Заключение

Свойствами современной системы управления образованием являются реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, сопутствующего принципа демократизации управления (привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, общественности).

Основной целью исследования явился анализ в первую очередь муниципальной системы управления образованием, деятельности органов управления образованием на муниципальном уровне и разработку технологий, позволяющих ее усовершенствовать.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Анализ различных точек зрения в изучении управления системой образования показал, что научные работы, посвященные данной проблеме можно условно разделить на несколько направлений: управление процессом образования (В.П. Беспалько, Г.Е. Зборовский, Г.В. Осипов, А.Н. Тихонов и др.), управление образовательными учреждениями (И.П. Гришан, B.C. Лазарев, В.П. Симонов и др.), управление федеральными, региональными, муниципальными системами образования (М.В. Артюхов, С.Н. Братановский, В.И. Дружинин, П.И. Третьяков и др.).

Обеспечение управления системой образования должно строиться с учетом общих принципов управления. При этом одним из важных принципов, определяющих сегодня деятельность органов управления образованием всех уровней, является принцип государственно-общественного характера управления образованием, который был провозглашен в качестве ведущего принципа государственной образовательной политики, но не получивший должного развития.

Современная система управления образованием в Российской Федерации, являясь одной из подсистем управления обществом, характеризуется следующими особенностями: новыми взаимоотношениями федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, реализацией процесса децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями, переходом от государственного к государственно-общественному управлению.

В последнее десятилетие одним из ключевых принципов управления образованием является принцип муниципализации, когда центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается уже на муниципальный уровень. Это происходит в связи с тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Соблюдение принципа муниципализации управления образованием будет способствовать созданию необходимых условий, при которых органы местного самоуправления становятся реальным субъектом управления развитием образования, обеспечивающим каждому проживающему на данной территории организацию полноты и качества образования.

Формирование, функционирование и развитие института образования рассматривается как одна из основных функций государства. Формирование общей государственной политики в области образования и распределение обязанностей и ответственности на все уровни управления подчёркивает и обеспечивает целостность системы образования в Российской Федерации и единство системы управления ею.

В результате анализа развития российской системы управления образованием можно выделить особо исторические периоды, когда система управления образованием характеризовалась постепенным усилением децентрализации управления, особую роль на местах приобретали земские органы. Одними из важнейших полномочий земств были организация школьных попечительств и родительских комитетов, борьба с отчужденностью школы от населения, продуманная форма общественного контроля за образованием и влияние на его развитие, что свидетельствовало о появлении демократических тенденций в управлении образованием, которые получили новое звучание в современной реформе образования.

В процессе управления образованием в современном государстве Россия принимают участие различные органы государственной власти, местного самоуправления и общественного управления. Исходя из целевой направленности организации и деятельности органов управления образованием вся система управления может быть дифференцирована на следующие подсистемы: государственную (в т.ч. региональную), муниципальную и образовательных учреждений.

Анализ проблем распределения полномочий между различными уровнями власти в современной России показывает тенденцию к муниципализации образования, когда происходит смещение полномочий в реализации образовательной политики на муниципальный уровень. В отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти – уровне субъекта Федерации управление носит преимущественно административный характер, то в рамках местного самоуправления оно становится более демократическим.

Одним из приоритетных направлений, связанным с модернизацией модели управления образованием на всех уровнях, становится формирование системы государственно-общественного управления образованием, расширение общественного участия в управлении. Однако управление образованием по-прежнему остается в значительной степени ведомственным, а если и создаются органы общественного управления, то они в основном выполняют узкий спектр функций, не способны принять на себя решение части социальных проблем, в сфере образования, осуществлять постоянный и действенный контроль за проведением образовательной политики.

При этом государственно-общественное управление представляет собой не просто совокупность государственных и общественных органов управления, а является системой, основанной на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием, государственная составляющая гарантирует обеспечение доступности и равных возможностей в получении полноценного качественного образования, а общественная составляющая - полноценную социализацию участников.

Гуманизация управления образованием предполагает развитие способности цивилизовать существующие отношения человека к окружающему миру, труду и самому себе. Решение данной проблемы в Российской Федерации предполагает тщательное изучение гуманистических ориентации в образовании не только Российской Федерации, но и стран с развитыми демократическими традициями, одной из которых является Америка.

Для более детального исследования управления образованием в качестве объекта исследования была выбрана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань».

Основные факторы повышения эффективности управления мы разделили на три большие группы:

- факторы повышения эффективности управления за счет поддержания стабильного функционирования школы;

- факторы повышения эффективности управления за счет развития школы и инновационных процессов

- факторы повышения эффективности управления на основе саморазвитием внутришкольного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: