К читателям

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых без­защитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы обе­регать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредст­венным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привы­чная домашняя обстановка или морское побережье — каж­дая среда диктует совершенно различные способы поведе­ния и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно уз­нать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Предлагаемое вашему вниманию пособие, вос­полняющее этот дефицит, может быть полезно педагогам и родителям, как направленное на формирование у детей зна­ний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

Пособие создано на основе программы обеспечения без­опасности жизнедеятельности для детей дошкольного воз­раста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации пос­ледствий стихийных бедствий.

В настоящее время «Основы безопасности жизнедея­тельности» — обязательный предмет в общеобразователь­ной школе. Для дошкольного образования подобный ком­плект — четыре рабочие тетради с цветными иллюстрация­ми, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями — подготовлен впервые. Все в совокупнос­ти является системой развивающих заданий для ребенка и вместе с тем руководством для взрослого по взаимодейст­вию с детьми. Комплект может быть использован и родите­лями для воспитания ребенка в семье, и педагогами для занятий в условиях детского сада, и гувернерами. Однако, адресованный взрослым (педагогу, родителям), он предна­значен для активной деятельности самих детей.

Содержание первой рабочей тетради направлено на фор­мирование у детей знаний об осторожном обращении с опас­ными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Вторая рабочая тетрадь посвящена развитию основ экологической культуры ребенка и станов­ления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма. Третья рабочая тетрадь освещает тематику как физического, так и психи­ческого здоровья человека, и направлена на формирование ценностей здорового образа жизни. В четвертой рабочей тет­ради рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Приступая к работе с очередной рабочей тетрадью, вос­питатель (родитель) должен заранее ознакомиться со всеми заданиями, которые в ней содержатся, и определить, сколь­ко страниц занимает каждое из них. При этом следует ори­ентироваться на соответствующие номера заданий, отмечен­ные крупными цифрами в каждом рисунке. В первых трех тетрадях дается по 12 заданий, в четвертой — 10.

На первой странице каждой тетради в краткой форме из­ложены все содержащиеся в ней задания, что полностью со­ответствует последовательности их разъяснений в настоящем методическом пособии. В середине каждой тетради име­ются страницы, предназначенные для вырезания, — дидак­тический материал для игровой деятельности. На них разме­щены материалы, необходимые для выполнения ряда зада­ний. Для удобства эти страницы можно заранее отделить, проследив за тем, чтобы они не потерялись в процессе работы над заданиями.

Следует иметь в виду, что содержание методического комплекта не сводится только к работе с тетрадями. В посо­бии описывается целостный педагогический процесс, кото­рый разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрагивая отдельные режимные моменты. Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому педагог может провести по отдельным темам несколько занятий или про­должить эту работу в различных видах деятельности детей.

В методическом пособии предлагаются примерные сцена­рии, которые могут стать опорой для педагогов при планиро­вании педагогического процесса. Например, работая с тетра­дью 1, дети смогут лучше запомнить круг опасных предметов (колющих, режущих, пожароопасных), понять последствия неосторожного обращения с ними. А примерный текст беседы взрослого, перечень вопросов детям, игры и тренинги, пред­ложенные в методичке, сделают более понятными смысл за­претов и способы безопасного поведения.

В пособие также включены стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы. Их можно использовать на разных этапах ее раскрытия в соответст­вии с определенными педагогическими задачами. По усмот­рению педагога этот список может быть дополнен.

Опытные педагоги заметят, что предлагаемый комплект содержит как традиционные темы (например, знакомство со съедобными и ядовитыми грибами и растениями), так и со­вершенно новые темы и методы (тренинги поведения в опас­ных ситуациях, психотерапия детских страхов). Впервые до­статочно подробно описано строение тела человека, функции его органов и систем (тетрадь 2). В этой теме главное — не ус­воение ребенком достаточно сложных для его возраста зна­ний, а общее понимание целостности человеческого организ­ма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, про­чувствовать и лучше понять его сложное устройство, осоз­нать значение правильного питания, активного образа жиз­ни, личной гигиены.

Необходимость формирования ценностей здорового об­раза жизни продиктована современной экологической си­туацией, ухудшением состояния здоровья детей. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Человек посто­янно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка береж­ного отношения к природе и ее обитателям.

И в заключение. Прежде чем приступить к работе с дан­ным пособием, следует учесть следующее. Особенность со­держания предлагаемых материалов заключается в важ­ной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями. Формирование безопасного поведения неизбеж­но связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замеча­ют, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо пу­тем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать. Что же делать? Можно посоветовать взрослому постараться самому себе от­ветить на следующие вопросы:

• Может быть, я действовал только путем прямого запре­та и ребенок не понял значения данного правила?

• Может быть, у ребенка не было достаточно времени, что­бы его усвоить?

• Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?

• Последовательно ли мое собственное поведение, придер­живаюсь ли я сам данных правил?

• Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребенка?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: