Ревизия (аудит) отгрузки и реализации продукции (товаров, работ, услуг)

С целью проверки правильности заключения договоров и их выполнения необходимо установить:

а) обеспеченность планируемых объемов поставок договорами,

б) своевременность заключения догово­ров,

в) правильность оформления договоров, а именно: обоснован­ность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции, наличие расшифровок ассортимента продукции, условий расчетов и санкций за невыполнение договорных обязательств,

г) соблюдение сроков поставки продукции, для чего составляют следующую вспомогательную ведо­мость:

Наименование продукции Срок отгрузки про­дукции по графику или договору Фактический срок отгрузки Отклонения, + (-)

При наличии фактов задержки отгрузки целесообразно све­рить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов и накопительных ведомостей вы­пуска готовой продукции,

д) соблюдение графиков сдачи в бухгалтерию документов на отпущенную продукцию, на основе которых выписыва­ются платежные документы.

Для проверки объемов отгруженной и реализованной продукции:

- используют приемы фактического контроля, а также встречную проверку данных об отгруженной продукции и принятой покупателем;

- сверяют учетные дан­ные о физическом количестве, зачетной массе, себестои­мости и выручке от реализации продукции. Для этого по товар­но-транспортным накладным, путевым листам грузового автомоби­ля, по актам встречной проверки с покупателями устанавливают дос­товерность натуральной и зачетной массы реализованной продук­ции,

- проверяют обоснованность списания потерь и недостач продукции в пути при ее доставке покупателю. Для этого составляют расчет потерь в пределах норм естественной убыли, а разница должна быть оформлена как недостача с последующим отнесением на виновных лиц. Причины возникновения указанных недостач изучают как по документальным данным, так и путем опроса соответствующих дол­жностных лиц, запроса покупателей. Если проверка осуществляется в период реализации продукции, можно применить приемы ее контрольного взвешивания, пересче­та и определения качества;

- если проверяемая организация признает выручку от реализации продукции по мере оплаты покупателем расчетных документов, то необходимо сверить ту часть отгруженных и неоплаченных товаров, которая длительное время (свыше 1 месяца) находится в пути, произвести встречную проверку с полу­чателями товаров.

При проверке цен реализации по каждому виду продукции, (работ, услуг) проверяется:

- соответствие цен действующим прейскурантам;

- выполнение догово­ров поставки (по ценам);

- наличие экономического обоснования цен и порядок их регистрации;

- соблюдение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов);

- соблюдение порядка формирования и применения цен (тарифов).

В процессе проверки правильности, своевременности и полноты учетных записей по счету 90 «Реализация»:

а) сопоставляются данные по счету 90 «Реализация» (о количестве, цене и выручке от реализации отдельных видов продукции) с показателями отчетов о движении продукции. При этом обязательной проверке подлежит организация раздельного учета выручки, полученной при осуществлении различных видов деятельности;

б) сверяются суммы, указанные в актах о взаимозаче­тах с контрагентами организации, с записями в учетных регистрах;

в)пересчитывается фактическая себестоимость отгруженной и реализованной продукции и проверяется порядок ее списания на счет 90 «Реализация». При этом, если в течение проверяемого периода в организации проводилась дооценка готовой продукции, то необходимо убедиться в том, что:

- дооценка производилась по мере отгрузки продукции;

- срок хранения дооцененной продукции на складе на дату реализации превысил три месяца,

- расчет суммы дооценки производился отдельно по каждой отгрузке в разрезе каждого наименования.

г) проверяется правильность включения затрат в состав расходов на реализацию, своевременность их документального отражения в учете, правильность ведения аналитического учета по счету 44.1 «Расходы на реализацию»;

д) оценивается правильность определения финансового результата от реализации продукции (работ, услуг);

е) проверяется взаимосвязь синтетического и аналитического учета, а также соответствие учетных данных отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: