Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?
К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Предлагаемое вашему вниманию пособие, восполняющее этот дефицит, может быть полезно педагогам и родителям, как направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
|
|
Пособие создано на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» — обязательный предмет в общеобразовательной школе. Для дошкольного образования подобный комплект — четыре рабочие тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями — подготовлен впервые. Все в совокупности является системой развивающих заданий для ребенка и вместе с тем руководством для взрослого по взаимодействию с детьми. Комплект может быть использован и родителями для воспитания ребенка в семье, и педагогами для занятий в условиях детского сада, и гувернерами. Однако, адресованный взрослым (педагогу, родителям), он предназначен для активной деятельности самих детей.
Содержание первой рабочей тетради направлено на формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Вторая рабочая тетрадь посвящена развитию основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма. Третья рабочая тетрадь освещает тематику как физического, так и психического здоровья человека, и направлена на формирование ценностей здорового образа жизни. В четвертой рабочей тетради рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
|
|
Приступая к работе с очередной рабочей тетрадью, воспитатель (родитель) должен заранее ознакомиться со всеми заданиями, которые в ней содержатся, и определить, сколько страниц занимает каждое из них. При этом следует ориентироваться на соответствующие номера заданий, отмеченные крупными цифрами в каждом рисунке. В первых трех тетрадях дается по 12 заданий, в четвертой — 10.
На первой странице каждой тетради в краткой форме изложены все содержащиеся в ней задания, что полностью соответствует последовательности их разъяснений в настоящем методическом пособии. В середине каждой тетради имеются страницы, предназначенные для вырезания, — дидактический материал для игровой деятельности. На них размещены материалы, необходимые для выполнения ряда заданий. Для удобства эти страницы можно заранее отделить, проследив за тем, чтобы они не потерялись в процессе работы над заданиями.
Следует иметь в виду, что содержание методического комплекта не сводится только к работе с тетрадями. В пособии описывается целостный педагогический процесс, который разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрагивая отдельные режимные моменты. Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому педагог может провести по отдельным темам несколько занятий или продолжить эту работу в различных видах деятельности детей.
В методическом пособии предлагаются примерные сценарии, которые могут стать опорой для педагогов при планировании педагогического процесса. Например, работая с тетрадью 1, дети смогут лучше запомнить круг опасных предметов (колющих, режущих, пожароопасных), понять последствия неосторожного обращения с ними. А примерный текст беседы взрослого, перечень вопросов детям, игры и тренинги, предложенные в методичке, сделают более понятными смысл запретов и способы безопасного поведения.
В пособие также включены стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы. Их можно использовать на разных этапах ее раскрытия в соответствии с определенными педагогическими задачами. По усмотрению педагога этот список может быть дополнен.
Опытные педагоги заметят, что предлагаемый комплект содержит как традиционные темы (например, знакомство со съедобными и ядовитыми грибами и растениями), так и совершенно новые темы и методы (тренинги поведения в опасных ситуациях, психотерапия детских страхов). Впервые достаточно подробно описано строение тела человека, функции его органов и систем (тетрадь 2). В этой теме главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.
|
|
И в заключение. Прежде чем приступить к работе с данным пособием, следует учесть следующее. Особенность содержания предлагаемых материалов заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать. Что же делать? Можно посоветовать взрослому постараться самому себе ответить на следующие вопросы:
• Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?
• Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы его усвоить?
• Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?
• Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам данных правил?
• Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребенка?