Renatio. Другие же, напротив, считают, что имел место кризис современного государства и окраины силой противостояли растущим требованиям и претензиям центра

Другие же, напротив, считают, что имел место кризис современного государства и окраины силой противостояли растущим требованиям и претензиям центра. Есть и такие, кто видит в происшедшем только совпадения.

Рим, 19 февраля 1667. Джанлоренцо Бернини (1598-1680 гг.), папский архитектор представил свои эскизы третьей и последней большой колоннады вокруг площади Св. Петра. Он предлагал, чтобы terzo braccio, или третий рукав ero колоннады, имел форму отстоявшей пропилеи, или входа с девятью нишами, увенчанными часовыми башнями. Пропилеи предлагалось расположить у входа на площадь прямо напротив фасада собора Св. Петра (см. карту 17, c. 419).

В своем giustificazione [обосновании проекта], представленном вместе с эскизами еще за 12 лет до того, Бернини разъяснил строение и символизм площади Св. Петра. Площадь должна была стать преддверием церкви, местом сбора множества людей, пришедших за папским благословением, местом торжественных процессий и в то же время границей святыни. Он хотел видеть колоннаду прозрачной, проницаемой, планировал сделать пространство между колоннами шире самих колонн для облегчения прохода людей и для того, чтобы у них не возникало ощущения физической преграды. Колоннаду предполагалось покрыть лентой антаблемента, что позволило бы людям укрыться в плохую погоду; антаблемент должны были венчать статуи, которые бы являли народу собрание святых. Два идущих полукругом крыла колоннады, выступающих далеко за пределы церковного двора, Бернини выразительно сравнивал с «обнимающими руками Матери Церкви», привлекающими к себе всех людей. Пропилеи же должны были занять место рук, соединенных в горячей молитве, здесь должны был соединиться широкие объятия протянутых навстречу людям рук Церкви.

Однако кардиналы из Congregazione delta Reverenda Fabbrica, которые ведали строительными работами, думали иначе. Они повелели не построить пропилеи, а замостить площадь и соорудить второй фонтан. Вскоре затем умер папа-покровитель Бернини, так что решение о строительстве terzo braccio так никогда и не было принято. Амфитеатр христианской вселенной так никогда и не был замкнут60.

Согласно размеру собора площадь перед ним была грандиозной. Ее общая длина от главного портика до западного входа составляет 339 м (370 ярдов), а ширина — 220 м (240 ярдов). Здесь без труда помещается 100000 человек. Очертания соединенных здесь пространств, несмотря на всю сложность, изумительно совершенны. Трапеция перед фасадом переходит в эллипс между руками колоннады. В целом колоннада состоит из 284


дорических колонн и ромбовидных пилястров, расположенных четырьмя рядами. На ионическом антаблементе 96 статуй святых и еще 44 над галереями церковного двора. В 1586 году в фокусе овала (колоннады) был поставлен на площади обелиск из Гелиополя высотой 41 м. По бокам его появились два круглых фонтана: один Мадерны (1614 г.), другой был добавлен Бернини в 1667 г.

Строительством колоннады Бернини завершилась реконструкция собора и площади Св. Петра, продолжавшаяся 161 год. Этим завершились работы, растянувшиеся на целую Контрреформацию. В целом эти работы начались в 1506 г., но большая часть грандиозного плана Браманте, первого архитектора собора, оставалась только на бумаге на протяжении всего XVI в. Купол Микеланджело был завершен в 1590 г.; впрочем, и тогда нефа еще не было и развалины церкви Константина IV века все еще загромождали старую площадь. Только в 1605 г. Карло Мадерна получил разрешение снести старую церковь и возвести новый портик и фасад, которые были торжественно открыты в Вербное воскресение 1615 г. В 1620-е гг. молодой Бернини добавил к фасаду Мадерны две величественные campanili [колокольни], но двадцать лет спустя их снесли. Назначенный главным архитектором в 1628 г., он получил широкие полномочия только в 1655 г. За следующие 12 лет Бернини возводит Scala Regia — главную лестницу Ватиканского дворца, Кафедру, или Трон святого Петра, и новую Piazza с колоннадой61.

Рим во времена Бернини был настоящим ульем, полным интриг и кипучей деятельности; искусство и политика Церкви здесь соединялись с амбициями могучих аристократических кланов, суетливого процветания торговцев и ремесленников и мучительного ничтожества простого народа. Бернини должен был слышать о том, как сожгли Джордано Бруно и, возможно, даже присутство-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: