Концепция «живой компании» Анри де Гиуса

Каждое подразделение компании, на своем уровне, является живой системой. Каждое отлично от других, видимо и независимо. В то же время каждое подразделение внедрено в более крупное целое. Посмотрим,как эти подразделения соответствуют критериям живой персоны Уильяма Штерна:

  • Каждое из этих подразделений ориентировано на достижение целей. Каждое движется в сторону самосохранения и саморазвития. Несущественно, что думают отдельные руководители, подразделение продолжает действовать, чтобы сохранить себя и расширить диапазон своей деятельности.
    Как и в случае отдельной личности, поведение корпорации (или ее подразделений) не может быть объяснено исключительно причинно-следственнойзависимостью. Так, нельзя сказать, что японская конкуренция и более низкие прибыли обусловили реакцию General Motors в виде изменения ассортимента продукции. Поведение GM перед лицом конкуренции и снижения прибылей может быть объяснено только через понимание различных живых систем внутри GM. Возможно, Cadillac изменил свой ассортимент продукции одним образом, поскольку его цель - продавать более дорогие машины, a Chevrolet отреагировала совершенно иначе, поскольку ее целью являлись машины лучшего качества. Или всвоей реакции GM могла бытьпросто частью более широкого ответа со стороны автомобильной промышленности США. Что бы ни случилось, поведение GM непредсказуемо - никто не может гарантировать, что события во второй раз разыграются так же.
  • Каждое подразделение компании осознает себя. Каждый, связанный с любым из этих подразделений, осведомлен о его границах, о том, кто в него входит и не входит. Судьба Shell Brazil, например, связана с судьбой ее клиентов, поставщиков, владельцев франшизы на заправочные станции. Но никто не допускает, что Petrobras, являющаяся главным поставщиком Shell в этой стране, является частью Shell Brazil.
  • Каждое подразделение открыто внешнему миру. Люди и идеи постоянно входят и покидают компанию, так же, как человеческое существо обменивается информацией и материей через пищеварительную систему, поры, глазаи уши. Практически каждое корпоративное событие, от рутинных деловых операций до замысловатых сценарных упражнений, представляет очередной обмен в непрерывном, пожизненном диалогес силами окружающего мира.
  • Каждое подразделение компании имеет конечную продолжительность жизни. Когда-нибудь каждая из действующих компаний внутри Royal Dutch/Shell закончит свое существование. Некоторые умрут прежде, чем умрет Royal Dutch/Shell. Некоторые могут продолжать житькак части других организаций. Каждое подразделение имеет потенциальную продолжительностьжизни, которую оно может реализовать или нет.

14. Социальная организация и ее характеристика.

Социальная организация – это упорядоченное взаимодействие индивидов, социальных групп и иных общностей на основе единства интересов, целей и программ.
Характеристика социальной организации:
1. Основными элементами социальной организации являются индивиды, их связи, взаимодействия, отношения. Социальная организация должна обеспечить реализацию потенциальных возможностей и способностей индивида.

2. В рамках социальной организации индивидуальные связи образуют новое системное качество, когда системообразующим фактором является единство их целей и интересов.

3. Социальная организация имеет функционально-целевую природу; специализация организаций означает специализацию адей, основанная на обмене информацией. Цель коммуникаций – обеспечить восприятие и понимание индивидом передаваемого сообщения.

5. Организация является инструментом обеспечения и регламентаций поведения людей ради общих целей.

6. Организационная культура. Ее формируют нормы ценностей, философия организации, убеждения людей, их знания и практический опыт. Она определяет поведение всех сотрудников организации.

7. В любой организации формируется система властных отношений; власть – способность оказывать влияние на поведение других людей, и система власти в любой организации имеет вид пирамиды, т.е. у любого руководителя имеются определенные полномочия. Власть имеется не только у формальных руководителей на вершине пирамиды. Следовательно, различаются и формы власти:

· - принуждение;

· - власть, основанная на вознаграждении;

· - экспертная власть (власть, которая основывается на знании);

· - эталонная власть, которая основывается на примере;

· - власть, основанная на владении информацией.

В организации происходят объективные и субъективные процессы: различают формальную и неформальную организации. Главной задачей управления является мотивация поведения людей и групп, которые обеспечивают индивидуальную, групповую, организационную эффективность. Задача не только использование человеческих ресурсов, но и их развитие.

Вопрос № 15. Внутренняя среда организации

Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди.

Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат.

Структура — это логическое взаимоотношение уров­ней управления и функциональных областей, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели организа­ции.

Разделение труда, на котором основывается построение структуры организации, может касаться работы с машинами, людьми и информацией. В зависимости от вида работ, взятых за основу разделения труда, соответственно выделяют производственную структуру, структуру аппарата управления и организационную структуру управления.

Производственная структура – группировка конкретных заданий в пределах производственных подразделений (цехов, участков), которые между собой связаны единой технологической цепью.

Структура аппарата управления – распределение власти и ответственности между управленческими работниками. Она основывается на вертикальном разделении труда, вследствие которого устанавливается количество уровней управления, строится управленческая вертикаль и формируются скалярные цепи, по которым осуществляется руководство или передается информация на высшие уровни управления.

Организационная структура управления – объединяет производственную структуру и структуру аппарата управления. При ее построении прежде всего определяют функции персонала организации. Особенность организационной структуры управления состоит в том, что в ее пределах осуществляется группировка задач управления и распределение полномочий между подразделениям, а не отдельными должностными лицами, т.е. распределяются полномочия, а не власть.

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией.

С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.

Технология — это сочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Влияние технологии на управление определилось тремя крупными переворотами в технологии:

1) промышленной революцией;

2) стандартизацией и механизацией производственного процесса;

3) применением конвейеров;

4) информатизация.

Классификация технологии по Вудворд. (Джоан Вудворд британская исследовательница управления). В основе классификации лежит повторяемость и технология выполнения операций, связанных с предметами и средствами труда.

1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное про­изводство — изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий (эффективно при условии, когда для потребителя главным критерием является качество и уникальность товара). Например: компьютеры IBM, уникальное медицинское оборудование, мебель или одежда по индивидуальному заказу.

2. Массовое или крупносерийное производство — изго­тавливается большое количество изделий идентичных или очень похожих друг на друга. Эффективно, когда доминирующим критерием является качество и дешевизна, а уникальность не важна. Например: практически все потребительские товары изготовляются на базе технологии массового производства.

3. Непрерывное производство — круглосуточное ис­пользование автоматизированного оборудования. Эффективны при необходимости непрерывно изготовлять одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах (крекинг нефти, производство электроэнергии).

Классификация технологии по Томпсону. (Джеймс Томп­сон — социолог и теоретик организаций). В основе классификации лежит технология решения управленческих задач, связанных с людьми и информацией.

1. Многозвенные технологии — характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (производство автомобиля).

2. Посреднические технологии — характеризуются относительной самостоятельностью выполнения работ отдельными подразделениями организации. Например: банковское дело связывает вкладчиков и тех, кто берез займы в банках; бюро по трудоустройству – продавцов и покупателей рабочей силы.

3. Интенсивная технология — предусматривают разносторонние связи между исполнителями с целью уточнения выполняемой работы. Например: в больницах на «пятиминутках» рассматривают сложные случаи лечения пациентов, при необходимости созывают консилиум.

Персонал. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся:

а) способности;

б) предрасположенность, одарённость — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы;

в) потребности — недостаток чего-либо;

г) ожидания — люди формируют их относительно ре­зультатов своего поведения;

д) восприятие — это интеллектуальное собрание сти­мулов, получаемых от ощущений. Восприятие у двух людей всегда разное;

е) точка зрения;

ж) ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни

Основное усилие менеджмента в организациях направ­лено на людей.
16. Внешняя среда организации

Общая характеристика

В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.

Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.

Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.

Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. Сложность внешней среды проявляется в ряде моментов.

По характеру воздействия на организацию выделяют среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

К среде прямого воздействия относятся поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.

К среде косвенного воздействия относятся факторы внешней среды, которые влияют на организацию опосредовано. Они учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая ситуация, например, фаза цикла (спад или подъем), уровень безработицы, темпы инфляции, технологический прогресс, политический климат и т.д.

Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей. Во-первых, это взаимосвязи элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.

Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: