Renatio. Его жизни; он сделал больше, чем кто бы то ни было, для соединения нового гуманизма с католической традицией

его жизни; он сделал больше, чем кто бы то ни было, для соединения нового гуманизма с католической традицией. Ero Оружие христианского воина (1503 г.) также пользовалось беспримерной популярностью. Подобно своему другу Томасу Мору, он был поклонник не только aп. Павла, но и Платона. Изданный им греческий Новый Завет (1516 г.) стал заметным событием. Именно в предисловии к этому труду стояли знаменитые слова: «Я хочу, чтобы каждая женщина могла прочитать Евангелие и Послания апостола Павла. Чтобы они были переведены на все языки... и поняты не только шотландцами и ирландцами, но и турками и сарацинами. Чтобы крестьянин мог напевать отрывки из Писания, идя за плугом, чтобы пряха мурлыкала фразы из Писания под пение прялки...»7

Но, может быть, особенно привлекателен был его нрав, полный парадоксов. Он был священником с сильной наклонностью к антиклерикализму; ученый, ненавидевший педантство; будучи на содержании у королей и императоров, он ранил словом королей и князей; настоящий протестант в своем протесте против злоупотреблений Церкви, он не участвовал в Реформации; он был убежденным гуманистом и убежденным христианином. Его книги веками оставались под запретом Церкви (в Индексе), но свободно печатались в Англии, Швейцарии и Нидерландах.. У него было и тонкое чувство меры, и неистовый ум.

«Какое произойдет несчастье, — спрашивал он у папы Римского Юлия II, — если когда- нибудь верховный понтифик, викарий Христа, попытается подражать Его жизни, полной бедности и трудов?» И отвечал; «Тысячи писцов, сикофантов... погонщиков мулов... и сводников» останутся без работы8. «И Христос, — писал он, вызывая ярость инквизиции, — несколько делался глупцом, чтобы помочь дурости человечества»9.

Эразм оказал огромное влияние на язык своего времени. Его аннотированное собрание Adagia (1508 г.) стало первым мировым бестселлером, через эту книгу в употребление вошли свыше 3000 классических фраз и поговорок:

oleum Camino — лить масло в огонь

ululas Athenas — посылать сов в Афины iugulare mortuo — перерезать горло трупам mortuum flagellas — подстегивать мертвых (лошадей) arare litus — пахать песок


asinus ad lyram — посадить осла за арфу

de filo pendet — висит на волоске

festina lente — поспешай медленно

equi dentes inspicere donati — заглядывать дареному коню в зубы10.

Гуманизмом называют широкое интеллектуалкое движение, предшественником и катализатором которого была Новая ученость. Это движение было ознаменовано решительным переходом от теократического, Богоцентричного мировоззрения Средних веков к антропоцентричному, или человекоцентричному мировоззрению Ренессанса. Манифестом этого движения можно считать трактат Пико О достоинстве человека; и co временем оно распространилось на все области знания и искусства. Ему приписывают понятие человеческой личности, возникшее благодаря тому, что стали приписывать особое значение уникальности и особенно ценить индивидуальность. Ему приписывают рождение истории как науки о процессах перемен, а отсюда и понятие прогресса; оно связано с понятием научности — то есть принципа ничего не принимать на веру без испытания и демонстрации. В религиозной мысли гуманизм породил основной принцип протестантизма (который усиленно подчеркивают его адепты) — личное суждение/индивидуальная совесть. В искусстве в связи с идеями гуманизма возродился интерес к человеческому телу и неповторимости человеческих лиц. В политике он проложил путь идее суверенного государства в противоположность христианскому сообществу, так что были заложены основания современного национализма. Суверенное национальное государство — это коллективный аналог автономной человеческой личности. [ГОСУДАРСТВО]

Гуманизм Ренессанса и в своей любви к языческой античности, и в желании ко всему приложить критические способности человека вступил в противоречие с основными христианскими моделями поведения и картиной мира. Безотносительно к намерениям гуманистов, традиционалисты считали такой путь разрушительным для религии, подлежащим, следовательно, ограничению. Пятьсот лет спустя, когда христианский мир зашел уже


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: