Анализ реализации продукции

Объем реализации продукции является одним из основных показателей, характеризующих результат работы всех служб предприятия. От него зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выполнение плана по объему реализации продукции зависит от качества проведенного маркетингового анализа, обеспеченности производства сырьем и материалами, ритмичности производства и качества производимой продукции, ценовой политики и др.

Анализ реализации продукции начинается с изучения динамики этого показателя за ряд лет – определяются среднегодовые темпы роста, сравниваются с данными за определенный период по объему выпуска продукции. Необходимо также сопоставить плановые и фактические данные по ассортименту реализуемой продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств, который проводится в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки.

Согласно учетной политике, предприятие выбирает метод определения объема реализации продукции либо по моменту отгрузки продукции, либо по моменту ее оплаты покупателями. Данные методы определения объема реализации обусловливают применение двух вариантов проведения анализа реализации продукции:

1-й вариант. Если выручка на предприятии определяется по моменту отгрузки продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГПн – ТП = РП – ГПк,

отсюда

РП = ГПн – ТП – ГПк,

где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

РП – объем реализованной продукции за отчетный период;

ТП – стоимость выпуска продукции.

2-й вариант. Если выручка на предприятии определяется по моменту оплаты продукции покупателями, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ГПк + ОТк ,

отсюда

РП = ГПн + ТП + ОТн – ГПк – ОТк,

где ОТн, ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

В процессе анализа необходимо изучить причины:

– образования остатков готовой продукции на складах предприятия;

– роста остатков отгруженных товаров на конец периода, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.

Также анализируются факторы, которые влияют на реализацию продукции посредством роста объема производства продукции:

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

РП = Дв ∙ ЧР ∙ ГВ,

где Дв – доля реализованной продукции в общем объеме валовой продукции;

ЧР – численность работников;

ГВ – годовая выработка одного работника.

2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

РП = Дв ∙ ОПФ ∙ ФО,

где ОПФ – стоимость основных производственных фондов;

ФО – фондоотдача ОПФ.

3. Обеспеченность предприятия сырьем, материалами и эффективность их использования:

РП = Дв ∙ МЗ ∙ МО,

где МЗ – материальные затраты;

МО – материалоотдача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: