Comenius

Когда Ян Амос Коменский умер в Амстердаме 15 ноября 1670 г., ero повсюду считали


безумцем, занятым совершенно безнадежным делом. Он был последним епископом общины Чешских братьев; более пятидесяти лет он прожил в изгнании, а труд его жизни, представлявший пансофический взгляд на универсальный мир и культуру, остался незавершенным. Его предсказания — что папа будет низвержен и в 1672 году наступит конец света — вызывали лишь насмешки.

Коменский родился в 1592 г. в Моравии и всю жизнь шел против течения. Он много путешествовал, получил хорошее образование в Гейдельбергском университете и надеялся остаться директором школы Чешских братьев в Фульнеке. Однако после победы Габсбургов в Богемии был вынужден отправиться в 1621 г. в Польшу; затем преследование прошведски настроенных протестантов в Польше в 1657-1658 гг. гонит его дальше в Голландию. Больше всего сил он потратил на то, чтобы рассказать о судьбе Богемии; он писал о педагогике, он был бродячим консультантом по вопросам образования. В этом своем последнем качестве он подолгу жил в Англии, Швеции и Трансильвании. Его даже приглашали стать ректором Гарвардского университета.

Между тем система взглядов Коменского была гораздо более последовательной, чем можно заключить из разборов его критиков. Его страсть к реформированию образования

проистекала непосредственно из взглядов Чешских братьев, которые взросли на гуситской традиции чтения Библии на народном языке. Необходимость обучения языку была очевидна для того, кто происходил из многоязычной Моравии и побывал во многих других странах; одержимость же идеями пацифизма была естественным следствием жизни человека, много пострадавшего от войн и религиозных распрей.

Как автор-полиглот Комениус (он был больше известен под этим именем) приобрел международную известность. Его ранний труд Лабиринт мира и райская обитель сердца был своего рода паломничеством в сферы духовного, этот труд был написан по-чешски. Его Врата языков — труд, начавшийся как трехъязычный учебник латинского, чешского и немецкого, — затем дошел до сотни версий, включая персидскую и турецкую. Также популярен был и его Мир в картинках (1658 г.), положивший начало визуальному обучению. Однако самым значительным вкладом Коменского стали его педагогические труды Opera didactica omnia (1658 г.). Весомость наследия Коменского со временем росла и привлекала к себе четыре категории почитателей.

В вопросах религии его имя почитали те, кто в следующем веке возродили старую общину Чешских братьев в новой форме Чешской Моравской церкви.

В эпоху чешского возрождения Коменский занял место на-

ционального святого. Палацкий составил его биографию; граф Лютцов популяризировал по всему миру его Лабиринт; Томаш Масарик считал его ключевой фигурой чешской демократии и гуманизма. Первая часть мемуаров Масарика называлась Завет Коменского.

Современные теоретики педагогики считают Коменского отцом-основателем этой дисциплины. Его учебники, ориентированные на ученика, вдохновили такие прогрессивные методы обучения (с ориентацией на ребенка), как методы Фребеля, Песталоцци и Монтессори.

А защитники всеобщего образования приводят тексты Коменского как образцы:

«Не только дети богатых и сильных, но мальчики и девочки, богатые и бедные во всех городах... и селениях должны ходить в школу. [...] Если кто-нибудь спросит: "Для чего ремесленникам, крестьянам, привратникам и даже женщинам учиться грамоте?» — я отвечу: Все они получат пищу для того, чтобы думать, выбирать, следовать и совершать доброе. [...] Не беда, что некоторые кажутся от природы тупыми и глупыми... Чем меньше и слабее склонности человека, тем больше он нуждается в помощи и поддержке..."»

И в наше время всякий ребенок, который читает комикс, учится по учебнику с иллюстрациями или смотрит учебный фильм или учебную передачу по телевизору или на видео, должен благодарить за это Коменского.

LUMEN

Прусский или императрица Екатерина II в России, конечно же, считали себя разумными и просвещенными монархами, как и Карл III в Испании, или Леопольд, великий герцог Тосканский, или его брат Иосиф II Австрийский. Однако свои отношения с философами- консультантами они обычно строили но модели «безусловный хозяин

— почтительный клиент [плебей, пользовавшийся покровительством патрона-патриция

ред.}». Великий Вольтер проявил себя не меньшим сикофантом, чем мудрецом: он редко высказывался о милитаризме Фридриха или расправах Екатерины. И только Руссо открыто высказывал Фридриху свои мысли. [ГУСИНЫЙ ШАГ]

Отметим также, что идеалы Просвещения устояли во всех перипетиях революционного кризиса. Просвещенные реформаторы предреволюционного времени — барон фон Штейн (1757-1831) в Пруссии, еврей-выкрест барон фон Зонненфельс (1732-1817) в Австрии, Станислав Сташиц (1755— 1828) в Польше или граф Монелаж (1759-1838) в Баварии — были все еще у дел в 1815 г. Между тем лишь немногие деятели революционного времени, игравшие выдающуюся роль после 1789 г.

— Мирабо, Дантон, Кондорсе, Робеспьер, Сен-Жюст, — имели сколько-нибудь заметное влияние до событий революции. В этом отношении (как и вообще во многом) исключением был Томас Пейн (см. главу IX).

Тем не менее к 1778 г., когда умерли оба — Вольтер и Руссо, Просвещение начало выдыхаться. Впрочем, значительное влияние Просвещения сохранится еще надолго, так что, можно сказать, оно стало неотъемлемым компонентом того фундамента, на котором взросла современная европейская мысль. В то же время рационализм, давший первоначальный толчок Просвещению, постепенно терял влияние. Чистый разум оказался


недостаточным средством не только для понимания мира, но и для того, чтобы понять предсказания о грядущих потрясениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: