Принципы управления денежной системой. Принципы управления де-нежной системы представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны.
Раскроем их.
Реализация принципа централизованного управления национальной де-нежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.
Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации нс создаются специальные органы административного управления.
Вместе с тем основной финансовый план государства, государственный бюджет, оформляется законодательно и носит директивный характер. Исполнение госбюджета возлагается на правительство в целом и министерство финансов в частности.
|
|
Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, чтобы не допускать инфляции.
Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.
Декларируемый принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, предполагает реализацию стремления к тому, чтобы все современные денежные знаки, как заменители реальных денег, были обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-матернальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).
Принцип неподчиненности правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т. с. правительству или какому-либо иному органу, «общественному совету» и пр. Только в этом случае центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.
|
|
Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что центральный банк не финансирует правительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.
Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.
Принцип надзора и контроля за денежным оборотом — неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и безналичным денежным оборотом.
Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.
Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту своей страны, накапливать ее, хранить во вкладах банков, использовать в качестве платежного средства за рубежом.
Поддержание стабильности денежной системы. Важнейшим результатом эффективного управления денежной системой является обеспечение потребностей экономического развития страны, что выражается в стабильности национальной валюты. В случае ее нарушения восстановление равновесия на финансовом рынке стабилизация национальной валюты может происходить путем:
• дефляции, уменьшения денежной массы путем изъятий из обращения излишних бумажных денег;
• нулификации, ликвидации старых денежных знаков в целях последующего выпуска новых в меньшем количестве;
• деноминации, изменения нарицательной стоимости денежных знаков с их последующим обменом по определенному соотношению на новые (с уменьшенным номиналом) денежные единицы с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы;
• девальвации, уменьшения металлического содержания денежной единицы или снижения курса бумажных знаков по отношению к денежному металлу или к иностранной валюте;
• ревальвации (ревалоризации, реставрации), повышения металлического содержания денежной единицы или повышения курса бумажных знаков по отношению к денежному металлу или к иностранной валюте.
Еще одним из путей стабилизации национальной валюты является проведение денежной реформы.
На практике существенное преобразование денежной системы выражается в проведении денежной реформы. Денежная реформа — это переход от одной денежной системы к другой, предполагающий упорядочение и укрепление денежного обращения. Денежная реформа может иметь вид:
• перехода от одного типа денежной системы к другому, от одного денежного товара к другому (переход от товарных денег к металлическим, от металлических к фидуциарным денежным системам);
|
|
• замены неполноценной или обесцененной валюты на полноценную, не-конвертируемых знаков на конвертируемую валюту;
• изменения в системе эмиссии денег (выпуск денежных знаков более высокого номинала, прекращение эмиссии денежных знаков низкого номинала);
• стабилизации валюты, различных мер по упорядочению денежного обращения (замена одних денежных знаков другими в процессе деноминации);
• образования новой денежной системы в связи с государственным переустройством (эмиссия общей валюты; переход от общей валюты к национальной).
Вопросы для контроля знаний:
1. Каковы особенности металлических и бумажных денег?
2. Охарактеризуйте кредитные деньги и их основные формы?
3. Охарактеризуете различие вексельного и банкнотного обращения?
4. Охарактеризуйте депозитные деньги и их основные формы?
5. Перечислите виды чеков и укажите их отличительные признаки?
6. В чем различие между кредитными и депозитными деньгами?
7. Какими преимуществами обладают электронные деньги?
8. Чем отличаются дебетовые платежные карточки от кредитных?