Анализ качества продукции

Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские, уровень их стандартизации и унификации, надежность и долговечность), определяющих ее пригодность для использования по назначению потребителем.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Они включают:

– удельный вес новой продукции в общем выпуске;

– удельный вес продукции высшей категории качества;

– средний коэффициент сортности;

– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

– удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют какое-либо свойство продукции. К ним относятся:

– полезность (жирность молока, содержание железа в руде и т.д.);

– надежность (безотказность в работе длительное время);

– технологичность (эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость));

– эстетичность изделий.

Косвенные показатели характеризуют потери от низкого качества продукции (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.).

При анализе показателей качества продукции необходимо изучить динамику (темпы роста и прироста), выполнение плана.

Основными причинами снижения качества продукции являются:

– плохое качество сырья;

– низкий уровень технологии и организации производства;

– недостаточная квалификация работников;

– неритмичная работа организации и др.

В процессе анализа качества продукции оценивается выполнение плана по качеству продукции. Для этого рассчитывается средний коэффициент сортности (). Он определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта:

,

где – объем производства i -го вида продукции;

– цена i -го вида продукции;

– общий объем выпуска продукции;

– цена продукции высшего сорта.

Последовательность оценки выполнения плана по качеству продукции следующая:

1) плановые и фактические объемы выпуска продукции пересчитываются по цене высшего сорта;

2) рассчитывается коэффициент сортности по плану;

3) определяется коэффициент сортности по факту;

4) рассчитывается процент выполнения плана по качеству путем деления коэффициента сортности по факту на коэффициент сортности по плану и умножением на 100.

Основными причинами снижения качества продукции являются:

– плохое качество сырья;

– низкий уровень технологии;

– плохая организация производства;

– низкая квалификация работников;

– аритмичность производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: