs according to their semantic (nominative) value fall into two big sub-classes: the sub-class of notional verbs and the sub-class of functional and semi-functional verbs. Notional verbs have full nominative value and are independent in the expression of the process, e.g.: to work, to build, to lie, to love, etc.; these verbs comprise the bulk of the class and constitute an open group of words. Functional and semi-functional (or, semi-notional) verbs make a closed group of verbs of partial nominative value. They are dependent on other words in the denotation of the process, but through their forms the predicative semantics of the sentence is expressed (they function as predicators). Functional and semi-functional verbs are further subdivided into a number of groups. Auxiliary functional verbs are used to build the analytical grammatical forms of notional verbs, e.g.: have done, was lost, etc. Link verbs connect the nominative part of the predicate (the predicative) with the subject. They can be of two types: pure and specifying link verbs. Pure link verbs perform a purely predicative-linking function in the sentence; in English there is only one pure link verb to be; specifying link verbs specify the connections between the subject and its property, cf.: He was pale. – He grew pale. The specification of the connections may be either “ perceptional ”, e.g.: to seem, to look, to feel, etc., or “ factual ”, e.g.: to grow, to become, to get, etc. The semi-functional link verbs should be distinguished from homonymous notional verbs, e.g.: to grow can be a notional verb or a specifying link verb, cf.: The child grew quickly. – He grew pale. Modal verbs are predicators denoting various subject attitudes to the action, for example, obligation, ability, permission, advisability, etc.: can, must, may, etc. A group of semi-notional verbs function as verbid introducers, i.e., they introduce non-finite forms of verbs into the structure of the sentence: they are grammatically inseparable from the verbids and these two lexemes jointly make the predicate of the sentence, e.g.: He happened to know all about it. Verbid introducers render the following meanings: modal identity, when the speaker evaluates the action denoted by the following verbid as seeming, accidental, or unexpected, e.g.: to seem, to prove, to appear, to happen, etc.; subject-action relations (conation), e.g.: to try, to fail, to manage, etc.; phasal semantics, e.g.: to begin, to start, to continue, to finish, etc. These semi-notional verbs should also be distinguished from homonymous notional verbs, cf.: It happened ten years ago (happen is a notional verb). – He happened to be there at the same time with her (happen is a semi-notional verbid introducer of modal identity – the process denoted by the infinitive is presented as unexpected). The subdivision of verbs into notional and (semi-)functional is grammatically relevant since the verbs of the two subclasses perform different syntactic functions in the sentence: notional verbs function as predicates, semi-functional and functional verbs as parts of predicates (predicators).
Знаменательные глаголы далее подразделяются на следующие группы. На основе отношений между субъектом и процессом глаголы противопоставляются как акциональные и статальные. Сами термины являются объяснительными: акциональные глаголы обозначают действия, совершаемые субъектом как активным производителем, например: to go, to make, to build, to look и др.; статальные глаголы обозначают разнообразные состояния, в которых может находиться субъект, или представляют его как реципиента (получателя) некоего внешнего воздействия, например: to love, to be, to worry, to enjoy, to see и т.п. Процессы, связанные с мышлением и чувственным восприятием, могут представляться либо как действия, либо как состояния; они могут передаваться либо через соотносимые пары разных глаголов, либо одной глагольной лексемой, например: to know (ментальное состояние) – to think (ментальное действие), to see, to hear (чувственное восприятие как таковое) - to look, to listen (чувственное восприятие как действие); The cake tastes nice (taste означает чувственное восприятие и выступает как статальный глагол). – I always taste food before adding salt (taste означает действие и выступает как акциональный глагол). Различия между акциональными и статальными глаголами проявляются через грамматические формы категории вида: акциональные глаголы свободно образуют формы продолженного вида, а статальные глаголы в аналогичных контекстах используются, как правило, в форме indefinite, ср.: What are you looking at? Do you hear me? Использование статальных глаголов в форме продолженного вида находит свое объяснение в терминах теории оппозиций как особый случай транспозиции и подразумевает определенные трансформации в значении глагола, например: The doctor is seeing a patient right now; I’m not seeing much of her lately (seeing приобретает значение действия, близкое по смыслу к “meeting ”); You are being naughty (= “ behaving”). Notional verbs are subdivided into several groups as follows. On the basis of subject-process relations the verbs are subdivided into actional and statal verbs. The terms are self-explanatory: actional verbs denote the actions performed by the subject as an active doer, e.g.: to go, to make, to build, to look, etc.; statal verbs denote various states of the subject or present the subject as the recipient of an outward activity, e.g.: to love, to be, to worry, to enjoy, to see, etc. Mental and sensual processes can be presented as actional or statal; they can be denoted either by correlated pairs of different verbs, or by the same verbal lexeme, e.g.: to know (mental perception) – to think (mental activity), to see, to hear (physical perception as such) - to look, to listen (physical perceptional activity); The cake tastes nice (taste denotes physical perception, it is used as a statal verb). – I always taste food before adding salt (taste denotes perceptional activity, it is used as an actional verb). The difference between actional and statal verbs is grammatically manifested in the category of aspect forms: actional verbs take the form of the continuous aspect freely, and statal verbs are normally used in indefinite forms in the same contexts, cf.: What are you looking at? Do you hear me? The use of the continuous aspect forms of the statal verbs finds its explanation in terms of the oppositional theory as a specific case of transposition and involves certain transformations in the meaning of the verb, e.g.: The doctor is seeing a patient right now; I’m not seeing much of her lately (seeing acquires the meaning of activity close to “meeting ”); You are being naughty (= “ behaving”) (see Unit 13).
Следующее разбиение знаменательных глаголов основано на их видовом (аспектуальном) значении, которое демонстрирует характер протекания обозначаемого действия, или способ его реализации. По способу реализации действие может быть одномоментным, продолжающимся, повторяющимся, начинающимся, законченным, незаконченным и т.п. Например: одномоментные действия передаются глаголами to drop, to click, to jump и т.д.; начинающиеся, продолжающиеся, заканчивающиеся, повторяющиеся действия передаются сочетаниями неличных форм глаголов с полу-знаменательными глаголами-интродукторами, такими как to begin, to continue, to finish, used to и др.; лексические аффиксы, в частности, префиксы используются для передачи видовых значений избыточности или недостаточности совершенных действий, их повторяемости и т.д., например: to overestimate, to underestimate, to reread и др. Все эти видовые подтипы охватываются в рамках грамматически существенного разбиения глаголов на две большие группы: так называемые предельные и непредельные глаголы. Предельные глаголы обозначают действия, которые потенциально предельны, т.е. направлены на достижение некоторого предела, после которого процесс, называемый данным глаголом, прекращается, не может существовать, например, to come, to sit down, to bring, to drop и др. Непредельные глаголы обозначают потенциально непредельные процессы, т.е. процессы, внутренне не ограниченные достижением некоторого предела, например, to go, to sit, to carry, to exist и др. Некоторые предельные и непредельные глаголы образуют семантические пары, обозначающие примерно один и тот же процесс, представляемый либо предельно, либо непредельно, ср.: to come – to go, to sit down – to sit, to bring – to carry; другие глаголы не имеют соотносимой пары по аспектному значению, например: to be, to exist (непредельные глаголы), to drop (предельный глагол). Однако большая часть глаголов в английском языке может представлять процесс как предельный или непредельный в разных контекстах, например: to build, to walk, to turn, to laugh и др. Традиционно такие глаголы рассматриваются как глаголы двойного, или смешанного аспектуального значения. В терминах теории оппозиций можно сказать, что лексическая оппозиция между предельными и непредельными глаголами в английском языке легко подвергается нейтрализации, что делает границы между двумя видовыми группами глаголов довольно свободными, нежесткими, например: Don’t laugh – this is a serious matter (непредельное использование, основная функция глагола laugh); He laughed and left the room (предельное использование, нейтрализация). Аспектуальное разбиение глаголов на предельные и непредельные тесно связано с описанным выше разбиением глаголов на акциональные и статальные (предельные глаголы могут быть только акциональными, а непредельные глаголы могут обозначать как действия, так и состояния), и оно также грамматически релевантно с точки зрения выражения грамматической категории вида. Разбиение английских глаголов на предельные и непредельные не совпадает с разбиением глаголов в русском языке на глаголы совершенного вида и несовершенного вида, которые обозначают реальное завершение или незавершенность процесса и могут соотноситься либо с предельными, либо с непредельными глаголами в английском языке, ср.: He came early yesterday (Вчера он пришел рано). – He came to us every day (Он приходил к нам каждый день). Another subdivision of notional verbs is based on their aspective meaning, which exposes the inner character of the process denoted, or, its mode of realization. According to the mode of realization, the process may be instantaneous (momentary), durative (continual), repeated, starting, completed, uncompleted, etc. For example: instantaneous actions are denoted by the verbs to drop, to click, to jump, etc.; starting, durative, terminated, or repeated actions are denoted by the combinations of verbids with semi-notional verbid-introducers, such as to begin, to continue, to finish, used to, etc.; prefixes are used to denote the aspectual meanings of overcompletion, undercompletion or repetition, e.g.: to overestimate, to underestimate, to reread, etc. All these minor subdivisions are generalized in the grammatically relevant subdivision of all the verbs into two big groups: the so-called limitive verbs and unlimitive verbs. Limitive verbs present a process as potentially limited, directed towards reaching a certain border point, beyond which the process denoted by the verb is stopped or ceases to exist, e.g.: to come, to sit down, to bring, to drop, etc. Unlimitive verbs present the process as potentially not limited by any border point, e.g .: to go, to sit, to carry, to exist, etc. Some limitive and unlimitive verbs form semantically opposed pairs, denoting roughly the same actual process presented as either potentially limited or unlimited, cf.: to come – to go, to sit down – to sit, to bring – to carry; other verbs have no aspective counterparts, e.g.: to be, to exist (unlimitive), to drop (limitive). But the bulk of English verbs can present the action as either limitive or unlimitive in different contexts, e.g.: to build, to walk, to turn, to laugh, etc. Traditionally such verbs are treated as verbs of double, or mixed aspective nature. In terms of the theory of oppositions one can say that the lexical opposition between limitive and unlimitive verbs is easily neutralized; this makes the borderline between the two aspective groups of verbs rather loose, e.g.: Don’t laugh – this is a serious matter (unlimitive use, basic function of the verb laugh); He laughed and left the room (limitive use, neutralization). The aspective subdivision of the verbs is closely connected with the previously described subdivision of the verbs into actional and statal (limitive verbs can be only actional, while unlimitive verbs can denote both actions and states) and it is also grammatically relevant for the expression of the grammatical category of aspect (see Unit 13). English limitive and unlimitive verbs do not coincide with the Russian perfective and imperfective aspective verbal subclasses, which denote the actual conclusion or non-conclusion of the process and may correspond (in due contextual circumstances) with either limitive or unlimitive verbs in English, cf.: He came early yesterday (Он пришел рано вчера). – He came to us every day (Он приходил к нам каждый день).
Следующее разбиение знаменательных глаголов основано на их сочетаемостных свойствах, или на их валентности. В традиционной грамматике глаголы по сочетаемостным свойствам делятся на переходные и непереходные: переходные глаголы обозначают действие непосредственно направленное на некоторый объект; в предложении они используются с прямым (беспредложным) дополнением, и конструкции с переходними глаголами свободно трансформируются из активных в пассивные, например: He wrote a letter. – The letter was written by him. Данное разбиение грамматически существенно для языков подобных русскому, поскольку в русском языке только переходные глаголы используются в пассивных залоговых формах. В английском языке пассивные формы залога используются гораздо шире, подавляющее большинство глаголов могут быть подвергнут пассивизации, например: глагол to walk является непереходным, однако по-английски можно сказать She was walked out of the room. В английском языке принято выделять переходное и непереходное использование глаголов, а не отдельные группы переходных и непереходных глаголов. Понятие «валентности» позволяет более детально проанализировать сочетаемостный потенциал глагола. Валентность подразумевает охват всех подчиненных синтаксических элементов (валентностных партнеров, или адъюнктов), которые требуются или допускаются глаголом. Например, валентность глагола to eat включает подлежащее и дополнение, как в предложении I am eating cheese. Валентность слова может быть либо обязательной (требуемой), либо необязательной, факультативной (разрешенной). Обязательные адъюнкты (слова, обязательно требуемые глаголом) называются «комплементаторами», а сам глагол – «комплементативным»; без комплементатора синтаксическая конструкция с комплементативным глаголом оказывается грамматически и семантически неполной, ср.: He is a writer. - *He is…. Факультативные адъюнкты (слова, разрешенные глаголом) называются «супплементаторами», а глагол – «некомплементативным» (или, «супплементативным»); супплементативный глагол может употребляться в предложении как с супплементатором, так и без него, ср.: They are singing a song. - They are singing.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow